Модуль 3. Маркетинговые исследования и поведение потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модуль 2. Методы маркетинга

 

Метод маркетинга - это совокупность приемов и способов разработки и принятия стратегических маркетинговых решений.

 

Задача 1. Стратегическое планирование.

Выбор стратегии развития продукта на основе портфельного анализа с использованием матрицы БКГ «Рост рынка – Доля рынка»

Хозяйственный портфель фирмы включает ____ стратегических единиц (СХЕ), деятельность каждой из которых характеризуют показатели продаж (Таблица 3). Необходимо провести анализ хозяйственного портфеля фирмы и сделать Вывoды и рекомендации по выбору стратегии развития СХЕ, используя матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Методические указания:

1. Рассчитывается относительная доля рынка каждой СХЕ:

  (2)

где ОДР – относительная доля рынка СХЕ;

Qф – объем продаж фирмы;

Qk – объем продаж наиболее опасного конкурента.

2. Рассчитывается темп прироста отрасли по каждой СХЕ:

  (3)

где ТПО – темп прироста отрасли, %;

Qт.г. – объем продаж по отрасли в текущем году;

Qп.г. – объем продаж по отрасли в прошлом году.

3. Строится матрица БКГ (Риcунoк 1).

4. Предлагаются направления стратегического развития каждой СХЕ, исходя из занятой в матрице позиции.

 

Таблица 3 – Показатели продаж по видам стратегических хозяйственных единиц

СХЕ

Объем продаж,

тыс. ед.

Объем продаж по

отрасли, тыс. ед.

ОДР ТПО
фирмы конкурента прошлого года текущего года    
1 100 120 400 480    
2 80 62 1100 1130    
3 290 240 1570 1870    
4 130 181 580 640    
5 200 380 740 780    
6 50 40 140 160    

 

Риcунoк 1 – Матрица БКГ

Решение:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика положений СХЕ:

· "Трудный ребенок" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, так как рынок активно развивается, но требуют значительных инвестиций для поддержания темпов роста. Решение относительно этой группы продуктов: увеличение инвестиций и, соответственно, рыночной доли; либо сокращение инвестиций и уход с рынка.

· "Звезды" (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Приносят существенную прибыль благодаря высокой конкурентоспособности, однако, практически всю полученную прибыль тратят на поддержание конкурентоспособности и удержание рыночной доли.

· "Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): стабильно продающиеся  товары, приносят предприятию основную прибыль. Эта группа - "основной инвестор" для "трудных детей" и "звезд"; поэтому придерживаются стратегической цели "сбора урожая".

· "Собаки" (медленный рост/малая доля) – это неперспективные для рынка продукты, которые отвлекают часть финансовых ресурсов фирмы. Решение для данной группы: уход с рынка либо узкая специализация.

Таблица 4 - Рекомендации Бостонской матрицы

Вывoд:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задача 2. Позиционирование продукта на рынке.

Построить позиционную карту рынка для четырех основных конкурентов по двум основным параметрам – цена и качество товара.

Методические указания:

1. Выявляются основные параметры для позиционирования товара на рынке.

2. Методом опроса потребителей выявляется качественная оценка товаров.

3. Проводится расчет координат для позиционирования товара на карте (Таблица 5).

4. Производится графическое изображение положения отдельных товаров на позиционной карте (Риcунoк 2).

5. Делаются вывoды и предложения.

Решение:

 

Таблица 5 - Расчет координат для построения позиционной карты

Показатели         среднее
Цена, руб.          
Балльная оценка качественных параметров          
Координата на оси ОХ "Цена"
Координата на оси ОУ "Качество"

 

 
 
 
 
 
 
 

Риcунoк 2 - Позиционная карта рынка

Вывoд:

 
 
 
 


Технические параметры

                                       

Экономические параметры

Цена, руб. (Р)      

 

Суммарные расходы потребителя за весь срок эксплуатации товара, руб. (М)      

Задача 4. Планирование оптимальной работы склада.

На склад доставляется партия товара _______________________________.

В сутки со склада отгружается потребителям ___т товара. Расходы по доставке партии товара ________руб., расходы по хранению 1 т товара в сутки ____руб. Определить оптимальный размер заказываемой партии товара.

 

Методические указания:

1.Рассчитываются параметры работы склада в зависимости от размера заказываемой партии товара:

,                                                               (28)

где Т – периодичность пополнения запасов, сут.;

Q – размер заказываемой партии, т;

М – суточный расход товара со склада, т

,                                                                   (29)

где Кс – среднесуточные расходы по доставке партии товара, руб.;

К - расходы по доставке партии товара, руб.

,                                                           (30)

где hс - среднесуточные расходы по хранению товара, руб.;

h - расходы по хранению 1 т товара в сутки, руб.

2. Рассчитывается оптимальный размер заказываемой партии товара по формуле Уилсона:

,                                                   (31)

где Qopt – оптимальный размер заказываемой партии, т

3. Строится график работы склада.

4. Формулируются вывoды и предложения.

 

Решение:

Таблица 29 – Параметры работы склада

Размер заказы-ваемой партии, т Суточный расход товара со склада, т Периодич-ность пополнения запасов, сут. Средне-суточные расходы по доставке, руб. Средне-суточные расходы по хранению, руб. Итого среднесуточные расходы, руб.
           
           
           
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Риcунoк 5 – График работы склада

Вывoд:

 
 

Решение:

 

 
 
 
 
 
 
 

 

Вывoды и предложения:

 
 
 

Модуль 2. Методы маркетинга

 

Метод маркетинга - это совокупность приемов и способов разработки и принятия стратегических маркетинговых решений.

 

Задача 1. Стратегическое планирование.

Выбор стратегии развития продукта на основе портфельного анализа с использованием матрицы БКГ «Рост рынка – Доля рынка»

Хозяйственный портфель фирмы включает ____ стратегических единиц (СХЕ), деятельность каждой из которых характеризуют показатели продаж (Таблица 3). Необходимо провести анализ хозяйственного портфеля фирмы и сделать Вывoды и рекомендации по выбору стратегии развития СХЕ, используя матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Методические указания:

1. Рассчитывается относительная доля рынка каждой СХЕ:

  (2)

где ОДР – относительная доля рынка СХЕ;

Qф – объем продаж фирмы;

Qk – объем продаж наиболее опасного конкурента.

2. Рассчитывается темп прироста отрасли по каждой СХЕ:

  (3)

где ТПО – темп прироста отрасли, %;

Qт.г. – объем продаж по отрасли в текущем году;

Qп.г. – объем продаж по отрасли в прошлом году.

3. Строится матрица БКГ (Риcунoк 1).

4. Предлагаются направления стратегического развития каждой СХЕ, исходя из занятой в матрице позиции.

 

Таблица 3 – Показатели продаж по видам стратегических хозяйственных единиц

СХЕ

Объем продаж,

тыс. ед.

Объем продаж по

отрасли, тыс. ед.

ОДР ТПО
фирмы конкурента прошлого года текущего года    
1 100 120 400 480    
2 80 62 1100 1130    
3 290 240 1570 1870    
4 130 181 580 640    
5 200 380 740 780    
6 50 40 140 160    

 

Риcунoк 1 – Матрица БКГ

Решение:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика положений СХЕ:

· "Трудный ребенок" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, так как рынок активно развивается, но требуют значительных инвестиций для поддержания темпов роста. Решение относительно этой группы продуктов: увеличение инвестиций и, соответственно, рыночной доли; либо сокращение инвестиций и уход с рынка.

· "Звезды" (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Приносят существенную прибыль благодаря высокой конкурентоспособности, однако, практически всю полученную прибыль тратят на поддержание конкурентоспособности и удержание рыночной доли.

· "Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): стабильно продающиеся  товары, приносят предприятию основную прибыль. Эта группа - "основной инвестор" для "трудных детей" и "звезд"; поэтому придерживаются стратегической цели "сбора урожая".

· "Собаки" (медленный рост/малая доля) – это неперспективные для рынка продукты, которые отвлекают часть финансовых ресурсов фирмы. Решение для данной группы: уход с рынка либо узкая специализация.

Таблица 4 - Рекомендации Бостонской матрицы

Вывoд:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задача 2. Позиционирование продукта на рынке.

Построить позиционную карту рынка для четырех основных конкурентов по двум основным параметрам – цена и качество товара.

Методические указания:

1. Выявляются основные параметры для позиционирования товара на рынке.

2. Методом опроса потребителей выявляется качественная оценка товаров.

3. Проводится расчет координат для позиционирования товара на карте (Таблица 5).

4. Производится графическое изображение положения отдельных товаров на позиционной карте (Риcунoк 2).

5. Делаются вывoды и предложения.

Решение:

 

Таблица 5 - Расчет координат для построения позиционной карты

Показатели         среднее
Цена, руб.          
Балльная оценка качественных параметров          
Координата на оси ОХ "Цена"
Координата на оси ОУ "Качество"

 

 
 
 
 
 
 
 

Риcунoк 2 - Позиционная карта рынка

Вывoд:

 
 
 
 


Модуль 3. Маркетинговые исследования и поведение потребителей

Задача 1. Определение объема выборки.

Исследуется мнение потребителей о новом продукте с заданной точностью полученных результатов ± 5 %. Уровень доверительной вероятности 95%.

Определить объем выборки:

а) с помощью процентных величин, если по данным предварительных исследований 40 % членов выборки высказалось за новый продукт;

б) с помощью процентных величин, если отсутствует информация о вариации (p=50%);

в) на основе использования средних значений, если среднеквадратическое отклонение рассчитано равным 80;

г) для малой совокупности объемом в 990 единиц.

 

Методические указания:

1. Определяется величина вариации, которой обладает совокупность.

2. Устанавливается желаемая точность исследований.

3. Определяется уровень доверительности, которому должны удовлетворять результаты проводимого обследования (Таблица 6).

4. Определяется объем выборки по формуле (с помощью процентных величин)

 ,                                            (4)

где n – объем выборки;

z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности, %;

p – найденная вариация для выборки, %;

q = (100 - р), %;

e – допустимая ошибка, %.

5. Определяется объем выборки на основе использования средних значений:

                                                                                                                                 (5)

где σ – среднеквадратическое отклонение.

6. Определяется объем выборки для малой совокупности (если объем выборки превышает 5% от совокупности):

                                                     (6)

где  - объем выборки для малой совокупности,

n – объем выборки, рассчитанный по приведенным выше формулам,

N- объем генеральной совокупности.

 

Таблица 6 - Значение нормированного отклонения оценки от среднего значения (доверительного интервала - Z) в зависимости от доверительной вероятности (a) полученного результата.

a, % 60 70 80 85 90 95 97 99 99,7
Z 0,84 1,03 1,29 1,44 1,65 1,96 2,18 2,58 3,0

Решение:

 
 
 
 
 

Вывoд:

 
 
 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.