Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. Показатель выручки от реализации продукции – один из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это означает, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. Поэтому необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов реализации.
Выручка от реализации на промышленном предприятии может поступать в отчетном периоде в виде оплаты:
4) за продукцию, отгруженную в прошлом периоде;
5) за отгруженную продукцию в отчетном периоде, произведенную в прошлом отчетном периоде;
6) за продукцию, произведенную и отгруженную в данном отчетном периоде.
Из этого вытекает необходимость анализа следующих показателей:
- уровня погашения дебиторской задолженности;
- запасов готовой продукции на складах предприятия;
- объема производства продукции;
- объема заказов на выпускаемую продукцию в соответствии с заключенными договорами и его соответствие производственной мощности предприятия и запасам готовой продукции на складах.
Изучение рынка сбыта является одним из главных направлений маркетингового анализа, заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами предприятия и нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которой, как правило, находятся потребители. В особых случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка – поставщиков, торговцев, посредников. Признание товаров необходимыми, а также готовность покупателей уплатить за товары определенную цену – это главный мотив для предприятия при производстве продукции, товаров, работ, услуг.
При прогнозировании выручки от реализации товаров пользуются экономико-статистическим методом, основанном на сопоставлении данных о приросте выручки за ряд лет, предшествующих прогнозному году. Суть метода заключается в определении среднегодового изменения прироста выручки от реализации товаров. Для того, чтобы обеспечить увеличение объема реализации и прибыли, обычно требуется рост активов предприятия. Даже если оно не нуждается в росте основных средств, то всегда требуется прирост оборотных активов, что еще сильнее проявляется в инфляционной экономике.
Таблица 7
Структура выручки от реализации на ОАО " Белкард"
Наименование счета | Выручка (без НДС) Млн.руб. | Удельный вес в общей сумме поступившей выручки, % | ||
2002 г. | 2003 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Реализация ГП | 47933,4 | 59021,8 | 98,42 | 98,41 |
Реализация ТМЦ | 391,3 | 544,9 | 0,80 | 0,91 |
Платн. Услуги насел. | 45,3 | 60,7 | 0,09 | 0,1 |
Услуги котельной | 100,6 | 44,0 | 0,21 | 0,07 |
Проч. Реализация | 193,6 | 258,8 | 0,40 | 0,43 |
Транспортные услуги | 37,8 | 41,2 | 0,07 | 0,07 |
Аренда | 2,9 | 3,4 | 0,01 | 0,01 |
Итого: | 48704,9 | 59974,8 | 100 | 100 |
Из таблицы видно, что основную долю в выручке предприятия ОАО "Белкард" составляет выручка от реализации готовой продукции. По сравнению с выручкой 2002 г. в 2003 г. выручка от реализации готовой продукции увеличилась на 11 088,4 млн. руб. Хотя удельный вес в общей сумме поступившей выручки практически не изменился. Сравнивая удельный вес остальных показателей выручки, входящих в состав общей суммы поступившей выручки, можно заметить, что показатели изменились незначительно.
Анализируя приведенные данные, можно предположить, что увеличение объема выручки произошло вследствие негативного влияния ценового фактора (инфляции) и увеличения цен на продукцию предприятия.
В процессе анализа следует обращать внимание на ритмичность выпуска и реализации продукции предприятием. То есть, целесообразно соблюдать оптимальное и стабильное соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции, а также должно наблюдаться приблизительно синхронное их изменение. В противном случае может сложиться одна из следующих опасных (предшествующих кризису) ситуаций:
- низкий или снижающийся уровень реализации выпускаемой продукции может свидетельствовать о проблеме со сбытом готовой продукции, необоснованном росте объема производства;
- темпы роста объема производства превышают темпы роста объема реализации – это может означать, что предприятие работает на склад, продукция предприятия не пользуется спросом или не отвечает требованиям рынка сбыта;
- темпы роста объема производства ниже темпов роста объемов реализации – возможен риск возникновения дефицита продукции и невыполнения в полном объеме и в срок договорных обязательств.
Следует проводить анализ тенденций изменения указанных выше показателей в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) в целом по всему объему деятельности предприятия в натуральном выражении. Структуру выпущенной и реализованной продукции, прежде всего, целесообразно анализировать в разрезе уровней ее рентабельности. При росте производства и реализации высокорентабельной и рентабельной пр
одукции выручка и финансовые результаты предприятия будут возрастать. И, наоборот, при росте выпуска низкорентабельной и убыточной продукции указанные показатели снизятся, снизятся денежные поступления на предприятие, прибыль, возникнут трудности с платежеспособностью.
Таблица 8.
Расчет удельного веса остатков готовой продукции в объеме товарной продукции
|
В действующих ценах
Источник: «Годовой отчет ОАО « Белкард»» за 2002, 2003 г. г.
Как видно из данных таблицы 8, остатки готовой продукции на складе на 01.01.2003 г. по сравнению с остатками на конец года на 01.01.2004 г. значительно уменьшились. Норматив остатков готовой продукции на складе – 0,9 месячного выпуска. Снижение этого показателя говорит о повышающемся уровне реализации готовой продукции и отсутствии проблем с ее сбытом. То есть, соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции является оптимальным.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.