Учет поступления и наличия объектов основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарный объект-это объект основных средств со всеми принадлежащими ему приспособлениями или конструктивно-обособленный объект, выполняющий самостоятельные функции. Для организации учета и контроля основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер.

Учет наличия и движения объектов основных средств осуществляется на основе унифицированных форм первичной учетной документации (постановление ГК РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7). Эти документы обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами (кроме кредитных организаций) на территории Российской Федерации.

Прием-передача объектов основных средств осуществляется на основе следующих первичных документов:

1. для всех основных средств, кроме зданий и сооружений - акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1);

2. для зданий и сооружений - акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма ОС-1а);

3. для групп объектов основных средств - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (форма № ОС-1б).

Пообъектный учет основных средств осуществляется на инвентарных карточках типовой формы (ОС-6) «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». Карточка содержит следующие обязательные реквизиты:

Наименование объекта, инвентарный номер, изготовитель, номер документа, первоначальная стоимость, дата приемки, срок полезного использования, место эксплуатации, метод начисления амортизации, краткая техническая характеристика. В инвентарную карточку вносятся все изменения, которые происходят с инвентарным объектом.

В конце месяца данные инвентарных карточек и ведомости начисления амортизации являются основанием для составления карточки учета движения основных средств (форма ОС-8), данные которой в конце года используются для составления оборотной ведомости движения основных средств.

Направления поступления основных средств

Строительство и покупка объектов основных средств рассматривается как долгосрочные инвестиции в основные средства (капитальные вложения).

Под капитальными вложениями понимают затраты на создание, реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий, осуществляемые за счет собственных или заемных источников.

К собственным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относятся прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, амортизационные

Отчисления и средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и др.

К заемным источникам финансирования капитальных вложений относятся:

кредиты банков; средства инвестиционных фондов и страховых компаний; облигационные займы и государственные кредиты; средства от продажи жилищных сертификатов; средства, полученные в порядке долевого участия.

Учет собственных источников финансирования долгосрочных инвестиций осуществляется на счетах 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 83 «Добавочный капитал».

Учет амортизации основных средств

В процессе работы основных средства изнашиваются, постепенно теряют свои эксплуатационные возможности и часть стоимости.

Все хозяйствующие субъекты осуществляют накапливание средств для приобретения и восстановления износившихся объектов основных средств.

Накапливание средств осуществляется посредством включения в затраты организации отчислений, которые называются амортизационными. Перенесение части стоимости основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг отражается в виде амортизационных отчислений.

В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация начисляется по основным средствам исходя из срока полезного использования объектов, определяемого при постановке на учет.

Амортизация не начисляется:

- на объекты жилого фонда;

- объекты внешнего благоустройства и прочие объекты лесного и дорожного хозяйства;

- продуктивный скот;

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- земельные участки и объекты природопользования;

- библиотечные фонды;

- объекты основных средств некоммерческих организаций.

Начисление износа отражается на пассивном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания пропорционального объема продукции (работ).

Применение одного из способов производится в течение всего срока полезного использования объектов.

Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Учет затрат на восстановление основных средств

Снашивание раздельных частей (деталей) основных средств происходит неравномерно, поэтому необходимо систематическое повседневное наблюдение за их состоянием, периодическое их восстановление путем проведения ремонта.

Положениями по учету рекомендуется проводить ремонт объектов основных средств в соответствии с заранее составленным планом, разрабатываемым организацией и включающим в зависимости от объема работ обслуживание основных средств, текущий, средний и капитальный ремонт.

К работам по обслуживанию относят ежедневный осмотр, наблюдение, наладку, регулировку, смазку.

Текущий ремонт-это исправление или замена отдельных узлов и деталей с целью поддержания объекта в рабочем состоянии.

Средний ремонт связан с частичной заменой важных узлов и деталей.

Капитальный ремонт связан с длительной остановкой объекта, его разборкой и заменой важнейших узлов и деталей.

До начала ремонтных работ организацией составляется смета затрат на проведение ремонтных работ. Все затраты на ремонт основных средств включаются в издержки производства и обращения.

Ремонтные работы могут осуществляться двумя способами: подрядным и хозяйственным. При подрядном способе все работы осуществляет специализированная организация. При хозяйственном способе работы ведут либо силами ремонтных цехов (вспомогательное производство), либо ремонтными бригадами цехов основного производства.

Способ списания затрат на ремонт в себестоимость продукции по мере его осуществления используется только в том случае, если объем затрат на ремонт из месяца в месяц большим колебаниям не подвержен.

Способ списания затрат на ремонт основных средств за счет ранее созданного резерва используется в организациях, где затраты на ремонт неравномерны по периодам. В этом случае предполагается создание резерва расходов на ремонт основных средств за счет отчислений, включаемых в издержки производства и обращения, в периоды, предшествующие проведению ремонтных работ.

В конце отчетного года осуществляется инвентаризация резерва на покрытие затрат по ремонту основных средств. Если затраты на ремонт оказались ниже созданного резерва, то излишне зарезервированные суммы сторнируются.

Если окончание ремонтных работ предусмотрено в следующем отчетном периоде, сторнировать остаток резерва не нужно. По окончании ремонта излишне зарезервированные суммы относятся на финансовые результаты отчетного года.

Если фактические расходы превысили заранее созданный резерв, то недостающие суммы списываются на издержки производства и обращения.

Способ последующего равномерного списания расходов предусматривает отнесение фактических затрат на ремонт основных средств на расходы будущих периодов с последующим равномерным списанием на издержки производства и обращения.

Учет выбытия объектов основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

1. продажи;

2. списания в случае морального и физического износа;

3. ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

4. недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

5. в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

В компетенцию комиссии входит:

осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

составление акта на списание объекта основных средств.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляются в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету сч.10 в корреспонденции с кредитом сч.99 в качестве операционных доходов.

Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете, как правило, на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к сч.01. При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом сч.01, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом сч.02. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет 99 в качестве операционных расходов.

Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету сч.99 в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на сч.23. По кредиту сч.99 в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту сч.01.

Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на сч.99 в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 281.