Социально-экономические предпосылки Судебной реформы 1864 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Судебная реформа Александра II - реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы - введение суда присяжных заседателей и сословия присяжных поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

Основные положения судебной реформы 1864 г. прошли долгий путь, прежде чем они были закреплены в судебных уставах и предстали перед современниками в окончательном виде. Современники и исследователи второй половины XIX — начала XX в. обращали внимание на ряд важных событий, сыгравших свою роль в истории судебной реформы. Их анализ позволяет подразделить подготовительный этап реформы на два периода: первый — с 1857 по 1861 гг.; второй — с 1862 по 1864 гг. Эти периоды различаются между собой тем, что первый период, носил характер подготовительный, разработка судебной реформы велась в узком кругу государственных чиновников, без привлечения общества и на этом этапе власти не предполагали кардинального изменения судебной системы; на втором этапе, сразу после крестьянской реформы власть обращается к обществу для обмена мнений, судебная реформа приобретает новой радикальный характер.

Уже в 1840-е гг. и в правительстве, и в обществе осознавалась необходимость реформирования судебной системы. Современниками отмечалось, что дореформенный суд соединял в себе множество недостатков: сословность, низкий уровень образованности личного состава суда, взяточничество, многочисленность судебных инстанций, волокиту, отсутствие устности и гласности в судопроизводстве, господство канцелярской тайны, формализм судебного производства, жестокую карательную систему и т.д.

Все эти недостатки были настолько явными и многочисленными, что правительство просто не могло не обратить на них внимание. В начале 1840-х была проведена ревизия петербургского надворного суда, которая вскрыла серьезные недостатки судебной системы. Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, С. р. отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864: «Учреждение судебных установлений», уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Общество осознало необходимость судебной реформы и стало высказываться за ее проведение еще до 1862 г., в период подготовки крестьянской реформы. Предподсылкой реформы явилось именно освобождение крестьян реформой 19 февраля 1861 г. стало ключевым моментом для судебного преобразования: освобождение крестьян, наделение их личными, общественными, общегражданскими правами делало абсолютно невозможным функционирование старой сословной судебной системы. В обществе одними из главных выразителей необходимости судебной реформы и введении новых судебных институтов стали губернские дворянские собрания и представители губернских комитетов в редакционных комиссиях по крестьянскому делу в 1858-1859 гг. Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо множества судов, существовавших для «обслуживания» различных сословий, учреждались единые для всех сословий общегражданские суды.

Система судов 1864 г.

Были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей . Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции. При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах — совет присяжных поверенных . Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде — прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате — прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.