Проблема локализации высших психических функций (исторический аспект)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философы и натуралисты считали возможным поместить такие функции, как воображение, мышление и память, в три мозговых желудочка. Но истинное исследование проблемы взаимосвязи мозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыре основных подхода, сложившихся в науке, которые по-разному отвечали на главный вопрос: как же связаны психические функции с мозгом. Это узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция и теория системной динамической локализации высших психических функций.

Появление узкого локализационизма связывают с именем известного анатома Фрэнсиса Галля. Он считал, что существуют определенные соотношения между особенностями психического склада людей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями в интенсивности роста разных областей коры.

Сотрудник Галля распространял данные идеи под названием «френология». Это была первая попытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но теория не опиралась на серьезные исследования и подверглась критике. Кроме того, Галль не располагал соответствующими методами оценки умственных способностей, и многие его заключения основывались на измерении черепа отдельных людей, которых он рассматривал как носителей каких-либо определенных черт, вроде «дружелюбия» или «скрытности».

Перелом в исследовании мозга наступил в 1861 г., когда анатом Поль Брока описал больного с грубым нарушением моторной речи. Сделав после смерти больного вскрытие, Брока предположил, что этот дефект был вызван опухолью в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. Таким образом впервые клинически была доказана связь психической функции с определенным участком мозга.

В 1873 г. психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражение другого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария) вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы были найдены «центр понятий», «центр письма», «центры ориентировки в пространстве».

Узкий локализационизм стал наиболее популярным направлением в науке о мозге. Одна из наиболее серьезных попыток узкой локализации психических функций была предпринята К. Клейстом в 1934 г. На материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны он составил карту локализации психических функций.

Е. Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:

— функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга;

— мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целиком заведует определенной функцией;

— под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

В противовес локализационизму появился антилокализационизм (эквипотенциальная концепция). Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи М. Флуранц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы.

Мишель Флуранц утверждал, что мозг неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна. Он обнаружил, что частичное разрушение коры не влияет на поведение и что надо удалить весь конечный мозг, чтобы нарушить такие высшие психические процессы, как восприятие и регуляция произвольных движений. Исследования М. Флуранца продолжил К. Лешли, доказавший, что степень нарушения психических функций зависит не от локализации очага поражения, а от массы пораженного мозга.

Е. Д. Хомская выделяет основные положения антилокализационистов:

— психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;

— локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;

— мозг — это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех своих отделах;

— психическая функция равномерно связана со всем мозгом.

 

Оппонентом как узких локализационистов, так и их противников стал Дж. Хьюлингс Джексон, высказавший предположение, что к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предложивший иерархический подход к строению нервных центров. Эти положения были развиты позже (в первой половине XX в.) Хэдом и Гольдштейном. Они попытались объединить оба подхода, что привело к появлению эклектической концепции, согласно которой локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции. Однако высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно.

Кроме того, существовала идеалистическая концепция, которой придерживались такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шерингтон, Дж. Эклз, отрицавшие саму возможность связать мозг и психику.

Ни одно из направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурия.

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций.

Можно выделить основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций:

— каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

— различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

— при повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект — нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

— как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

 

6. Первый – энергетический – блок (регуляции тонуса и бодрствования)

Аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга, и имеют двойные отношения с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние.

Блок включает неспецифические структуры разных уровней: неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга, ретикулярную формацию ствола мозга, лимбическую систему. Последние две структуры имеют наибольшее значение для работы 1 блока.

Ретикулярная формация - нервное образование, способное изменять тонус мозговой коры и обеспечивать ее бодрствование. Она имеет ряд особенностей строения и функционирования, благодаря которым обеспечиваются ее основные функции.

Особенности:

1.       Градуальное распространение возбуждения, модулирующие состояние всего нервного аппарата.

2.       Вертикальный принцип строения.

3.       Выполнение неспецифической и специфической ф-ций.

В ретикулярной функции выделяют нисходящий и восходящий отделы, включающие активационные и тормозные пути.

Лимбическая система

Получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетативные и соматические реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение гомеостаза. Частные функции лимбической системы:

•        регуляция функции внутренних органов (через гипоталамус);

•        формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций;

•        играет важную роль в обучении;

•        обонятельная функция.

 

Таким образом воспринимается и перерабатывается разная интероцептивная информация о состояниях внутренней среды организма и регулируются эти состояния с помощью нейрогуморальных и биохимических механизмов.

 

I-й блок регулирует процессы активации:

Общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций.

Первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, поэтому имеет большое количество функциональных значений в обеспечении психических функций. Он задействован:

1. в регуляции процессов активации, благодаря которым разыгрываются все психические функции.

2. в поддержании общего тонуса цнс, необходимого для любой психической деятельности.

3. в регуляции цикла сон-бодрствование

4. обеспечение потребностно-мотивационной сферы,

5. обеспечение модально-неспецифического внимания (зрительное, двигательное, слуховое или тактильное).

6. обеспечение модально-неспецифической памяти (запечатления, хранения и переработки информации)

7. обеспечение эмоциональных процессов и состояний

8. обеспечение сознания в целом

 

7. ВТОРОЙ БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Второй блок расположен в наружных отделах новой коры и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно - кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. В системы этого блока включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они занимают в коре головного мозга незначительное место.

Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной (т.е исходящей из внешней среды) информации, необходимые для осуществления высших психических функций. Модально – специфические пути проведения возбуждения имеют нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей, работая при этом по закону «все или ничего».

Все три основные анализаторные системы организованы по общему принципу, а именно: они состоят из периферического и центрального отделов (по терминологии Павлова) или первичных, вторичных и третичных полей (по терминологии Кэмпбелла и Геншена). К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.  

В ядерную зону зрительного анализатора входят 17, 18 и 19 поля, в ядерную зону кожно-кинестетического анализатора – 3,1,2 и частично 5, в ядерную зону звукового анализатора – 41,42 и 22.

Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть первичную кору проекционной. Однако величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от ее функциональной значимости этого участка.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула)

Над первичными зонами коры надстроены аппараты вторичных зон коры. Они осуществляют синтез раздражителей, обеспечивают функциональное объединение разных анализаторских зон, принимают непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности.

Познавательная деятельность человека является результатом полимодальной деятельности, поэтому она должна опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга. Функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной.

Третичные поля коры задних отделов коры находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхне-теменная область (поля 7 и 40), нижне-теменная область (39 поле), средневисочная область (поле 21 и 37) и зона ТРО – зона перекрытия височной, теменной и затылочной коры (37 и 39 поле). Они не имеют непосредственной связи с периферией и связаны лишь с другими корковыми зонами.

Следует отметить, что отношения между первичными, вторичными и третичными зонами коры, входящими в состав этого блока, не остаются одинаковыми в процессе онтогенетического развития. Так, у маленького ребенка для успешного формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, а для формирования третичных зон — достаточная сформированность вторичных зон коры. Поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры т.е, основная линия взаимодействия этих зон коры направлена «снизу вверх».

Наоборот, у взрослого человека с полностью сложившимися психологическими функциями ведущее место переходит к высшим зонам коры. Наиболее высокие, третичные, зоны коры у него управляют работой подчиненных им вторичных зон, а при поражении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние.

Также в отношении полей прослеживается убывающая специфичность иерархически построенных зон коры. Первичные зоны коры каждой из частей обладают максимальной модальной специфичностью. Основа этого явления — наличие огромного числа нейронов с высокодифференцированной функцией.

Следует отметить, что вторичные и третичные зоны коры несмотря на убывающую специфичность, приобретают способность играть интегрирующую роль в работе более специфических зон, становятся ответственными за организацию функциональных систем.

Еще одна особенность, проявляется при переходе к вторичным, а затем третичным зонам. Известно, что с возникновением праворукости, а затем и связанной с ней речи, возникает известная латерализация функций, которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга. Функции вторичных и третичных зон левого полушария начинают коренным образом отличаться от функций вторичных и третичных зон правого полушария. Подавляющее число симптомов нарушения высших психологических процессов, описанных при локальных поражениях мозга, относится к симптомам, возникающим при поражениях вторичных и третичных зон доминантного (левого) полушария.

Таким образом работа второго блока подчиняется трем законам:

1. Закону иерархического строения.

2. Закону убывающей специфичности.

3. Закону прогрессирующей латерализации.

 

8. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

Третий блок головного мозга человека осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают отделы большого мозга.

По характеру своего строения передние отделы коры существенно отличаются от задних. Кора передних отделов мозга отличается вертикальной исчерченностью, что говорит о моторном двигательном характере доминирующих в ней структур. В ней преобладает V эфферентный слой клеток с большими пирамидами, аксоны которых уносят сформированные импульсы на периферию и тем самым вызывая соответствующие движения, программы которых были подготовлены.

Передние отделы мозга имеют теснейшие связи с нижележащими образованиями ретикулярной формации, здесь особенно мощно представлены как восходящие, так и нисходящие волокна ретикулярной формации, которые производят импульсы, сформированные в лобных долях коры, и тем самым регулируют общее состояние активности организма, изменяя ее соответственно сформированным в коре намерениям.

Передние отделы коры имеют иерархическое строение, но первичные зоны двигательной коры являются не первыми, а последними по порядку своей работы: к ним подходят импульсы, подготовленные в более высоких отделах коры, и они направляют эти импульсы к периферии, вызывая соответствующие движения.

Первичной, или проекционной, зоной передних отделов мозга является передняя центральная извилина, или моторная область коры (4–е поле Бродмана), над ней надстроено вторичное премоторное поле (6–е поле Бродмана); еще выше расположены образования коры собственно лобной, или префронтальной области (9, 10, и, 46–е поля Бродмана).

Несмотря на то что все эти отделы коры характеризуются «вертикальной исчерченностью», клеточное строение каждой из указанных зон сильно отличается от других.

Первичная, или проекционная, двигательная кора расположена длинной полоской в пределах передней центральной извилины, в ней преобладает V эфферентный слой, состоящий из гигантских пирамидных клеток. Эти гигантские пирамиды несут двигательные импульсы, приходящие в конечном счете к мышечным группам.

Территория первичного двигательного поля представляет соответствующие мышечные группы по функциональному признаку: чем более управляемой должна быть соответствующая мышечная группа, тем большую территорию занимает ее проекция в первичной двигательной зоне коры.

Первичные двигательные поля коры имеют четкое сомато — топическое строение, имеющее важное значение для топической диагностики мозговых поражений:

• разрушение верхних отделов этой области мозга или ее проводящих путей приводит к параличу противоположной ноги;

• поражение средних отделов — к параличу противоположной руки;

• поражение нижних отделов — к параличу или парезу мышц противоположной стороны лица.

Над первичной двигательной зоной мозговой коры надстроена премоторная область, включающая в свой состав 6–е поле Бродмана. В нем преобладают малые пирамидные клетки II и III слоев коры.

Значение премоторной зоны коры заключается в том, что она создает условия для систематической работы двигательного аппарата и, в частности, обеспечивает плавное переключение импульсов с одних звеньев движения на другие, обеспечивая тем самым выполнение сложных «двигательных мелодий». Особенно большое значение премоторная зона коры приобретает для создания двигательных навыков.

При раздражении премоторной зоны коры возникают: подергивания отдельных мышечных групп, сложные комплексные движения, а при поражении этой зоны нарушение двигательных навыков.

 

Специальное место в премоторных отделах коры занимает 8–е поле Бродмана, которое является передним глазодвигательным центром, обеспечивающим плавные активные движения глаз. При его поражении рефлекторные движения глаз, следующих за движущимся предметом, сохраняются, в то время как быстрые и плавные активные движения глаз нарушаются.

Над премоторной зоной надстроены третичные отделы лобной коры, или кора префронтальной области. Они включают в свой состав 9,10,11,46–е поля Бродмана. Вся толща коры этих отделов занята клетками с короткими аксонами и звездчатыми клетками.

Префронтальную кору можно расценивать как специфически человеческое образование. Ее аппараты созревают в самую последнюю очередь онтогенеза.

Наконец, префронтальные области коры связаны как со всеми остальными отделами мозга, так и с нижележащими отделами ретикулярной формации. Это дает лобным долям мозга возможность постоянно поддерживать тонус коры.

Поддерживая тонус коры, необходимый для осуществления поставленной задачи, лобные отделы мозга играют решающую роль в создании намерений и формирования программы действия, которые осуществляют эти намерения.

Особенно важным является тот факт, что лобные доли мозга играют существенную роль в проведении постоянного контроля над протекающей деятельностью. Это дает основание считать, что лобные доли мозга человека входят существенной составной частью в тот механизм «акцептора действия», который играет важнейшую роль в обеспечении саморегулирующейся деятельности человека.

Таким образом они могут создавать и удерживать нужные намерения, вырабатывать соответствующие им программы действий, осуществлять их в нужных актах и постоянно следить за протекающими действиями, сличая эффект действия с исходными намерениями.

 

9. Нарушения зрительного восприятия при локальных поражениях мозга.

Поражение 18 и 19 полей и прилегающих к ним подкорковых зон приводят к зрительным агнозиям –расстройствам зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

Большинство авторов, исходя из клинической феменологии, выделяют 6 основных форм нарушений зрительного гнозиса.

Предметная агнозия – встречается у больных с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария мозга.

Она может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Больной видит, как будто бы все, он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что же это такое.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности - от максимальной до минимальной.

Грубое нарушение возможности оценить предмет возникает при двустороннем поражении нижней части широкой зрительной сферы: больной глядя на предмет, не может его опознать, но часто правильно решает задачу, если он его ощупает. В своей повседневной жизни такие больные ведут себя почти, как слепые, и, хотя не натыкаются на предметы, однако постоянно ощупывают их или ориентируются по звукам.

Чаще агнозия проявляется в скрытой форме при выполнении специальных зрительных задач: при распознании контуров, перечеркнутых, наложенных друг на друга, перевернутых изображений. Такие больные не могут выделить контуры и видят просто путаницу линий. Также используются для диагностики незавершенные рисунки, рисунки аглютинации и зашумленные рисунки. Естественно, что пациент оказывается не в состоянии не только воспринимать целые зрительные структуры, но и изображать их, поскольку образ необходимого предмета распался.

У больных с предметной агнозией грубо изменяются временные характеристики зрительного восприятия. У этой категории резко увеличиваются пороги узнавания изображения. Таким образом у них возникает другой режим работы зрительной системы, что указывает на большие сложности в переработке зрительной информации.

Оптико – пространственная агнозия связанна преимущественно с поражением зоны ТПО. В особенно грубой форме эта форма агнозии наблюдается при двустороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга.

При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; в грубых случаях еще нарушается ориентировка верхне-нижних координатах. Проверяется с помощью ориентировки по карте.

Больные перестают понимать ту символику рисунка, которая отражает пространственные качества объектов. Как правило, у них нарушается общая схема рисунка, поэтому они не умеют передавать на рисунке пространственные признаки объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, сверху-снизу).

В ряде случаев наблюдается односторонняя оптико-пространственная агнозия. Такие больные, даже копируя рисунок, изображают только одну сторону предмета или грубо искажают изображение с одной стороны (чаще левой) стороны. Одновременно у них нарушается также «праксис позы». Такой больной не может скопировать позу, не знает, как расположить руку по отношению к своему телу. Диагностируется с помощью пробы Хеда.

Оптико-пространственные нарушения влияют иногда на навык чтения. В этих случаях возникают трудности прочтения таких букв, которые имеют «лево-правые» признаки. Такие больные не могут различать правильно и неверно написанные буквы, и эта проба может быть одним из тестов на определение зрительной ориентировки в пространственных признаках объектов.

 

Символическая агнозия проявляется при одностороннем поражении левой затылочно-теменной области. Это приводит к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Больной, совершенно правильно копируя буквы, не может их назвать.

Подобное нарушение встречается изолированно от других нарушений зрительных функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозий. Такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложно-пространственных изображениях и реальных объектах, однако они не понимают буквы и не могут читать.

Цветовая агнозия составляет самостоятельный тип зрительных гностических расстройств, которые наблюдаются на фоне сохранности цветоощущения. Обычно наблюдается вместе с предметной агнозией. Возможна при поражении затылочных отделов правого полушария. Часто очаговое поражение мозга распространяется на височную область.

Она проявляется трудностями в дифференцировке смешанных цветов. Кроме того, такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют, однако им трудно называть предметы определённого конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов.

Симультанная агнозия - встречается при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры.

Она состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. Эта агнозия сопровождается сложными нарушениями движений глаз, которые называются «атаксией взора». Взор больного становится неуправляемым, глаза совершают непроизвольные скачки, они постоянно находятся в движении, и это создает трудности в организованном зрительном поиске, вследствие чего больной не может рассматривать объект последовательно.

Диагностика с помощью сюжетных картинок. Правильно опознавая отдельные объекты, больные не могут оценить содержание картины.

Лицевая агнозия проявляется при нарушении фузиформной извилины, и состоит в том, что у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения.

Степень выраженности различна. От грубой формы лицевой агнозии, когда больные не могут различать женские и мужские лица, не различают детские лица, не узнают лица своих родных и близких. Такие больные узнают людей только по голосу, включая и самых близких. До не узнавания самого себя в зеркале.

Данный симптом весьма часто встречается при болезни Альцгеймера.

Для диагностики больному предъявляют портреты широко известных людей, некоторых деятелей или фотографии родственников и близких знакомых пациента, для выделения из них незнакомых.

10. Сенсорные нарушения при поражении зрительного анализатора.

Зрительный анализатор является ведущим для человека. Он организован по иерархическому принципу. Основными уровнями зрительной системы одного полушария являются: сетчатка глаза, зрительный нерв (II пара), хиазма, зрительный канатик, наружное, или латеральное коленчатое тело (НКТ или ЛКТ), зрительное сияние и первичное 17-е поле коры мозга.

Каждый из перечисленных уровней зрительной системы при его поражении характеризуется своими нарушениями зрительных функций.

Первый уровень зрительной системы сетчатка глаза. Она обеспечивает восприятие световых волн, их трансформацию в нервные импульсы и передачу в зрительный нерв. Содержит два типа рецепторов колбочки (фотопическое зрение), их значительно больше в центральной части сетчатки и палочки (скотопическое зрение), расположены на периферии; также включает слепое пятно.

Поражения сетчаточного уровня работы зрительной системы разнообразны:

Поражение палочкого аппарата – «куриная слепота» - нарушение сумеречного зрения

Поражение колбочкого аппарата – нарушение цветовосприятия

При микроразрыве сетчатки происходит формирование скотомы – «желтое пятно». Скотома может восприниматься больным как темное пятно или субъективно не ощущается, выявляясь только при специальных исследованиях

При полном разрыве – слепота на соответствующий глаз.

Далее это различного генеза дегенерации, кровоизлияния, различные заболевания глаз, в которых принимает участие сетчатка (например, глаукома).

Во всех случаях поражение, как правило, одностороннее, т. е. зрение нарушается только в одном глазу, зрительные функции второго глаза остаются сохранными.

Второй уровень работы зрительной системы зрительные нервы (II пара).

Они очень коротки и расположены сзади глазных яблок в передней черепной яме, на базальной поверхности больших полушарий головного мозга. В зрительных нервах различные волокна несут зрительную информацию от различных отделов сетчаток.

Поражения встречаются в клинике локальных поражений головного мозга довольно часто в связи с различными патологическими процессами в передней черепной яме — опухолями, кровоизлияниями, воспалительными процессами. Это приводит к расстройству сенсорных зрительных функций в одном глазу, причем в зависимости от поражения различных частей зрительного нерва страдают зрительные функции соответствующих участков сетчатки.

При тотальном разрушении зрительного нерва наступает полная слепота соответствующего глаза - амавроз, а при патологическом процессе, окружающем зрительный нерв (по периметру), возможно появление эффекта трубчатого зрения.

Область хиазмы. У человека в зоне хиазмы происходит неполный перекрест зрительных путей. Благодаря этому зрительная информация от каждого глаза поступает в оба полушария.

При поражении хиазмы возникают различные чаще симметричные нарушения, полей зрения на обоих глазах –гемианопсии - вследствие поражения соответствующих волокон, идущих от сетчаток. Поражение различных отделов хиазмы приводит к появлению разных видов гемианопсий: битемпоральной и бинозальной – не видит либо то, что сбоку, либо то, что по центру, верхней квадрантной, нижней квадрантной, а также односторонней нозальной гемианопсии (при разрушении наружной части хиазмы с одной стороны). Гемианопсия может быть полной или частичной; в последнем случае возникают скотомы в соответствующих отделах полей зрения. Граница между утраченным и сохранным полем проходит в виде вертикальной линии.

 

При поражении зрительных канатиков, соединяющих область хиазмы с наружным коленчатым телом, возникает гомонимная (односторонняя) гемианопсия, противоположная стороне поражения. В этих случаях они могут быть полными или неполными, граница между пораженным и сохранным полем зрения также проходит в виде вертикальной линии.

Следующий уровень зрительной системы —наружное или латеральное коленчатое тело. Зрительная информация без какой-либо переработки поступает непосредственно из сетчатки в НКТ. Это часть зрительного бугра, важнейшее из таламических ядер. Представляет собой крупное образование, состоящее из нервных клеток, где сосредоточен второй нейрон зрительного пути.

При полном поражении НКТ возникает полная односторонняя гемианопсия (левосторонняя или правосторонняя), при частичном поражении — неполная, с границей в виде вертикальной линии.

В том случае, когда очаг поражения находится рядом с НКТ и раздражает его, иногда возникают сложные синдромы в виде зрительных галлюцинаций, связанных с нарушениями сознания.

Следующий уровень зрительной системы — зрительное сияние (пучок Грациолле) — довольно протяженный участок мозга, находящийся в глубине теменной и затылочной долей. Это широкий, занимающий большое пространство веер волокон, которые несут зрительную информацию от различных участков сетчатки в различные области 17-го поля коры. Данная область мозга поражается весьма часто (при кровоизлияниях, опухолях, травмах), что приводит к неполной лево- или правосторонней гемианопсии.

Последняя инстанция первичное 17-е поле коры больших полушарий — расположено главным образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника, который направлен своим острием в глубь мозга.  В задней его части проецируется бинокулярное зрение, а в передней – монокулярное.

При поражении 17-го поля и левого и правого полушарий одновременно (что может быть, например, при ранениях затылочного полюса) возникает центральная слепота.

Когда же поражение захватывает одно 17-е поле, возникает выпадение полей зрения с одной стороны, причем при правостороннем очаге возможна «фиксированная» левосторонняя гемианопсия, когда больной не замечает своего зрительного дефекта.

При поражении 17-го поля граница между хорошим и плохим участками полей зрения проходит в виде полукруга, т.е. при этом сохраняется область центрального видения, что и определяет контур пограничной линии. Эта особенность позволяет отличать корковую гемианопсию от всех подкорковых гемианопсий.

Как правило, у больных имеет место не полное, а частичное поражение 17-го поля, что приводит к скотомам, при этом участки нарушенных полей зрения по форме и величине в соответствующих полях зрения обоих глаз симметричны. При менее грубых поражениях клеток 17-го поля возникает не полное выпадение зрительных функций, а лишь частичное, в виде снижения цветоощущения, фотопсии (т. е. ощущений ярких вспышек, иногда окрашенных, появляющихся в определенном участке поля зрения).

 

 

11. Сенсорные нарушения при поражении слухового анализатора

Как и каждая анализаторная система, звуковой анализатор имеет уровневое строение. Основные уровни его организации: рецептор (кортиев орган улитки), слуховой нерв (8 пара), ядра продолговатого мозга, мозжечок, средний мозг (нижние бугры четверохолмия), медиальное коленчатое тело, слуховое сияние (слуховые пути, идущие от МКТ в кору больших полушарий), первичное поле коры (41 поле височных долей мозга)

Переферическую часть слуховой системы составляет кортиев орган, который представляет собой лабиринт, расположенный внутри улитки и содержащий наружные и внутренние слуховые клетки, свободно плавающие в эндолимфе; при звуковых колебаниях они приходят в движение, что и приводит к возникновению нервного импульса. В зависимости, какова частота колебания, возбуждаются слуховые клетки, расположенные в разных местах кортиевого органа, что и создает ощущение различной высоты звука.

При поражении кортиевого органа (вследствие воспалительных или травматических процессов) у человека нарушается нормальное восприятие громкости звуков и звуки вызывают или ощущение боли, или вообще не воспринимаются. Это неожиданное появление интенсивного звукового ощущения (вплоть до болевых ощущений) при плавном нарастании интенсивности звука носит название «явление рекрутмента»

8 пара нервов – очень короткий участок слуховой системы. При заболевании 8 пары нервов (например, при невриномах), которая имеет в своем составе и вестибулярные и слуховые волокна, возникают определенные симптомы, позволяющие диагностировать поражение этого уровня слуховой системы. К ним относятся различные звуковые ощущения: шорохи, писк, скрежет и.т.п и одновременно с ними головокружение. При этом больной хорошо понимает, что реального внешнего источника этих звуков нет и что они возникают в его собственном ухе. Полная перерезка 8 нерва приводит к полной глухоте на соответствующие ухо.

Следующий уровень слуховой системы – продолговатый мозг, в котором происходит первый перекрест путей слуховой системы.

Уровень продолговатого мозга, где находится несколько ядер, связанных со слуховой рецепцией, весьма существенен для организации разнообразных безусловных рефлексов, в которых принимают участие звуковые ощущения, а именно: рефлекторные движения глаз в ответ на звук, старт – рефлексов в ответ на опасный звук и ряда других безусловных моторных актов, связанных со звуком.

Поражение этого уровня слуховой системы не вызывает нарушений слуха как такового, но ведёт к симптомам, связанным с рефлекторной сферой.

Следующие звено слуховой системы – мозжечок, представляющий собой своего рода «коллектор», собирающий самую различную афферентацию, прежде всего проприоцептивную. Однако в мозжечок поступает и зрительная, и слуховая афферентация. Именно она (слуховая афферентация) имеет большое значение для выполнения основной функции мозжечка – регуляции равновесия.

Т.о, слуховая система наряду с вестибулярной учувствует и в такой важной функции, как поддержание равновесия.

Важным звеном слуховой системы является средний мозг (нижние бугры четверохолмия). Здесь на уровне среднего мозга происходит переработка слуховой информации, интеграция слуховой и зрительной афферентации. В этой области происходит частичный перекрест слуховых путей и часть слуховой информации поступает в противоположное полушарие. Именно этот уровень слуховой системы прежде всего участвует в биноуральном слухе, т.е в способности с помощью слуха одновременно оценивать и удаленность, и пространственное расположение источника звука, что делается с помощью сопоставления ощущений, поступающих от левого и правого уха.

Нарушение биноурального слуха является симптомом поражения среднего мозга, нижних бугров четверохолмия.

Медиальное, или внутреннее коленчатое тело входит в состав таламической системы, представляющей собой важнейший коллектор различного рода афферентаций, в том числе и слуховой. В разных участках МКТ различным образом представлены различные участки тон – шкалы. При поражении МКТ возникают разного типа нарушения работы слуховой системы, которые выражаются прежде всего в снижении способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения.

Следующий уровень – слуховое сияние. Это сравнительно большой по протяженности участок слуховой системы, который весьма часто поражается (опухолями, травмой и.т.д.). При поражении этого участка слухового пути отмечается снижение слуха на противоположное ухо. Имеются указания и на появление в этих случаях (а также при поражении МКТ) слуховых галлюцинаций.

В отличие от элементарных звуковых обманов, которые возникают при поражении слухового нерва, в этих случаях появляются сложные слуховые симптомы в виде откликов, каких-то голосов, бытовых, музыкальных звуков и.т.п., т.е в виде «оформленных», имеющих смысл, звуковых образов.

Последняя инстанция слухового пути – 41 поле коры височной области мозга, организованное по топическому принципу: в различных участках 41 поля представлены разные по высоте звуки. Оно расположено в извилине Гешля, в глубине коры и не выходит на поверхность.

Очаг поражения, расположенный в 41 поле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующие ухо, так как слуховая афферентация поступает одновременно в оба полушария. Однако при этом появляются другие симптомы – невозможность восприятия и различения коротких звуков (меньше 4 мс), причем этот симптом характерен для поражения как левой, так и правой височной области.

 

12. Нарушения слухового восприятия при локальных поражениях мозга

Поражение вторичных зон височной области (42 и 22 поля) приводит к нарушению интегративности слухового восприятия. В зави­симости от места поражения выделяют следующие наруше­ния слухового восприятия.

При поражении коркового уровня слуховой системы как левого, так и правого полушарий больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов, например, скрипа дверей, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения. Подобные звуки перестают для него быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру. Это поражение носит название «слуховая агнозия».

В грубых случаях слуховая агнозия выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых звуков. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти.

И при правостороннем, и при левостороннем поражении височной доли мозга возникают такие симптомы, как аритмия. Больные не могут оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, и не могут воспроизвести их. Больные, как правило, не способны оценить количество звуков: они либо переоценивают, либо недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

Сенсорная амузия – это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Больные не только не могут узнавать мелодию, но и оценивают ее как болезненное и неприятное переживание. Характерна для поражения верхних отде­лов вторичных зон височной области правого полушария.

Нарушение интонационной стороны речи связано с по­ражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, и сами не очень выразительны в своей речи.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечаются и в тех случаях, когда после односторонней электрошоковой терапии угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может даже определить на слух принадлежность голоса мужчине или женщине.

При затормаживании левого полушария вследствие электросудорожной терапии, человек становиться как бы невнимательным к речевым звукам, он как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует.

Сенсорная афазия прояв­ляется при поражении верхних отделов вторичных зон ви­сочной области левого полушария. При этом сохранна острота слуха, нет выпадения тон-шкалы, но боль­ные не различают фонематические признаки речи (путают близкие по звучанию фонемы: «Б — П», «Г — К»). Не имея опоры в фонематической системе, они плохо владеют связной речью, она представляет у них бессвязный набор слов. При мас­сивных поражениях вместо речи слышат неречевой шум (шум моря, шорох листьев).

У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них не ясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также и чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов вто­ричных зон височной области левого полушария. Это 21 и частично 37 поля.  Больной не может удержать в памяти даже небольшую серию звуков, объем слухоречевой памяти снижается до 3, а иногда до 2 элементов, при норме оперативной кратковременной памяти 7+-2. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу, возникает вторичное – из-за слабости слухоречевых следов – непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения.

 

В опытах на повторение и сохранение серий слов у больных наряду со снижением объема воспроизведения, как правило, нарушается и порядок воспроизведения слов. У них снижается скорость переработки словесной информации. Для правильного воспроизведения образца им требуется предъявлять материал медленно, но не с большими интервалами, так как в этих случаях может возникнуть уже вторичное забывание материала.

Для больных с акустико-мнестической афазией характерны явления реминисценции –лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъявления.

Больные и с сенсорной и с акустико-мнестической афазией активно используют в своей речи интонации, пытаясь с их помощью передать содержание сообщения. Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая также компенсирует дефект.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 494.