Доникейский период-Этот ранний период церковной истории охватывает три века - до Никейского (1-го Вселенского) Собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение Священного Писания еще не достигало высоты, необходимой для всесторонних богословских построений. Экзегетика только зарождалась, не было научно обоснованных методов толкования Священного Писания. По этой причине первые богословы часто впадали в односторонность, опираясь на какое-либо одно, поразившее их, место Священного Писания. Каждый церковный писатель богословствовал на свой страх и риск. Крещальные символы по своей краткости и элементарности были совершенно недостаточны для руководства в богословии.

 Между представителями различных богословских школ имелись расхождения в понимании природы Божества. Не было единства и в используемой терминологии. В одно и то же слово вкладывался часто различный смысл. Все это невероятно осложняло богословский диалог.

 

1. 0Игнатий Богоносец. Жизнь, труды и учение. Понятие «ношение Христа в сердце»

2. 00Климент Римский. Жизнь, труды. Связь с апостольской эпохой, егучение.

3. 0Кодрат и Аристид. Аристид и его критика язычества.

4. 0Св. Иустин Мученик: жизнь и труды. Его отношение к философии, учение о Боге, учение о спасении, учение об ангелах и злых духах, эсхатология.

5. 0Афинагор Афинянин: жизнь и труды. "Прошение за христиан" и "О воскрешении мертвых".

6. 0Св. Феофил Антиохийский: жизнь и труды. Его учение о Боге, о творении мира и о человеке.

7. 0Татиан Ассириец: жизнь и труды. "Речь против эллинов" и отношение к античной философии и культуре.

0Св. Мелитон Сардийский: жизнь, труды и характеристика его учения. Дошли до нас сообщения и о писательской деятельности св. Мелитона; судя по ним, он был достаточно плодовитым писателем, ибо известны названия примерно 20 его трудов, хотя не всегда возможно установить точное надписание данных трудов. Наиболее полный список их приводит опять же Евсевий, которого дополняют другие древние источники. От всех сочинений св. Мелитона (за исключением произведения «О Пасхе», о котором речь будет ниже) сохранилось 16 фрагментов. Благодаря им мы и можем составить общее впечатление о характере . индивидуальных особенностях творений святителя.

Среди них прежде всего следует указать на «Апологию», носящую еще название «Книжечка к Антонину Данное произведение адресовано императору Марку Аврелию и датируется приблизительно 170 г. Поводом к написанию «Апологии» послужило новое гонение на христиан, разразившееся при этом императоре. Его, известного «философа на троне», св. Мелитон увещевает познакомиться с учением христиан, выражая в то же время полную покорность государственной власти Самый большой фрагмент «Апологии», сохраненный Евсевием, весьма примечателен в том плане, что в нем затрагивается проблема отношений Церкви и государства

Второе сочинение св. Мелитона носит название «Эклоги» («Выдержки»), Начало его сохранилось в «Церковной истории» Евсевия. Здесь святитель обращается к некоему «брату Онисиму», просившему его сделать выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и «ко всей нашей вере». Онисим просил также Мелитона представить список ветхозаветных книг. Эти просьбы Онисима св. Мелитон выполнил, разделив свои «выборки» на шесть книг. Судя по данному зачину, произведение св. Мелитона отно{с. }силось к жанру «Свидетельств» (Testimonia), довольно распространенному в раннехристианской письменности.

Весьма обширный фрагмент дошел до нас и от третьего сочинения св. Мелитона, именующегося «О крещении» . Здесь крещение понимается во «вселенском и космическом аспекте»: согласно святителю, вся земля «омывается»— «купается», или «принимает крещение») дождями и реками; океан называется «баптистерием солнца» и «баней луны», в котором они, вместе с звездами, принимают «таинственное крещение». Но если небесные светила, — задает вопрос св. Мелитон, — принимают таковое крещение, то почему Христос не мог креститься во Иордане? Ибо Он есть Царь небес, Глава творения «Солнце востока», или «единственное Солнце», просиявшее и мертвым в аду, и смертным в мире. — Подобная «космическая перспектива» видения таинства крещения у св. Мелитона объясняется, скорее всего, его полемикой с «псевдогностиками», среди которых отрицание этого таинства было достаточно широко распространено.

Четвертое произведение святителя у Евсевия называется «О Боге воплотившемся»; преп. Анастасий сохранил один фрагмент сочинения св. Мелитона со сходным названием: «О Воплощении Христа». Можно предполагать, что в данном случае мы имеем дело с единым творением, значившимся в рукописной традиции под различными наименованиями. Сам сохранившийся фрагмент весьма важен для понимания христологических воззрений св. Мелитона. В нем говорится об «истинности и реальности души и тела Христа, [обладающего] нашей человеческой природой». Деяния Господа, особенно Его чудеса, творимые после крещения, являют Его Божество, сокрытое в плоти Ибо Он есть Бог и, одновременно, совершенный Человек, и две Его сущности (познаются нами: Божество познается через творимые после крещения чудеса, а человечество, скрывающее «признаки» Божества в течение тридцати лет до крещения (хотя и в это время Господь оставался «истинным и предвечным Богом» —— через несовершенство, присущее плоти Если данный фрагмент действительно принадлежит св. Мелитону (некоторые сомнения на сей счет все же остаются), то можно прийти к выводу, что этот древне-церковный писатель, в силу своей четкой терминологии («две сущности», «совершенный Человек»), знаменует собой значительный прогресс святоотеческой христологии во II в. Пятое сочинение св. Мелитона у Оригена, приводящего маленькую выдержку из него, носит название «О диаволе и Откровении Иоанна»; Евсевий, Руфин и блаж.

Краткий обзор литературной деятельности св. Мелитона позволяет констатировать, что в его лице мы имеем дело с многогранным писателем. По характеристике С. Остроумова, «Мелитон является в своих сочинениях то догматистом, то экзегетом, то критиком подлинности ветхозаветных книг, то практическим теологом, то, наконец, моралистом» . К великому сожалению, большинство его творений утеряно; наиболее полное же представление о св. Мелитоне как богослове и писателе можно составить лишь по сочинению «О Пасхе», текст которого обретен благодаря недавним научным изысканиям.

Свщм. Ириней Лионский: жизнь и труды. Принципы опровержения гностицизма: от Предания Церкви и от здравого разума. Богословское учение св. Иринея: непостижимость и трансцендентность Бога, сотериология как основа богословия св. Иринея (учение о «рекапитуляции», учение о спасении как обожении), защита учения о Воскресении, учение о церковных таинствах и эсхатология.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.