РУП «Научно-практический центр гигиены», г. Минск, Беларусь
В отдаленном периоде спустя 30 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС радиационная обстановка на загрязненных радионуклидами территориях Республики Беларусь значительно улучшилась, в том числе и в отношении радиоактивного загрязнения пищевых продуктов. По результатам радиационного контроля превышения действующих «Республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов 137Cs и 90Sr в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99)» регистрируются в отдельных сельскохозяйственных организациях в молоке, мясе крупного рогатого скота, картофеле, продовольственном зерне, продукции леса и в 10 населенных пунктах в молоке из частного сектора.
В 2014 г. превышения РДУ-99 по содержанию 137Cs в молоке (100 Бк/л) из личных подсобных хозяйств были установлены в 10 населенных пунктах (НП): в 9 НП Гомельской области и в 1 НП Брестской области, в Могилевской области такие случаи не установлены; для сравнения – в 2008 году превышения РДУ-99 в молоке были установлены в 65 НП: в 50 НП Гомельской области, в 14 НП Брестской области и в 1 НП Могилевской области.
Превышения допустимых уровней содержания 90Sr в молоке из личных подсобных хозяйств зарегистрированы в 2014 г. только в 7 НП Гомельской области, а в 2008 г. – в 23 НП Гомельской области.
В пищевых продуктах из общественного сектора превышения РДУ-99 по 137Cs в 2014 г. были установлены только в 31,3 тоннах мяса крупного рогатого скота в Гомельской и Могилевской областях, а в 2008 г. – в 215,6 тоннах (из них 89,8% было произведено в Гомельской области). Случаи превышения РДУ-99 по 90Sr в пищевых продуктах из общественного сектора в 2014 г. были установлены только Гомельской области в картофеле и молоке (более 3,7 Бк/кг), а также в продовольственном зерне (более 11 Бк/кг), а в 2008 г. – в молоке из Гомельской области и в продовольственном зерне из Гомельской, Могилевской и Брестскойобластях.
В отношении пищевой продукции леса ситуация остается практически неизменной, превышения РДУ-99 по содержанию 137Cs в пищевой продукции леса (грибы, лесные ягоды) регистрируется в 40-50% исследованных проб продукции леса.
В соответствии с международными подходами и требованиями радиационной безопасности Респу блики Беларусь облучение населения, проживающего на территориях, загрязненных в результате радиационной аварии, такой как катастрофа на Чернобыльской АЭС, при этом учитывая ситуацию спустя 30 лет после аварии, необходимо ограничивать как для ситуации существующего облучения. В ситуации существующего облучения для ограничения облучения населения устанавливаются референтные уровни, которые являются уровнем дозы, риска или активности радионуклидов, выше которого планировать допустимое облучение неприемлемо, а ниже которого следует продолжать оптимизацию защиты и безопасности.
В отдаленном периоде после аварии на Чернобыльской АЭС необходимо пересмотреть подходы к проведению радиационного контроля с учетом вероятности превышения референтных уровней содержания радионуклидов в пищевых продуктах. Референтные уровни необходимо устанавливать с учетом сложившейся радиационной обстановки, социально-экономических показателей, а также реально достигнутых уровней содержания 137Cs и 90Sr в пищевых продуктах.
В связи с улучшением радиационной обстановки и необходимостью перехода к ситуации существующего облучения предлагается сократить перечень подлежащих радиационному контролю пищевых продуктов, произведенных в НП, расположенных в зоне радиоактивного загрязнения. Данный перечень должен включать продукты, в которых регистрируются превышения референтных уровней 137Cs и 90Sr и требующие радиационного контроля: молоко и молокопродукты, мясо (дичь, говядина, баранина), рыба, зерно для пищевых целей, хлеб и хлебобулочные изделия, пищевая продукция леса (грибы, лесные ягоды), картофель и овощи.
Для целей радиационного контроля пищевых продуктов предлагается разделить НП, находящиеся в зоне радиоактивного загрязнения, на 2 группы: НП, где средняя годовая эффективная доза облучения репрезентативного лица не превышает 1,0 мЗв/год, при этом плотность загрязнения почв 137Cs не превышает 185 кБк/м2, а плотность загрязнения почв 90Sr не превышает 5,55 кБк/м2; и НП, где средняя годовая эффективная доза облучения репрезентативного лица равна или превышает 1,0 мЗв/год, при этом плотность загрязнения почв 137Cs превышает 185 кБк/м2, а плотность загрязнения почв 90Sr превышает 5,55 кБк/м2. Объемы и периодичность радиационного контроля необходимо устанавливать дифференцированно для пищевых продуктов, произведенных на таких территориях. Объемы радиационного контроля должны зависеть от радиационной обстановки, а полученные данные должны быть репрезентативными.
В ситуации существующего облучения на территориях, загрязненных радионуклидами после аварии на ЧАЭС, необходимо осуществлять радиационный мониторинг пищевых продуктов. Для сравнения, целью радиационного контроля пищевых продуктов является уменьшение дозы внутреннего облучения населения путем ограничения потребления/использования продукции, загрязненной радионуклидами сверх нормативных требований, посредством ее утилизации или переработки, при этом мониторинг направлен на получение фактических данных о состоянии радиационной обстановки и дозах облучения населения в динамике. Данные мониторинга используются для оценки доз облучения населения и прогноза изменения радиационной обстановки. Вне зависимости от проведения радиационного контроля пищевых продуктов на соответствие референтным уровням, актуальным является проведение радиационного мониторинга.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА
Е.В. Николаенко, С.И. Сычик
РУП «Научно-практический центр гигиены», г. Минск, Беларусь
Начиная с 2012 года ведется планомерная работа по разработке новых требований радиационной защиты персонала и населения с целью внедрения новейших международных требований и рекомендаций в национальные требования. Учитывая создание в Республике Беларусь атомной отрасли и строительство первой Белорусской АЭС, данный вопрос является весьма актуальным. В том числе в Республике Беларусь по состоянию на 31.12.2014 на учете находилось 1 347 организаций, предприятий и учреждений, использующих в своей деятельности 22 145 источников ионизирующего излучения (ИИИ), в которые входят: исследовательский ядерный реактор, радиоизотопные приборы, аппараты медицинского назначения, лаборатории с открытыми ИИИ и др. На указанных радиационных объектах работает около 11 тысяч персонала.
Согласно новым подходам в Беларуси установлены требования радиационной безопасности для трех ситуаций облучения: ситуации планируемого, аварийного и существующего облучения. Для каждой ситуации устанавливаются соответствующие нормативы: для ситуации планируемого облучения – предел дозы и граничная доза, для аварийного облучения и планируемого при аварийных работах повышенного облучения – референтные уровни: общие критерии реагирования для срочных и других мер реагирования для защиты населения и уровни доз облучения аварийных работников, участвующих в реагировании при радиационных авариях. Для обоснования необходимости проведения защитных мер в ситуации планируемого и существующего облучения необходимо использовать дозы облучения для репрезентативного лица. В ситуации существующего облучения используются референтные уровни доз облучения населения или удельной активности радионуклидов в товарах, пищевых продуктах, питьевой воде.
Граничная доза – это заблаговременно введенное ограничение индивидуальной дозы облучения, обеспечивающее базовый уровень защиты для большинства лиц, облучаемых данным источником. Она служит для установления верхней границы дозового диапазона, внутри которого проводится оптимизация защиты. Использование граничной дозы позволяет установить реально достижимый уровень дозы облучения персонала от данного источника, на который должен ориентироваться пользователь ИИИ при обосновании защитных мероприятий.
С целью радиационной защиты населения в ситуации планируемого облучения установлены граничные дозы для населения: от выбросов и сбросов атомных станций – 0,1 мЗв/год, при обращении с радиоактивными отходами (РАО) – 0,01 мЗв/год, при захоронении РАО – 0,3 мЗв/год. Для других радиационных объектов граничные дозы устанавливаются в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, разработанных после 2012 года по решению органов, осуществляющих государственный санитарный надзор. В соответствии с новой классификацией внедрены дифференцированные требования обеспечения радиационной безопасности к следующим категориям РАО: отходы, освобожденные от регулирующего контроля, очень короткоживущие РАО, очень низкоактивные, низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные РАО, отработавшие закрытые ИИИ. При этом отнесение отходов к определенному классу должно определяться возможностью обеспечения их долговременной безопасности при захоронении в определенном типе пункта захоронения.
Для ситуации аварийного облучения внедрены общие критерии реагирования, которые установлены исходя из непревышения эффективной дозы облучения населения 100 мЗв. Однако во исполнение данных общих критериев для целей реагирования еще предстоит разработать оперативные критерии реагирования, которые можно измерить и напрямую использовать при проведении радиационного контроля или разведки на месте аварии (загрязненность продуктов, поверхности, почвы и т.д.). С целью обеспечения готовности и реагирования на ядерные и радиологические авариные ситуации на атомных электростанциях устанавливаются зоны авариного реагирования: зона предупредительных мер, зона планирования срочных защитных мер, зона планирования ограничений на продукты питания. Размеры данных зон должны определяться возможными последствиями радиационных аварий еще на этапе строительства.
В ситуации существующего облучения используются референтные уровни доз облучения или удельной активности радионуклидов в товарах, пищевых продуктах, питьевой воде. Референтные уровни содержания радионуклидов в пищевых продуктах, товарах и воде должны устанавливаться из расчета непревышения дозы облучения 1 мЗв/год. Установлены референтные уровни техногенных и природных радионуклидов для питьевой воды, при использовании которых доза облучения не превысит 0,1 мЗв/год. Допустимые уровни содержания радионуклидов в продуктах регламентируются РДУ-99, которые требуют переработки с учетом новых требований и в связи с улучшением радиологической обстановки. В ситуации существующего облучения необходимо переходить от радиационного контроля к мониторингу доз облучения и загрязненности пищевых продуктов и товаров.
Вышеперечисленные подходы и требования реализованы в следующих нормативных документах: Санитарные нормы и правила «Требования к радиационной безопасности», Гигиенический норматив «Критерии оценки радиационного воздействия», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 213, Санитарные нормы и правила «Требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2013 № 137, Санитарные нормы и правила «Требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при обращении с радиоактивными отходами», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2015 № 142.
Новыми требованиями в области радиационной защиты персонала и населения являются: введение ситуации существующего облучения, использование принципа обоснования на основе доз для репрезентативного лица, использование граничных доз и референтных уровней, а также абсолютно новые требова-
ния и критерии для проведения срочных защитных мер в ситуации аварийного облучения. Внедрение но вых требований и критериев по радиационной защите населения и персонала обеспечивает соответствие национальной регулятивной базы международным нормам и позволяет еще более эффективно реализовать на практике основные принципы радиационной безопасности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.