Рабочая программа
По биологии (базовый стандарт)
Класс
Учитель: Разгуляева Анна Игоревна
Учебный год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Нормативная база
Данная рабочая программа по биологии составлена для 5 класса в соответствии со следующими документами:
1. Учебным планом частного общеобразовательного учреждения «Школы экономики и права» (ЧОУ ШЭиП Санкт-Петербурга) на 2019-2020 учебный год;
2. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.10 2010 № 968 «Об утверждении требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
8. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;
9. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
10. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
11. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;
12. Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.);
13. Приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312»;
14. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
15. Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
16. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
17. Письмом Министерства образования и науки РФ от 16.05.2018г. №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
18. Законом Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге», принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 26.06.2013 г. (с изменениями на 19.12.2018);
19. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. №355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.12. 2016 года);
20. Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 г. №810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений СПб, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
21. Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2019 г. № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».
Сведения о программе
Рабочая программа реализуется в учебниках по биологии 5-9 классов линии для основной школы под руководством В.В. Пасечника и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
1. Фундаментального ядра содержания основного общего образования;
2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
3. Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
5. Программы духовно-нравственного развития и воспитаний личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Вид программы: типовая.
Уровень программы – базовый стандарт.
Цели и задачи курса
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об основных царствах живой природы, об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биологии;
2. Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
3. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
5. Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий);
6. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
7. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
8. Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
9. Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
10. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
11. Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
12. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи изучения биологии в 5 классе:
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Другие учебные пособия
1. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
2. Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.
3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровые микроскопы.
Виды и формы контроля
Используются формы контроля знаний:
· фронтальный и индивидуальный опрос;
· тесты письменные;
· письменные домашние задания;
· творческие задания;
· индивидуальные выступления (доклады, сообщения) по теме;
· презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий;
· промежуточные и итоговые (в том числе тестовые) проверочные работы.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Учащиеся должны знать/понимать:
· строение и функции клеток;
· сведения о таксономических единицах;
· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека;
· охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
и уметь:
· пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
· вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
· соблюдать правила поведения в природе;
· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности.
Содержание учебного курса биологии
2.1. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса биологии в УМК В.В. Пасечника сконструировано следующим образом:
1. Бактерии, грибы, растения (5 класс);
2. Многообразие покрытосеменных растений (6 класс);
3. Животные (7 класс);
4. Человек (8 класс);
5. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
2.2. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Лабораторные, работы | Проверочные работы |
1 | Введение | 7 | 0 | 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 6 | 5 | 1 |
3 | Царство Бактерии | 2 | 0 | 0 |
4 | Царство Грибы | 5 | 3 | 1 |
5 | Царство Растения | 9 | 5 | 1 |
6 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 0 | 1 |
Резерв | 4 ч. | |||
Итого | 34 ч. | 13 | 5 |
Введение (7 ч)
Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Рабочая программа
по биологии (базовый стандарт)
Класс
Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.