Тертуллиан (полное имя: Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан) запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. Между тем, несмотря на такие высокие заслуги, он не значится в числе святых отцов Церкви. Это связано с уклонением его взглядов от чистоты Православия и непослушанием Церкви, допущенных в конце жизни.
О детстве Тертуллиана известно немного. Родился он в Карфагене, в семье римского офицера, сотника, в период между 150-м и 170-м годами. В юности и молодости он получил полноценное светское образование. Из ряда ранних источников, в том числе из его собственных сочинений следует, что он хорошо разбирался в юриспруденции; был знаком с греческими и латинскими поэтами, философами; ориентировался в медицине; владел греческим языком.
При всей своей образованности, в молодости он вёл аморальную жизнь, обыкновенную для того распущенного языческого окружения, в среде которого он рос, воспитывался и взрослел.
Большую часть своей жизни Тертуллиан провёл в Карфагене. Как явствует из его произведений, он восхищался историей этого города и его героями. Какое-то время, недолго, Тертуллиан жил в Риме: по всей вероятности, занимался там юридической практикой.
Полагают, что его обращение в христианство произошло около 190 года. При каких обстоятельствах он решился изменить своё мировоззрение, кто привёл его ко Христу, с достоверностью неизвестно.
Приняв Крещение, Тертуллиан сочетался узами брака с девушкой христианской, и прожил с ней долгие годы.
В этот же период он удостоился рукоположения во пресвитера. К иерейским обязанностям Тертуллиан относился ответственно, как и подобало доброму христианскому пастырю.
Не ограничивая свою деятельность окормлением собственной паствы, он прилагал все усилия для распространения веры среди язычников, много проповедовал, занимался писательской деятельностью. Созданные им произведения затрагивали и вопросы вероучения, и вопросы морали и нравственности.
11. Свт. Киприан Карфагенский: жизнь и труды. Богословские воззрения свт. Киприана. Учение о Церкви.
12. Пантен: жизнь, труды и роль в становлении А. школы.
13. Климент Александрийский: жизнь и труды. Его богословские воззрения.
14. Ориген: жизнь и труды. Ориген как организатор церковного образования. О. как основатель церковной библеистики. Богословие Оригена: достоинства и недостатки.
15. Свт. Дионисий Великий: жизнь и труды.
16. Свт. Афанасий Великий: жизнь и труды. Триадология свт. Афанасия в ее связи с христологией и сотериологией (учением о спасении как обожении) и пневматологией. Антиарианская полемика. «Житие св. Антония» как первый трактат о монашестве.
17. Свт. Кирилл Иерусалимский: жизнь и труды. Его «Поучения огласительные и тайноводственные». Опыт и содержание огласительного учения. «Тайная дисциплина». Истолкование церковных Таинств и их чинопоследований в «Поучениях тайноводственных».
18. Свт. Василий Великий: жизнь и труды. Триадология, учение о богопознании, экклезиология, космология, нравственно-аскетическое учение. Принципы монашеской жизни в понимании св. Василия. Вопрос о Литургии св. Василия.
Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии
образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. После этого Василий учился в Константинополе и в Афинах
Труд святителя Василия как церковного писателя
На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.
К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.
В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.
В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».
Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, – вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).
Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 257.