Основные задачи анализа товарооборота:
– изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года;
– рассмотрение состава и структуры товарооборота;
– изучение динамики товарооборачиваемости;
– факторный анализ товарооборота;
– выявление резервов увеличения объемов товарооборота.
Источниками информации для анализа товарооборота являются:
· Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки);
· Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»;
· Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);
· Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная);
· Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).
Информацию о товарообороте за месяц необходимо взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ и услуг)», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д.
Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану:
а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 3).
Анализ товарной структуры ТО торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота изменяется в процентах к его объему в целом или по отдельным товарным группам.
Для расчета показателей в сопоставимых ценах необходимо привести статистические данные о динамике цен на представленные товарные группы по данным официальной статистики за анализируемый период.
Приведение текущих стоимостных показателей в сопоставимый вид с ценами базисного (начального) периода предполагает осуществление следующего действия:
По данным таблицы 3 обязательно строятся графики, которые будут отражать (например):
а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода;
б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и(или) по товарным группам (график).
Представленные в отчете графики должны быть проанализированы!
Таблица 3 – Изменение товарооборота предприятия _____________________ по товарным группам за 20__-20__г.г.
Товарные группы* | 20__ | 20__ | 20__ | 20__г. в % к 20__г. | ||||||||
Сумма тыс. руб.
уд. вес, %
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
По сравнению с предыдущим годом
По сравнению с предыдущим годом
По сравнению с первым годом
* Перечень товарным групп приведен в качестве примера; на анализируемом предприятии могут быть другие товарные группы
б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.:
· выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде;
· осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.).
Заполнить таблицу 4.
Таблица 4– Исходные данные для проведения факторного анализа товарооборота предприятия ________________________________ за 20_ - 20_ гг.
Показатели | 20__ | 20__ | 20__ | Отклонение | Цепные темпы роста %* | Среднегодовой темп роста, % | ||||
20__ г. от 20__г. | 20__ г. от 20__г. | 20__ г. к 20__г. | 20__ г. к 20__г. | |||||||
Объем товарооборота тыс. руб. |
|
| ||||||||
Общая площадь предприятия, м2. |
|
| ||||||||
- в т.ч. торговая площадь, м2 |
|
| ||||||||
Товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади, тыс. руб. |
|
| ||||||||
Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. |
|
| ||||||||
Среднесписочная численность работников, чел |
|
| ||||||||
- в т.ч. торгово-оперативный персонал, чел |
|
| ||||||||
Производительность труда в расчете на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел |
|
| ||||||||
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел. |
|
| ||||||||
Время работы магазина в год, час |
|
| ||||||||
Среднегодовые остатки товарных запасов, тыс.руб. |
|
| ||||||||
Коэффициент товарооборачиваемости, кол-во оборотов/ год |
|
| ||||||||
Продолжительность одного товарооборота, дней |
|
| ||||||||
* Цепные темпы роста определяются в процентах (второй год к первому и третий год ко второму)
Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле
где Т – средний темп роста, Y – конечный показатель динамического ряда, Y – начальный показатель динамического ряда, n – число показателей в динамическом ряду
По данным таблицы обязательно строятся графики, которые в дальнейшем анализируются.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 163.