Основной задачей наказания Руководящие начала 1919 г. провозгласили охрану существующего порядка от преступлений, а также предупреждение новых посягательств. Разделом VI Руководящих начал 1919 г. предусматривались следующие виды наказаний: внушение, выражение общественного порицания, принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения), объявление под бойкотом, исключение из объединения на время или навсегда, восстановление, а при невозможности его - возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, воспрещение занимать ту или другую должность или воспрещение выполнять ту или другую работу, конфискация всего или части имущества, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел.
Предусматривали Руководящие начала 1919 г. и возможность применения бессрочных наказаний, например лишения свободы до наступления известного события, что было обусловлено потребностями усиления карательной политики в отношении социально чуждых для новой власти граждан.
Наряду с наказаниями Руководящие начала 1919 г. регламентировали и иные средства уголовно-правового воздействия, к которым относились воспитательные меры (приспособления), применявшиеся согласно п. 13 к несовершеннолетним. Кроме того, предусматривались лечебные меры, а также меры предосторожности, назначавшиеся на основании п. 14 рассматриваемого документа в отношении лиц, признанных невменяемыми.
Завершение Гражданской войны и окончательное становление в начале 20-х годов прошлого столетия советской власти обусловили дальнейшее развитие отечественного права. В этой связи 26 мая 1922 г. 3-й сессией ВЦИК IX созыва был принят Уголовный кодекс РСФСР. Это был упорядоченный и систематизированный акт, включавший в себя как Общую, так и Особенную части. Система наказаний согласно ст. 32 УК РСФСР 1922 г. объединяла: изгнание из пределов РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискацию имущества - полную или частичную, штраф, поражение прав, увольнение с должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред. Кроме того, ст. 33 УК РСФСР 1922 г. в качестве высшей меры наказания предусматривался расстрел.
В целом следует отметить общее развитие в УК РСФСР 1922 г. системы мер уголовного принуждения. Это выразилось в первую очередь в исключении декларативных наказаний, предусмотренных Руководящими началами 1919 г., которые являлись скорее мерами не правового, а общественного воздействия. Содержание самих наказаний было более упорядочено, раскрыты их содержание и пределы. По сравнению с Руководящими началами 1919 г. система уголовных наказаний дополнилась изгнанием из пределов РСФСР, штрафом, а также условным осуждением.
Мерами социальной защиты медицинского характера являлись принудительное лечение, а также помещение в лечебное заведение в соединении с изоляцией.
К числу мер социальной защиты медико-педагогического характера, применявшихся к несовершеннолетним, были отнесены отдача несовершеннолетнего на попечение родителей, родственников, если таковые имеют возможность его содержать, или иных лиц и учреждений, а также помещение в специальное лечебно-воспитательное заведение.
Революционные военные трибуналы: состав и подсудность.
Особое место в зарождавшейся советской судебной системе занимали трибуналы. Декрет Совнаркома о суде № 1 от 24 ноября 1917 года заложил основы деятельности Революционных трибуналов. Статья 8 Декрета о суде № 1 определяла цель создания трибуналов: «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников .
Вскоре вслед за Декретом о суде № 1 последовало «Руководство для устройства Революционных трибуналов». В нем была сделана попытка определения подсудности трибуналов и мер наказаний, которые они вправе применять. Что касается первого вопроса, то фактически трибуналам оказались подсудны практически все категории дел. Среди мер наказания в Руководстве перечислялись: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы и лишение свободы. Следует обратить внимание на тот факт, что вынесение смертных приговоров изначально не входило в компетенцию Революционных трибуналов.
В Руководстве определялся состав Революционных трибуналов - один постоянный председатель и шесть очередных заседателей по каждому отделению, избираемых Советами. Советами также составлялись общие и очередные списки заседателей. Из общего списка заседателей, составленного на один месяц в количестве не менее сорока заседателей для каждого отделения, путем жеребьевки составлялся очередной список на одну неделю в количестве шести очередных и одного-двух запасных заседателей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.