Итоги судебной реформы Екатерины Великой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ЭПОХУ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ БЫЛИ ОТДЕЛЕНЫ ОТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации судебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелляций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заявления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апелляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уголовных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда высшей инстанции.

!!!В целом система общих судов состояла из четырех инстанций: три инстанции в пределах губернии и одна центральная - Сенат.

Первыми инстанциями были: нижний земский суд, уездный суд (для городов - магистрат), нижний надворный суд.

Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд.

Третью инстанцию составляли губернское правление и его палаты.

Четвертая инстанция - Сенат.

Судебная система периода правления Павла 1.

Придя к власти, Павел I для скорого рассмотрения этих дел ввел ряд усовершенствований: было увеличено число сенатских курьеров до 120 человек, им было увеличено жалование. Это значительно уменьшало проволочки в поступлении необходимых документов в различные учреждения. В первую очередь для ускорения рассмотрения дел Павел I назначил жесткие сроки их рассмотрения и контролировал соблюдение этих сроков. Была пересмотрена структура департаментов Сената и уточнены их полномочия. Так, 1-й департамент ведал «казенными и интересными» делами; 2-й департамент - гражданскими делами; 3-й и 4-й - исполнительными делами; 5-й - уголовными делами и должностными преступлениями. Одновременно для ускорения производства дел был изменен порядок их рассмотрения. Теперь решение общения собрания департаментов Сената принимались не единогласно, как это было заведено ранее, а большинством голосов (в случае равенства голосов дело поступало на рассмотрение императора). Для получения законной силы протокол заседания Сената должен был быть подписан тремя сенаторами.

При Императоре Павле Петровиче были ликвидированы все губернские сословные суды (верхний земский суд, верхняя земская расправа, губернский магистрат), нижние земские расправы, совестные суды; вместо губернского магистрата были организованы ратгаузы или городские правления, объединяющие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные функции в отношении городского населения (1800 г.). Ратгауз заведовал городскими доходами, а также ведал судебные дела граждан и разночинцев, гражданские и уголовные. Апелляция на его решения подавалась прямо в сенат. Ему же был подчинен Приказ общественного призрения. В 1796 году были ликвидированы палаты гражданских и уголовных судов. Вместо них в каждой губернии учреждалась палата суда и расправы, разделенная на два департамента. Апелляционной инстанцией по отношению к ним был сенат. Исследователи неоднозначно оценивают судебную реформу Павла 1, одни исследователи считают, что императору удалось упростить судебную систему, большая часть склоняется к безуспешности судебных новаций, которые ослабляли деятельность местного аппарата и контроль за ним со стороны Сената, создавая тем самым угрозу для государства.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.