Предмет макроэкономики. Национальная экономика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет макроэкономики. Национальная экономика.

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1) определение объема и структуры национального продукта и НД;

2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3) анализ природы инфляции;

4) изучение механизма и факторов экономического роста;

5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Национальная экономика – это самостоятельная система, включающая в себя хозяйственные, организационные, социальные и научно-технические аспекты. Она характеризуется общим экономическим эффектом, который состоит из отдельных потенциалов, накопленных в процессе своей деятельности. Среди потенциалов можно выделить производственный, природно-ресурсный, трудовой, научный, инновационный и некоторые другие.

Развитие национальной экономики - создание и совершенствование национального рынка страны, в рамках которого создаются и функционируют его отдельные элементы:

• рынок товаров и услуг;
• рынок капиталов;
• рынок трудовых ресурсов;
• рынок недвижимости;
• рынок фондов;
• рынок интеллектуальной собственности;
• рынок средств производства и другие.







Методы расчета ВВП.

ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов

Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма стоимостей всех произведенных в государстве товаров и услуг. Указывается в долларах США. Определяется на конец финансового года. Высчитывая ВВП ежегодно, можно проследить развитие экономики. Изменение показателя может указывать насколько успешной проводилась в государстве экономическая политика. Знания, как рассчитать ВВП помогут понять протекание многих макроэкономических процессов.

ВВП находят одним из трех способов.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

Экономические последствия:

*сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от НДФЛ);

*рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;

*снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается; *недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена

Закон Оукена (Okun'slaw) – назван в честь американского экономиста Артура МелвинаОукена. Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными). где: Y - фактический ВВП; Y* — потенциальный ВВП, uцикл. - уровень циклической безработицы; β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β. 2.

2.Неэкономические последствия:

*обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.; *стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс; *политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

 

Реальное равновесие

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равенсовокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрахсистемы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Потенциальное равновесие

цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и её положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы «переиспользуются».

Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату их дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Где Р - цена изделия.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

 

Содержание финансов предприятия и принципы их организации, финансовые отношения организации.

Финансы организации это формирование, распределение, использование денежных фондов.

Финансы предприятия – это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Финансы предприятия (организации) выполняют три основные функции:

- распределительную;

- обеспечивающую;

- контрольную.

Принципы организации финансов предприятий:

- Принцип самостоятельности предприятий, означает, что их предпринимательство основывается на самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

- Принцип плановости на уровне предприятия обусловлен тем, что оперативно-хозяйственная самостоятельность, неразрывно связанная с принятием решений по поводу текущей деятельности и особенно на долгосрочную и среднесрочную перспективу не может осуществляться как фундаментальная основа деятельности предприятий без прогноза и производственного планирования.

- Принцип самофинансирования — это не просто самоокупаемость, являющаяся начальной ступенью этого принципа, а необходимое условие организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором уровень рентабельности и объёмы получаемой им прибыли и других принадлежащих предприятию финансовых ресурсах, достаточны для того, чтобы покрыть затраты не только на простое, но и на расширенное воспроизводство.

- Принцип экономической заинтересованности состоит в использовании финансовых форм и методов стимулирования повышенной трудовой активности коллективов и работников предприятий.

- Принцип материальной ответственности предполагает наличие системы ответственности как предприятия в целом, так и его работников за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

- Финансовый контроль.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

32. Содержание и цели финансового планирования. Виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетов).

Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования финансовых средств, для обеспечения функционирования предприятия.

Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Сроки решения финансовых задач — основа классификации видов планирования.

Задачи делятся на:

  • долгосрочные. Стратегическое финансовое планирование. Сроки — 1–5 лет.;
  • среднесрочные. Текущее финансовое планирование. Срокине превышают 1 года.;
  • краткосрочные. Оперативное планирование. Сроки — недели, месяцы.

Виды финансового планирования:

1. Стратегическое финансовое планирование.

С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. тратегическое финансовое планирование предполагает: выстраивание планов длительностью не более 5 лет, смену стратегических приоритетов по мере смены циклов развития компании.

2. Текущее финансовое планирование.

На этапе стратегического планирования управления капиталом предприятия определяются задачи, связанные с необходимостью достижения наилучших результатов развития бизнеса в рамках того или иного цикла.

Если фирма находится на стадии роста, то тактические задачи могут предполагать:

- допущение значительных издержек, компенсируемых большими объемами выручки;

- активное кредитование;

- активное расширение штата фирмы и географии ее деятельности.

Если фирма находится на стадии стабилизации, то тактические задачи будут характеризоваться:

- задействованием мер, направленных на снижение издержек в силу уменьшения объемов выручки;

- умеренными темпами кредитования;

- стабилизацией размеров штата фирмы, сокращением темпов расширения географии присутствия бренда.

Если компанию решено постепенно вывести с рынка либо продать более крупному игроку, то тактические задачи, которые соответствуют третьему циклу развития бизнеса, будут предполагать:

- допущение работы в минус — с расчетом на последующее списывание долгов либо их компенсацию новым владельцем;

- отсутствующее или вынужденное кредитование;

- возможное сокращение штата и географического присутствия бренда.

Таким образом, текущее финансовое планирование предполагает формирование:задач длительностью, коррелирующей с основными отчетными периодами — годом, иногда кварталом;концептуально единообразных задач, соответствующих специфике цикла развития бизнеса.

3. Оперативное финансовое планирование.

Данный вид финансового планирования предполагает формирование алгоритмов, призванных решать краткосрочные задачи на уровне локальных бизнес-процессов.

Посредством оперативного планирования могут формироваться:

- ежемесячный план продаж предприятия;

- еженедельный платежный календарь подразделения;

- ежедневный план продаж отдела или конкретного менеджера.

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений. Различают первичные и сводные финансовые планы.

К первичным относятся:

- финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства;

- планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы;

- сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные.

- Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.

- Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

- К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. В сводном финансовом балансе отражаются состав и источники формирования денежных средств государства, предприятий и организаций других всех форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления средств.

2. Расходы и отчисления средств.

3. Платежи в бюджет.

4. Ассигнование из бюджета.

 

Внутренняя среда

Внутренняя среда является составляющей маркетинговой среды, что расположена внутри фирмы и её контролем занимается руководство. В неё входят структурные подразделения компании и возникающие между ними взаимоотношения, сотрудники, ресурсы, корпоративная культура,навыки и компетенция руководства.

Внутренняя среда определяет потенциал компании, её производственные и маркетинговые ресурсы. Суть маркетингового управления фирмой состоит в адаптации фирмы к переменам во внешних условиях, учитывая наличие внутренних возможностей.

В микросреде действуют внешние силы: поставщики, клиенты, посредники, потребители, конкуренты и общественность.

 



Финансовые вложения

В составе финансовых вложений отражаются займы, выданные дочерним организациям. Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по фактическим затратам.

Доходы и расходы по финансовым вложениям отражаются в составе прочих доходов и расходов.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, включающей сумму фактических затрат Общества на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

При выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, оценка финансовых вложений Обществом производится по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

Анализ денежных средств

Цель анализа денежных средств — оценка состояния системы организации и внутреннего контроля за сохранностью денежных средств организации и выявление резервов повышения эффективности их использования.

Основными задачами анализа денежных средств являются:

–оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

–контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

–контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

–контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

–своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

– диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;

–прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;

– способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

Основным источником информации для проведения анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс (ф. № 1), приложение к балансу (ф. № 5), отчет о движении денежных средств (ф. № 4). Особенностью формирования информации в этих отчетах является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы, или понесенные затраты могут не соответствовать реальному “притоку” или “оттоку” денежных средств на предприятии.

Логика анализа достаточно очевидна - необходимо выделить по возможности все операции, затрагивающие движение денежных средств. Это можно сделать различными способами, в частности путем анализа всех оборотов по счетам денежных средств (счета 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59)

В международной практике существуют два метода составления отчета о движении денежных средств – прямой и косвенный.

Прямой метод составления отчета предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т.д.

Косвенный метод составления отчета дает отражение только части потока денежных средств, не включающего валовые поступления и расходы от основной производственно-хозяйственной деятельности.

Прямой метод анализа производится непосредственно по форме №4 и заключается в рассмотрении данных о положительных и отрицательных денежных потоках организации.

Прямому методу присущ тот недостаток, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств. Для этого используется косвенный метод.

При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денежных средств за период. На первом этапе устанавливают соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом. Для этого устраняют влияние не финансовый результат операций начисления износа и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов. На втором этапе корректировки устанавливают соответствие изменений собственного оборотного капитала и денежных средств. Следует определить, как изменение по каждой статье оборотного капитала отразилось на состоянии денежных средств организации.

Косвенный метод анализа предполагает преобразование чистой прибыли в денежный поток на основе ряда корректировок.

Данный метод позволяет выявить, что в большей степени повлияло на формирование чистой прибыли и положительного денежного потока.

Анализ косвенным методом может проводиться не только по данным бухгалтерского баланса, но и отдельно по синтетическим счетам, которые включаются в тот или иной раздел баланса.

К денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

–общий объем денежных средств и их эквивалентов;

–какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

–когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

Достаточно новым направлением в анализе является коэффициентный анализ денежных потоков. С его помощью изучаются уровни отдельных показателей, характеризующие денежные потоки, определяется эффективность использования денежных средств организации.

Коэффициентный метод наряду с прямым и косвенным отражает качество управления денежными потоками и позволяет разрабатывать мероприятия по его улучшению.

Коэффициентный метод является неотъемлемой частью анализа денежных потоков. С его помощью изучаются уровни их отклонения о плановых и базисных значений различных относительных показателей, характеризующих денежные потоки. Рассчитываются коэффициенты эффективности использования денежных средств организации:

1.Одним из важных показателей определяющих достаточность создаваемого организацией чистого денежного потока с учетом финансовых потребностей, является коэффициент достаточности чистого денежного потока (ЧДП), который рассчитывается по формуле:

Кддп = ДП* / (ЗК +Δ ЗЗ + Δ Д*)

Где ДП* – чистый денежный поток

ЗК – выплаты по долгосрочным и краткосрочным кредитам за анализируемый период (заемный капитал)

ЗЗ – прирост остатков материальных оборотных средств

Д* – дивиденды, выплачиваемые собственникам предприятия за период

2. Коэффициент эффективности денежных потоков

К эдп = ДП* / ДПо (отток ДС)

3. Коэффициент рентабельности денежного потока

R = ПЧ / ДП приток

4. Коэффициент рентабельности среднего остатка денежных средств

Кдс = ПЧ / ДС ср

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера – Орра. Первая была разработана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая – М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п..

Модель Баумоля. Исходными положениями модели Баумоля является постоянство потока расходования денежных средств, хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых вложений и изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного нулю.

Оптимальная сумма пополнения вычисляется по формуле

где С – оптимальная сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи ликвидных ценных бумаг или в результате займа;

Т – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде (год, квартал, месяц);

F – постоянные трансакционные затраты по купле-продаже ценных бумаг или обслуживания полученной ссуды;

k – относительная величина альтернативных затрат, принимается в размере ставки дохода по ликвидным ценным бумагам или процента от предоставления имеющихся средств в кредит.

Таким образом, средний запас денежных средств составляет С/2,

Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными средствами составят:

ОР = T/C*F + k* (C/ 2).

Первое слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе – упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.

Модель Баумоля несмотря на простоту имеет ряд недостатков:

– основой модели является предположение об устойчивости и предсказуемости денежных потоков;

– не учитывает наличия сезонности и цикличности.

Модель, разработанная Миллером и Орром , представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Исходные положения этой модели предусматривает наличие определенного размера страхового остатка и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов.

Реализация модели осуществляется в несколько этапов.

1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (страховой запас) (НП), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка и др.).

2. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле:

3. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Ов ), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги:

ВП = ДКОм/м + НП

4. Определяют точку возврата (ТВ ) – величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала:

Тв = НП + (ДКОм/м / 3)

Для анализа движения денежных средств на исследуемом предприятии был выбран прямой метод, т.к. в аналетическом плане он более прост и анализ возможно производит непосредственно по форме № 4.

Прямой основывается на исчислении притока и оттока денежных средств т.е. исходным элементом является выручка.

Прямой метод утвержден к применению российскими организациями соответствующими нормативными актами, регулирующими в Российской Федерации порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

 

Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.

К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Наиболее распространенные из них — это:

· Потеря одного или нескольких крупных покупателей продукции (работ, услуг), отсюда заметное снижение объемов реализации.

· Недостатки в планировании и управлении ассортиментом продукции предприятия, что также может вызвать падение объемов продаж.

· Слабая реализация финансового планирования на предприятии либо отсутствие финансового планирования.

· Отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб предприятия.

· Отсутствие управленческого учета. В настоящее время только бухгалтерского учета явно недостаточно для эффективного управления предприятием.

· Потеря контроля над затратами предприятия.

· Нерациональное использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

· Низкая квалификация персонала предприятия, в первую очередь — специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.

 

Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Среди них могут быть следующие:

· Жесткая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг).

· Возникновение кризиса неплатежей.

· Распространение неденежных форм расчетов (бартерные операции, зачеты взаимных требований и т. д.)

· Дефицит или значительный рост цен на энергоносители.

· Потери от экспорта продукции, вызванные снижением обменного курса валюты.

· Противоречивость налогового законодательства, давление со стороны налоговых органов.

· Высокая стоимость кредитных и иных привлеченных средств.

· Инфляция.

 

Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.

Одним из наиболее распространенных способов увеличения поступления денежных средств на предприятие является продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. При этом продажа дает сиюминутный и единичный приток денежных средств (за исключением случаев, когда внеоборотные активы продаются в рассрочку), а аренда обеспечивает постоянное поступление денег в течение всего периода аренды.

Достаточно эффективным способом увеличения притока денежных средств является оптимизация и рационализация ассортимента выпускаемой продукции. Это выглядит вполне логично: зачем выпускать товары (выполнять работы, оказывать услуги), которые не пользуются спросом на рынке или пользуются ограниченным спросом? Следует переориентировать производство на более актуальный ассортимент.

В условиях неплатежей или чрезмерного распространения неденежных форм расчетов для увеличения притока денежных средств можно использовать механизм полной либо частичной предоплаты. В таком случае покупателям и заказчикам выдвигается жесткое условие: продукция предприятия будет поставляться только после поступления предоплаты на расчетный счет либо в кассу предприятия.

 

 

73. Использование «западных методик» диагностирования финансовой несостоятельности предприятия.

 

Наиболее известными многофакторными моделями прогнозирования несостоятельности организации являются:

· 1) двухфакторная модель Э. Альтмана;

· 2) пятифакторная модель Э. Альтмана;

· 3) модель У. Бивера;

· 4) модель Г. Спрингейта;

· 5) модель Ж. Лего и др.

· 1. Наиболее простой является двухфакторная математическая модель Эдварда Альтмана (X), которая учитывает всего два показателя[1]:

o • коэффициент текущей ликвидности (kтл);

o • удельный вес заемных средств в пассивах (коэффициент финансовой зависимости (kфз)):

(5.14)

В формуле (5.14) весовые коэффициенты для каждого фактора определялись на основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой. Данная модель имеет место для США. Вероятность банкротства в зависимости от расчетного значения Xпредставлена в табл. 5.28.

Таблица 5.28

Степень вероятности банкротства (по двухфакторной модели Э. Альтмана)

Значения X Вероятность банкротства
Х >0,3 Большая
0,3 > X < -0,3 Средняя
X < -0,3 Малая
X = 0 50%

 

· 2. Пятифакторная модель Э. Альтмана, которая предназначена для прогнозирования банкротства акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке. Она является наиболее известной, именно она была опубликована ученым в 1968 г. Формула расчета пятифакторной модели Альтмана (Z) имеет вид[2]:

(5.15)

где Х1 – доля оборотного капитала в активах предприятия; Х2 – отношение накопленной (нераспределенной) прибыли к сумме активов предприятия; Х3 – рентабельность активов (отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к общей стоимости активов), отражает эффективность операционной деятельности компании; ХА – отношение рыночной стоимости собственного капитала (всех обыкновенных и привилегированных акций) к кредиторской задолженности; Х5 – отношение объема продаж к общей величине активов предприятия (характеризует эффективность использования активов предприятия).

Критическое значение индекса Z рассчитывалось Э. Альтманом по данным статистической выборки и составило 2,675.

В результате подсчета Z-показателя для конкретного предприятия делается заключение:

· 1) если Z < 1,81 – вероятность банкротства составляет от 80 до 100%;

· 2) если 1,81 < Z < 2,67 – средняя вероятность банкротства компании от 35 до 50%;

· 3) если 2,99 < Z < 2,67 – вероятность банкротства мала и составляет от 15 до 20%;

· 4) если Z > 2,99 – ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности в течение ближайших двух лет крайне мал.

Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года – 83%, что является ее достоинством. Недостаток этой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, разместивших свои акции на фондовом рынке.

В 1983 г. Э. Альтман распространил свой подход на компании, чьи акции не обращаются на финансовом рынке. Данная модель представляет собой модифицированный вариант пятифакторной модели:

(5.16)

где X1 – отношение оборотного капитала к активам; Х2 – отношение нераспределенной прибыли к активам; Х3 – отношение операционной прибыли к активам; ХА – отношение балансовой стоимости собственного капитала к заемному капиталу; Х5 – отношение выручки к активам.

Если Z < 1,23, то предприятие признается банкротом; при значении Z в диапазоне от 1,23 до 2,89 ситуация считается неопределенной, значение Z более 2,9 присуще стабильным и финансово устойчивым компаниям.

· 3. Модель У. Бивера, который предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства. Данная модель содержит следующие индикаторы[3]:

· 1) рентабельность активов (экономическая рентабельность);

· 2) удельный вес заемных средств в пассивах;

· 3) коэффициент текущей ликвидности;

· 4) доля оборотного капитала в активах;

· 5) коэффициент У. Бивера (КБ), который определяется по формуле

(5.17)

где ЧП – годовая величина чистой прибыли предприятия; А – сумма амортизации (годовой объем); ЗК – заемный капитал.

Оценка степени вероятности банкротства по модели У. Бивера представлена в табл. 5.29.

Таблица 5.29

Степень вероятности банкротства (по модели У. Бивера)

Значения КБ Вероятность банкротства
КБ < 0,17 Большая
0,17 Б< 0,4 Средняя
КБ > 0,4 Низкая

4. Модель Г. Спрингейта была разработана в 1978 г. Спрингейт использовал мультипликативный дискриминантный анализ для выбора 4 из 19 самых известных финансовых показателей, которые наибольшим образом различаются для успешно действующих предприятий и банкротов.

Модель Г. Спрингейта имеет вид[4]:

(5.18)

где А – доля собственного оборотного капитала в активах предприятия; В – рентабельность активов (отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к общей стоимости активов), отражает эффективность операционной деятельности компании; С – отношение прибыли до налогообложения к текущим обязательствам; D – отношение объема продаж к общей величине активов предприятия.

Критическое значение Z для данной модели равно 0,862.

Точность модели составляет 92,5% для сорока компаний, исследованных Г. Спрингейтом.

5. Модель Ж. Лего. Данная модель разработана под руководством канадского специалиста Ж. Лего. При ее создании были проанализированы 30 финансовых показателей 173 промышленных компаний Квебека, имеющих ежегодную выручку от 1 до 20 млн долл. США.

Модель Ж. Лего (СA-Score) имеет вид[5]:

(5.19)

где А – доля акционерного капитала в активах предприятия; В – отношение суммы прибыли до налогообложения и издержек финансирования к активам предприятия; С – отношение выручки за два предыдущих периода к активам предприятия за два предыдущих периода.

Критическим значением для СA-Score является 0,3.

Точность модели составляет 83%. Она может быть использована только для прогнозирования банкротства промышленных предприятий.

 

Основные понятия логистики: логистические операции, логистические потоки, логистическая система.

Логистические операции — это любые действия, связанные с возникновением, преобразованием и поглощением материального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков.

Виды логистических операций

Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.

Базисные операции — это закупка (снабжение), производство, сбыт.

Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.

Вспомогательные операции — это операции складирования, грузопереработки, упаковки, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно- компьютерная информация и другое сервисное обслуживание.

Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.

Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.

Логистические системы подразделяются на типы и виды. В зависимости от классификации типов логистики (макро-, мезо- и микрологистика) ЛС подразделяются на такие виды:

1. макрологистическая система – это система управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающая различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей;

2. мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

3. микрологистическая система – это система управления материальным потоком, организованная в границах одной организации. К микрологистическим системам можно отнести различные предприятия, фирмы, компании, а также их определенные подразделения.

В зависимости от схемы организации движения материального потока различают следующие виды логистических систем:
1. С прямыми связями. В данной логистической системе материальный поток проходит от первичного источника сырья через закупку к производителю и далее к конечному потребителю без участия посредников.

2. Эшелонированные. В системе такого вида материальный поток проходит от первоисточника сырья к производителю либо от производителя к конечному потребителю только через посредника .

3. Гибкие. В этих системах движение материального потока может осуществляться как с участием посредника, так и без него

Вопрос выбора той или иной схемы организации движения материального потока решается по результатам оценки сложившейся на рынке ситуации, возможностей использования аутсорсинга, а также максимально возможного экономического результата деятельности логистической системы.


JIT

 Современные техно­логии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических произ­водственных концепций и распределительных систем, таких как си­стемы:

-минимизирующие запасы в логистических каналах,

-логис­тические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизи­рованное производство,

-современные логистические системы все­общего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. По этой причине в настоящее время принято относить такие технологии к новой версии концепции «точно в срок» — кон­цепции JIT

Основной целью логистической концепции JIT яв­ляется максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для максимального удовлетворения запросов потребителей. Сис­темы, основанные на идеологии JIТ, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

Концепция «планирования потребностей / ресурсов» и их модификации

Популярной логистической концепцией, на основе кото­рой разработано и функционирует большое число микрологистичес­ких систем, является концепция «планирования потребностей ресур­сов» (requirements/resource planning, RP). Концепцию RP часто проти­вопоставляют логистической концепции «точно в срок», имея в виду что на ней (в отличие от JIT-подхода) базируются логистические си­стемы «толкающего» типа (push systems). Базовыми микрологистичес­кими системами, основанными на концепции «планирования потреб­ностей/ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирования потребности в материалах / производственного планирования потребности в ресурсах» (materials / manufacturing requirements / resource planning, MRP I, MRP II), а в сбыте (распределении) — системы «планирования распределения продукции / ресурсов» (distribution requirements / resource planning, DRP I, DRP II).

       Основными целями систем MRP являются;

- удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

-поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

- планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система MRP обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на горизонте планирования. Система MRP сначала oпределяет, сколько и в какие сроки крайне важно произвести конечной ной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания.

База данных о материальных ресурсах содержит всю необходимую информацию о номенклатуре и базовых параметрах (характеристиках) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т. п., необходимых для производства (сборки) готовой продукции или ее частей. Вместе с тем, в ней содержатся нормы расхода материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также файлы мо­ментов времени поставки соответствующих материальных ресурсов в производственные подразделения фирмы. В базе данных также идентифицированы связи между отдельными входами производ­ственных подразделений по потребляемым запасам.

 

82.Склады в логистике: понятие склада, классификация и основные функции складов. Формирование системы складирования.

 

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Характеристики склада напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.

Классификация складов

1. По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

2. По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

3. По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность.

5. По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).

6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

7. По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

9. По месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:

1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:

· склады ГП предприятий-изготовителей;

· склады сырья и исходных материалов;

· склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;

2) склады на участке движения товаров народного потребления:

· склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы; склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Основные функции склада

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.

3. Преобразование МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида МП: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.

4. Сокращение затрат на перевозку. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы МР от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории .

Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:

· подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

· проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

· придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

· выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка);

· доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.

Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:

- надежное хранение МР в необходимых условиях и с минимальными повреждениями;

- обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;

- минимизация затрат при высоком качестве операций;

- эффективный контроль за перемещением материалов;

- быстрое выполнение складских операций;

- возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов;

- обеспечение безопасных условий работы и др.

 

83.Понятие и основные виды запасов. Определение оптимального объема заказываемой партии товаров.

По месту нахождения запасы делятся на:

- производственные;

- товарные.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.

Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

- сырье и материалы (комплектующие, топливо);

- запасы незавершенного производства;

- готовую продукцию.

В зависимости от их целевого назначения запасы подразделяются на:

- текущие (переходные) запасы;

- резервные (страховые, буферные) запасы;

- подготовительные запасы;

- сезонные запасы.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. При длительных сроках реализации заказа объем переходного запаса будет значительным. Для оценки среднего количества переходных запасов в данной системе в целом используется следующая формула: J = S*T, где S – средняя норма продаж (потребления) запасов в определенный период, T – среднее время транспортировки. Например, при среднем уровне спроса на данный товар в 200 изделий в неделю и сроке поставки, равном 2 неделям, общий объем переходного запаса этого товара составит 400 изделий.

Резервные запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае неожиданного повышения спроса или для обеспечения потребностей производства в материалах и сырье в случае задержки в поставках. Сложно прогнозировать сроки реализации заказов, в связи с этим предприятия вынуждены создавать резервные запасы. Объем резервного запаса будет зависеть от возможного колебания сроков восстановления уровня запасов, колебания спроса на товары на протяжении срока реализации заказа, от стратегии компании по обслуживанию заказчиков.

Подготовительные запасы вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям или дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины).

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке. Объем запаса будет зависеть от специфической роли материального запаса в отрасли. Так, предприятие, выпускающее железнодорожные локомотивы, не будет создавать запас дизельных двигателей, так как вся продукция в этой отрасли производится строго под заказ.

По времени запасы подразделяются на:

- максимальный желательный уровень запаса;

- пороговый уровень;

- текущий уровень;

- страховой уровень.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса(точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Страховой запас (гарантийный или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы по доставке товаров;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

 

Федеральные налоги:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

3. Налог на прибыль организаций

4. Налог на доходы физических лиц

5. Единый социальный налог.

6. Налог на добычу полезных ископаемых.

7. Государственная пошлина.

8. Водный налог.

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Второй уровень – региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов). Они устанавливаются представительными органами субъектов РФ исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к обязательным на территории РФ, региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Классификация налогов

№ п/п Классифицирующий признак Виды налогов
1 Принадлежность к уровню управления • федеральные налоги и сборы • региональные налоги • местные налоги
2 Субъект обложения • налоги с юридических лиц • налоги с физических лиц • налоги с юридических и физических лиц
3 Степень переложения • прямые налоги • косвенные налоги
4 Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС) • налоги на производство и импорт • налоги на доходы и имущество
5 Предмет (объект) обложения • налоги с имущества • налоги с доходов • налоги с потребления • налоги с использования ресурсов
6 Способ обложения • налоги, уплачиваемые «по декларации» • налоги, уплачиваемые «у источника выплат» • налоги, уплачиваемые «по уведомлению»
7 Бухгалтерский источник уплаты • налоги, уплачиваемые с выручки от реализации • налоги, относимые на себестоимость • налоги, относимые на финансовый результат • налоги, относимые на оплату труда • налоги, уплачиваемые с валовой прибыли
8 Назначение налогов • налоги общего характера • налоги целевого характера

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.(Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Гос.пошлина.)Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. (Налог на имущество организаций; Транспортный налог;Налог на игорный бизнес).

Местные налоги – органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.(Земельный налог; Налог на имущество физических лиц).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:налог на доходы физических лиц;налог на прибыль организаций;налоги на имущество.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. (акцизы;таможенные пошлины,НДСбб)

Предмет макроэкономики. Национальная экономика.

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1) определение объема и структуры национального продукта и НД;

2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3) анализ природы инфляции;

4) изучение механизма и факторов экономического роста;

5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Национальная экономика – это самостоятельная система, включающая в себя хозяйственные, организационные, социальные и научно-технические аспекты. Она характеризуется общим экономическим эффектом, который состоит из отдельных потенциалов, накопленных в процессе своей деятельности. Среди потенциалов можно выделить производственный, природно-ресурсный, трудовой, научный, инновационный и некоторые другие.

Развитие национальной экономики - создание и совершенствование национального рынка страны, в рамках которого создаются и функционируют его отдельные элементы:

• рынок товаров и услуг;
• рынок капиталов;
• рынок трудовых ресурсов;
• рынок недвижимости;
• рынок фондов;
• рынок интеллектуальной собственности;
• рынок средств производства и другие.







Дата: 2019-05-28, просмотров: 252.