По биологии (базовый стандарт)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая программа

По биологии (базовый стандарт)

Класс

Учитель: Разгуляева Анна Игоревна

Учебный год

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Нормативная база

Данная рабочая программа по биологии составлена для 5 класса в соответствии со следующими документами:

1. Учебным планом частного общеобразовательного учреждения «Школы экономики и права» (ЧОУ ШЭиП Санкт-Петербурга) на 2019-2020 учебный год;

2. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.10 2010 № 968 «Об утверждении требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

8. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;

9. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении

 изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

10. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

11. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

 образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;

12. Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.);

13. Приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от  09 марта 2004 г. № 1312»;

14. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

15. Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

16. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

17. Письмом Министерства образования и науки РФ от 16.05.2018г. №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

18. Законом Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге», принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 26.06.2013 г. (с изменениями на 19.12.2018);

19. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. №355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.12. 2016 года);

20. Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 г. №810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений СПб, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

21. Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2019 г. № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».

Сведения о программе

Рабочая программа реализуется в учебниках по биологии 5-9 классов линии для основной школы под руководством В.В. Пасечника и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

1. Фундаментального ядра содержания основного общего образования;

2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

3. Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

5. Программы духовно-нравственного развития и воспитаний личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • В.В. Пасечник Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016
  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа,2016
  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016

Вид программы: типовая. 

Уровень программы – базовый стандарт.

Цели и задачи курса

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об основных царствах живой природы, об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биологии;

2. Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

3. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

5. Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий);

6. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

7. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

8. Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

9. Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

10. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

11. Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

12. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи изучения биологии в 5 классе:

  • формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
  • освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
  • овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Другие учебные пособия

1. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;

2. Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.

3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровые микроскопы.

Виды и формы контроля

Используются формы контроля знаний:

· фронтальный и индивидуальный опрос;

· тесты письменные;

· письменные домашние задания;

· творческие задания;

· индивидуальные выступления (доклады, сообщения) по теме;

· презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий;

· промежуточные и итоговые (в том числе тестовые) проверочные работы.

Планируемые результаты изучения курса биологии

Учащиеся должны знать/понимать:

· строение и функции клеток;

· сведения о таксономических единицах;

· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека;

· охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

и уметь:

· пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

· вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

· соблюдать правила поведения в природе;

· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности.

 

Содержание учебного курса биологии

     2.1. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса биологии в УМК В.В. Пасечника сконструировано следующим образом:

1. Бактерии, грибы, растения (5 класс);

2. Многообразие покрытосеменных растений (6 класс);

3. Животные (7 класс);

4. Человек (8 класс);

5. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.

 2.2. Тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Лабораторные, работы  Проверочные  работы
1 Введение 7 0  1
2 Клеточное строение организмов 6 5  1
3 Царство Бактерии 2 0  0
4 Царство Грибы 5 3  1
5 Царство Растения 9 5  1
6 Обобщение и систематизация знаний 1 0  1
  Резерв 4 ч.    
  Итого 34 ч. 13  5

Введение (7 ч)

Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Рабочая программа

по биологии (базовый стандарт)

Класс

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.