Характеристика системы управления предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Схема управления предприятием представлена в приложении 1.

В результате анализа организационной структуры ОАО «Белкард», можно сделать вывод, что предприятие имеет линейно-функциональный тип организационной структуры. Для данного типа структуры характерно, что линейному руководителю в разработке конкретных вопросов, в подготовке соответствующих решений, планов, программ помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, бюро, управлений). Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процесса производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов. При этом функциональные звенья теряют право принятия решений и непосредственного руководства нижестоящими подразделениями.

Можно выделить следующие недостатки, присущие организационной структуре ОАО «Белкард»:

- отсутствие тесных взаимосвязей и согласованности в действиях функциональных подразделений;

- ответственность распределяется между различными подразделениями, что обычно усложняет принятие оптимальных решений;

- длительная процедура принятия решений;

- большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.

К положительным сторонам следует отнести:

- повешение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения;

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

 

Динамика производства и реализации продукции

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция- это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.

Анализ необходимо начать с изучения динамики выпуска и реализации продукции.

 

Табл. 2 «Анализ динамики производства и реализации продукции в сопоставимых ценах»

Год

Объем производства продукции,

Тыс. руб.

Темпы роста,

%

Объем реализации продукции,

Тыс. руб.

Темпы роста, %

Базисные Цепные Базисные Цепные 1998 21 452 284 100 100 21 237 761 100 100 1999 21 774 068 101,5 101,5 21 817 616 102,7 102,7 2000 22 361 968 104,2 102,7 21 914 728 103,2 100,4 2001 23 793 135 110,9 106,4 23 555 203 110,9 107,5 2002 25 267 822 117,8 106,2 24 257 109 114,2 103

 

Из таблицы 2 видно, что за пять лет объем производства возрос на 17,8%, а объем реализации – на 14,2%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил – 4,22%, а реализации продукции – 3,37%.

Для обеспечения более полного удовлетворения населения, а также выполнения контрактов на поставку товаров для головных заводов РБ и РФ необходимо, чтобы предприятие выполнило план не только по общему объему, но и по номенклатуре. Табл.3 «Оценка выполнения плана по ассортименту продукции». План по ассортименту продукции выполнен на 100%.

Табл. 3 «Оценка выполнения плана по ассортименту продукции»

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах

Процент выполнения плана

Объем продукции зачтенной в выполнение плана по ассортименту

План Факт
А 22791920 23019844 101 22791920
В 1488937 1518716 102 1488937
С 711475 729262 102,5 711475
Итого 24992332 25267822 101,1 24992332

3. Финансовое планирование

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.

Бизнес-план является важнейшим документом предприятия любой формы собственности и вида деятельности. В условиях конкуренции каждый из субъектов хозяйствования занимает определенную «нишу» на рынке и использует в конкурентной борьбе присущие ему сильные стороны.

Каждое предприятие должно иметь расчет потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В условиях рыночной экономики нельзя добиться успеха, если не иметь информации о состоянии рынков, положении конкурентов, не знать собственных возможностей и перспектив.

Разработка бизнес-плана необходима при реформировании и совершенствовании работы действующих предприятий и создании новых. Для этого надо грамотно обосновать предложения и мероприятия, а это возможно только при разработке бизнес-плана по всем направлениям производственно-финансовой деятельности предприятия.

Для реализации многих разработанных и внедренных мероприятий необходимы денежные средства, приток которых требует проведения разумной финансовой политики. Бизнес-план является базовым документом в процессе разгосударствления и приватизации предприятий, при решении вопроса о предоставлении банковского кредита и привлечении внешних инвестиций. Получение денежных средств предусматривает проведение экспертизы бизнес-плана путем анализа и оценки величины доходов и прибыли от реализации произведенной продукции, а также расчета эффективности затрат на производство продукции. Эффективность вложения средств определяется по уровню результативных финансовых показателей деятельности предприятия. Такими показателями являются объем выручки от реализации продукции, величина прибыли, уровень рентабельности, срок окупаемости капитальных вложений на развитие производства.

Обоснованный бизнес-план служит гарантией надежности предпринимательской деятельности. Разработка бизнес-плана необходима для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, использования различных видов финансирования, найма квалифицированного управленческого и технического персонала, установления приоритетов при развертывании производства.

Бизнес-план - это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы решения этих проблем. В конечном счете бизнес-план должен ответить на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно тот доход, который сможет окупить все затраты сил и средств?

Перед составлением бизнес-плана целесообразно ответить на два главных вопроса:

• что получит предприятие от успешной реализации бизнес-плана?

• какая степень риска потери инвестируемых средств?

Ответы на эти вопросы можно получить после изучения всех разделов бизнес-плана, которые разработаны и изложены в данной работе.

Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.

 


3.1 Планирование прибыли и рентабельности в ОАО "Белкард"

        

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Финансовое прогнозирование - это исследование возможного состояния финансов в будущем, проводимое в целях научного обоснования показателей финансовых планов и принимаемых управленческих решений. Финансовое прогнозирование осуществляется на предварительной стадии составления планов (краткосрочное прогнозирование - на предварительной стадии составления оперативных планов) и способствует выработке обоснованной финансовой стратегии предприятия в планируемом периоде.

Прогнозирование деятельности предприятий - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятия учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование прибыли на предприятии как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Задача прогнозирования финансовых результатов состоит в том, чтобы определить возможный объем финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования на основе анализа закономерных тенденций объема и себестоимости продукции, а также динамики и массы прибыли (убытков) с учетом воздействующих на них факторов. В процессе финансового прогнозирования применяются экономико-математические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на процессы формирования и распределения финансовых результатов

Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов - конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Из известных методов прогнозирования прибыли и рентабельности можно выделить метод непосредственной экстраполяции, корреляционно-регрессионный и другие. Экстраполяция основана на изучении динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесении найденной закономерности на будущее. Данная методика вполне приемлема для краткосрочного прогнозирования и имеет ограниченное применение для перспективного анализа, поскольку не дает представления о взаимосвязи экономического явления (прибыли) с другими (например, факторами формирования прибыли). Поэтому могут применяться и другие методы прогнозирования прибыли.

Результаты прогнозирования деятельности ОАО "Белкард" отражены в соответствующих разделах бизнес-плана предприятия.

В условиях значительных темпов инфляции, отсутствия централизованно устанавливаемых норм затрат точность прогнозов значительно снижается. Прогнозирование финансового состояния может быть сведено к расчету значения прибыли в зависимости от меняющихся значений ряда параметров: выручка, состав и структура издержек, объем производства и др.

Взяв за базу основные показатели анализа финансовых результатов деятельности ОАО "Белкард", рассмотрим методику прогнозирования суммы прибыли и рентабельности ОАО "Белкард" в краткосрочном периоде.

Как уже было отмечено выше, для прогнозирования прибыли и рентабельности в краткосрочном периоде используется метод экстраполяции или распространение найденной закономерности развития внутри динамического ряда за его пределы.

Наиболее простым методом прогнозирования по одному ряду динамики является применение средних характеристик данного ряда: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста.

Для первого случая расчетный уровень динамического ряда на любую дату определяется по формуле 13.

 

yt (ср) = уο + ∆у(ср) * t,


где уο - начальный уровень ряда;

 

∆у(ср) - средний абсолютный прирост;

 

t - порядковый номер даты (года, квартала, месяца и т. д.)

Для второго случая расчетные уровни исчисляются по формуле 14.

 

              yt (ср) = уο * К(ср), 

 

где К(ср) - средний темп роста, определяемый как средняя геометрическая, средняя арифметическая или по методу суммарных величин.

Рассмотрим методику прогнозирования прибыли методом непосредственного экстраполирования с помощью среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста. Исходная информация представлена в таблице 4

 

Таблица 4.

Исходная информация для прогнозирования прибыли на 2003 год по ОАО "Белкард"

Год Порядковый номер даты (t) Прибыль (у), млн. руб. Абсолютный прирост прибыли по сравнению с предшествующим периодом (∆у) Индекс роста
2000 1 1173,4 - -
2001 2 1322,7 149,3 1,127
2002 3 2505,5 1182,2 1,894

 

Средний абсолютный прирост по данным таблицы 2.8. равен:

 

∆у = (149,3 + 1182,2) / 2 = 665,75.

 


Прогноз прибыли ведется по уравнению:

 

    yt (ср) = 1173,4 + 665,75 * t.

 

Средний темп роста рассчитывается по уравнению:

 

    К(ср) = 1/2 * 3,021 = 1,5105.

 

Прогноз прибыли:

 

    yt (ср) = 1173,4 * (1,5105) в степени t.

 

Используя полученные данные, рассчитаем прогнозные значения прибыли на 2002 год.

Так, на базе среднего абсолютного прироста прогноз прибыли составит 3836,36 млн. руб. (1173,4 + 665,74 * 4), а исходя из среднего темпа роста - 6108,42 млн. руб. (1173,4 * (1,5105) в степени 4).

По методу скользящего среднего можно спрогнозировать показатели рентабельности ОАО "Белкард". Данные отразим в таблице 5.

 

Таблица 5.

Прогноз показателей рентабельности на 2004 год с помощью скользящего среднего по ОАО "Белкард"

Показатель 2002год, % 2003 год, % Прогноз на 2004 год
Рентабельность продаж (Rп) 9,78 8,33 9,06
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ) 10,84 9,09 9,97
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) 2,32 3,78 3,05
Рентабельность внеоборотных активов (RF) 2,7 4,89 3,79
Рентабельность собственного капитала (Rск) 2,67 4,81 3,74

 


Метод скользящего среднего достаточно прост для создания более точного прогноза, поэтому, могут быть использованы и другие методы прогнозирования прибыли и показателей рентабельности.

Таким образом, прогнозирование прибыли и показателей рентабельности на предприятии как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

В условиях рыночных отношений прибыль является важнейшим экономическим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Как экономическая категория она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Законом "О предприятиях в Республике Беларусь" определено, что "главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия".

Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поэтому одной из основных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.

В таких условиях для управления прибылью необходимо проводить анализ финансовых результатов деятельности каждого предприятия, который позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Вот почему практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Краткая экономическая характеристика ОАО "Белкард" представлена в таблице 6.

 

Таблица 6.

Экономическая характеристика ОАО "Белкард" (млн. руб.)

№ п/п Показатели 2003г. 2004г. Отклонения
1. Выручка от реализации продукции 23868 30062 6194
2. Рентабельность производства 10,84 9,09 -
3. Прибыль 1047,7 2541,5 1493,8
4. Общая валюта баланса 29275,8 42211,4 12935,6
5. Оборотные средства 4056,7 9595,9 5539,2
6. Внеоборотные активы 25219,1 32615,6 7396,5





В действующих ценах

Остатки готовой продукции (тыс. руб.) ТП (тыс. руб.) (ср. месячн.) Удельный вес объема производства На 01.01.2003 г. 3 341 547 3 130 541 1,07 На 01.04.2003 г. 3 812 760 3 399 718 1,12 На 01.07.2003 г. 3 279 263 3 265 129 1 На 01.10.2003 г. 2 564 235 3 527 238 0,7 На 01.01.2004 г. 1 078 708 3 606 235 0,3

Источник: «Годовой отчет ОАО « Белкард»» за 2002, 2003 г. г.

 

Как видно из данных таблицы 8, остатки готовой продукции на складе на 01.01.2003 г. по сравнению с остатками на конец года на 01.01.2004 г. значительно уменьшились. Норматив остатков готовой продукции на складе – 0,9 месячного выпуска. Снижение этого показателя говорит о повышающемся уровне реализации готовой продукции и отсутствии проблем с ее сбытом. То есть, соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции является оптимальным.



ЧР                 ФО

 

где ФВ – фондовооруженность, ЧР – среднесписочная численность рабочих, ПТ – производительность труд, ФО – фондоотдача.

 

 100057

ФВ = ------------ = 59,74 млн. руб./чел.

 1675

 

Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования (активной части фондов) к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену:

 

ОФ        68 685 млн. руб.

-------- = ----------------------- = 41 млн. руб. /чел

 ЧР        1 675 чел.

 

Удельный вес активной части основных фондов (УД@) определяется отношением среднегодовой стоимости активных основных фондов к среднегодовой стоимости всех ОПФ:

 


 ОФ                68685

УД  = ------------ * 100% = -----------


ОФ                 100057

 

Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.

Табл. 9 «Наличие, движение и структура основных средств»

Группа основных средств

Наличие на нач. года

Поступило за год

Выбыло за год

Наличие на конец года

Млн. руб. уд. вес, % млн. руб. Уд. Вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % Промышленн-производственные фонды 63876 93,47 31317 97,2 209 42,57 94984 94,93 Фонды непроизводственного назначения     4456     6,53     899     2,8     282     57,43     5073     5,07 Всего основных фондов В том числе: Активная часть   68332   44375   100,0   64,94   32216   24825   100,0   77,05   491   215   100,0   43,78   100057   68685   100,0   68,95

Стоимость основных фондов возросла на 31725 млн.рублей или на 46,43 %, в том числе ОПФ на 31108 или на 48,7 %. Увеличилась доля ОПФ в общей сумме основных фондов, и соответственно уменьшилась доля непроизводственных фондов. Возрос удельный вес активной части фондов от 64,94 % до 68,95 %, что следует оценить положительно.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ). Фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи).

1. Фондоотдача – отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ:

 

ФО = ВП / ОПФ

 

ФО = 25267 / 100057 = 0,25 млн. руб.

 

2. Фондоемкость или обратный показатель фондоотдачи – это показатель удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции:

 

ФЕ = ОПФ / ВП

 

ФЕ = 100057 / 25267 = 3,96 млн. руб.

 

4. Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

 

П ВП        П

Rопф = ------------ = ------- х ---------

ОПФ ОПФ   ВП

 

 2505486

Rопф = -------------- = 25,04

 100057


Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются: изменение доли активной части фондов в общей их сумме; изменение фондоотдачи активной части фондов.

Фондоотдача активной части фондов непосредственно зависит от его структуры, времени работы и среднечасовой выработки.

Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства Степень использования производственных мощностей характеризуется следующим показателем.

Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности.

 


Оборотный капитал

 

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств, или оборотного капитала. Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. Оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Оборотные производственные фонды включают:

- производственные запасы;

- незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

- расходы будущих периодов.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фоны обращения состоят из следующих элементов:

- готовая продукция на складах;

- товары в пути (отгруженная продукция);

- денежные средства;

- средства в расчетах с потребителями продукции.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их основными частями называется структурой оборотных средств. Она измеряется в процентах. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками.

 



Табл.12 «Показатели рентабельности деятельности ОАО «Белкард»

Показатель 2003 год, % 2004 год, %
Рентабельность продаж (Rп) 7,6 13,0
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ) 12,27 15,5
Рентабельность всего капитала предприятия (Rk) 3,1 15,18
Рентабельность внеоборотных активов (RF) 4 22,6
Рентабельность собственного капитала (Rск) 3,9 20,1

Наибольшее увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с повышением величины совокупной прибыли. При увеличении величины прибыли в 2004 году по сравнению с 2003 г. на 6017млн.. руб. уровень рентабельности увеличился на 19,5%.

За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 10869 млн.руб. уровень рентабельности увеличился на 10,53%.

В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности ОАО «Белкард» в 2004 году по сравнению с предыдущим составило 22,01%, т.е. с каждого рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 22,01 коп. больше в 2003 году по сравнению с предыдущим.

Совокупная прибыль в 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросла в 2,6 раза, в то время как прибыль от реализации продукции – в 1,9 раза.

Наибольшую долю в структуре совокупной прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции, что составляет 98,58%.

Следует отметить, что при анализе финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг на изменение уровня прибыли в 2004 году по сравнению с 2003 годом повлияло три фактора первого уровня: объем реализованной продукции; себестоимость единицы продукции; уровень среднереализационных цен.

В итоге общая сумма прибыли в 2004 году увеличилась на 7093 млн. руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный 2004 год.

Порядок распределения и использования прибыли ОАО «Белкард» фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководителем.



Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность.

Прибыль - это составной элемент рыночных отношений, играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий и как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции: характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия; обладает стимулирующей функцией; является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями.

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия. На величину прибыли и ее динамику воздействуют две группы факторов, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия, т.е. внутренние и внешние факторы.

Финансовые результаты работы предприятия формируются в результате реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Одной из важнейших задач любого производства является поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.

Проанализировав деятельность предприятия можно сделать следующие выводы, что причины, сдерживающие работу завода:

- неплатежеспособность предприятий;

- нехватка собственных оборотных средств;

- при финансовой оценке результатов (сотрудники финансового отдела стремятся к получению прибыли от каждой операции, в то время как предприятие иногда вынуждено вкладывать значительные средства для завоевания рынка);

- по потребительскому кредиту (управляющий потребительским кредитом старается не допустить большой задолженности по кредитам, устанавливает более жесткие условия кредитования).

Еще одним недостатком финансово-маркетинговой деятельности ОАО «Белкард» является то, что бизнес-план развития на каждый год составляется путем практически полного копирования плана предыдущего года с изменением лишь основных показателей; показатели, указываемые в бизнес-планах не всегда достоверны. Причинами неудач в финансовом планировании являются:

- «кабинетность» программ, ориентация при их разработке в основном на вторичную информацию;

- неглубокий уровень анализа, отсутствие предвидения перспектив, действий конкурентов;

- излишняя централизация и жесткость программ, отсутствие альтернатив;

- дефицит профессионализма, в т.ч. у составителей отдельных разделов программ;

- равнодушие составителей программ к их выполнению как следствие их низкой заинтересованности и отсутствия ответственности;

- неучастие в составлении программ тех работников и подразделений предприятия, которым предстоит их выполнять;

- недостаточное взаимодействие в команде разработчиков и плохое управление ею;

- низкий уровень статуса маркетинга в коллективе предприятия;

- бесконтрольность выполнения планов и программ.

Возможное решение проблемы:

Дефицит профессионализма у составителей плана, отсутствие взаимопонимания и четкого разделения функций между ними, к сожалению, почти неизбежные причины неудач финансового планирования. Выход может быть такой – привлечение к этой работе специалистов из консультационных фирм, работа в тесном контакте с ними.

Но даже если план составлен безупречно, он может быть не понят и не получит признания в коллективе, не привыкшем мыслить и действовать в категориях финансового управления.. Рецепт от этой болезни – радикальные меры по обучению финансовому менеджменту, причем не только будущих или действующих сотрудников финансовой службы, но и руководителей других подразделений предприятия в целом, всех тех, кто будет этот план выполнять. В этой связи важно иметь в виду, что обучение эффективно тогда, когда формирует не отдельных профессионалов, а целые команды руководителей и работников различных подразделений, всех уровней управления предприятием.

Еще одну причину неудач финансовых планов нужно подчеркнуть особо. Это отсутствие их поддержки со стороны руководства предприятия и его ведущих подразделений. Рыночная ориентация предприятия не сможет быть реализована до тех пор, пока ее руководители придерживаются производственной ориентации, а финансовая служба находится на «вторых ролях».

В условиях рынка конкурентоспособность товаров на 70-80% зависит от качества.

- Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции и т.д.

Положение ОАО «Белкард» на рынке нельзя назвать идеальным. Проблема предприятия и выпускаемой продукции кроется в низком качестве производства, которое обусловлено высокой степенью износа и устаревания оборудования, а также недостатком финансовых ресурсов, позволяющих внедрять современные изменения в конструкцию и технологию изготовления валов. Из-за недостаточного качества и надежности гродненской продукции КамАЗ планирует организацию производства валов карданных на своем предприятии. В ближайших планах МАЗ-МАNа отказаться от использования гродненских валов и перейти на импортную продукцию, по стоимости в 5 раз превышающую аналогичную продукцию ОАО «Белкард».

Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования.

ОАО «Белкард», созданное более 40 лет назад, но обладающее достаточно современной и передовой в мировом масштабе, а для СНГ – уникальной, технологией производства карданных валов, в настоящее время не в состоянии самостоятельно обновить парк станков, закупить новое необходимое оборудование.

Выпускаемая предприятием в настоящее время серийная продукция все больше и больше морально и технологически устаревает и перестает отвечать современным требованиям автопрома и потребителей. Как следствие – снижение конкурентоспособности продукции автопрома СНГ на внутреннем рынке и практически полное отсутствие перспективы выхода на внешние рынки сбыта, увеличение импорта автомобилей и техники.

С практической точки зрения предлагаю следующие рекомендации для решения текущих проблем:

1. Организовать силами планово-экономического отдела, информационно-вычислительного центра и главного бухгалтера разделение затрат по группировкам условно-переменных и условно-постоянных расходов.

2. Провести с участием специалистов ревизию фондов предприятия и рассмотреть вопрос о реализации не использующихся.

3. Разработать систему регулярной отчетности по оценке и анализу затрат, связанных с плохим качеством.

4. Разработать систему премирования сотрудников, выступающих с предложениями по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.

Выше изложенные меры при их реализации в текущем периоде, по моему мнению, должны способствовать становлению менеджмента на предприятии и улучшению в среднесрочном периоде финансово-экономического состояния ОАО «Белкард».

Характеристика системы управления предприятием

 

Для нормального функционирования предприятия и выполнения установленных заданий ОАО «Белкард» имеет следующую организационную структуру:

В соответствии с Уставом открытого акционерного общества на предприятии создан выборный орган- Наблюдательный совет, которому подотчетен руководитель предприятия – директор. У директора в подчинении шесть заместителей и главный бухгалтер, которые осуществляют руководство шестнадцатью отделами и бюро по направлениям производственно- хозяйственной деятельности. Численность управления 340 человек. По качественному составу работников управления с высшим образованием 39%, со средним специальным 61%.

Для более гибкой, мобильной перестройки производственных циклов и оперативного управления производством в условиях рынка на заводе произведена реструктуризация производственных структур с созданием самостоятельных подразделений.

На базе механосборочных цехов создано механосборочное производство.

Кузнечно-прессовое производство объединило кузнечный, термический участок и литейный участок. Цех кузнечно-прессового производства обеспечивает заготовками механосборочное производство.

Во вспомогательном производстве на базе инструментального, ремонтно-механического цехов и участка станкостроения создано инструментально-механическое производство, которое обеспечивает вышеуказанные цеха инструментом, оснасткой, производит ремонт оборудования.

На предприятии действует энергосиловой цех, который обеспечивает производство всех видов энергии, производит ремонт и обслуживание энергопотребляющих и энергопроизводящих объектов.

Для улучшения организации по содержанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений и коммуникаций создан ремонтно-строительный цех.

Ведение внешних и внутренних перевозок производится транспортным цехом.

В заводоуправлении действуют научно-технический центр, объединивший технические службы; служба маркетинга; экономическое управление; управление МТС; энергоцентр; управление труда, кадров и соцразвития; централизованная бухгалтерия.

Численность промышленно-производственного персонала на 01.01.2004 года составила 2124 человека.

Средний разряд рабочих-специалистов- 4,4, а основных рабочих-2,6.

Руководит заводом Кравченко Виктор Иванович, заместителями которого являются: главный инженер, заместитель директора по производству, заместитель директора по коммерческим вопросам, директор научно-технического центра (НТЦ), заместитель директора по экономике, главный бухгалтер, заместитель директора по качеству, заместитель директора по информационной работе и социальному развитию.

В подчинении директора по коммерческим вопросам находятся:

- Служба сбыта, функциями которого является учет и обеспечение выполнения договорных обязательств по отгрузке, оперативное управление основным производством по изготовлению необходимой продукции для отгрузки;

- Служба снабжения, которая занимается организацией обеспечения ОАО всеми необходимыми для производственной деятельности материальными ресурсами;

- Служба транспорта.

В подчинении заместителя директора по качеству находятся:

- Отдел технического контроля (осуществляет контроль за качеством изготовляемых деталей);

- Бюро стандартизации (контроль за соблюдением технических и государственных стандартов);

- Центральная лаборатория измерительной техники.

Главный бухгалтер руководит бухгалтерией, которая осуществляет контроль расходования денежных средств и материальных ценностей, учет издержек производства, ведение аналитического учета и осуществление контроля за движением материальных ценностей по предприятию и др.

Бюро маркетинговых исследований находится под руководством директора НТЦ и занимается изучением рынков сбыта, конкурентов, организацией рекламы, возможностей предприятия.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 153.