1) изменчивость межфункциональных связей и отношений;
2) наличие сложных динамических систем, в которых интегрирован ряд элементарных функций;
3) обобщенное отражение действительности в сознании.
В-четвертых, Л.С. Выготский создал принципиально новый подход к диагностике развития вообще и нейропсихологической диагностике в частности.
Л.С. Выготский сформулировал требования к системам исследования ребенка и взрослого:
· Из принципа системности Л.С. Выготский делает важный для диагностики вывод: в случаях нарушения ВПФ у взрослых или отставания развития у детей в наблюдаемом симптомокомплексе необходимо различать как первично пострадавшее звено, так и вторичные системные следствия первичного дефекта, а также компенсаторные перестройки.
· Должна быть максимальная специализация методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все).
· Должно проводиться динамическое типологическое толкование добытых при исследовании данных. Оно предполагает создание «динамической типологии трудновоспитуемого ребенка», учитывающей внутреннюю структуру и динамику детского развития в норме и при отклонениях от нее.
В-пятых, но не в последних по значимости, Л.С. Выготский предложил новый путь реабилитации и коррекции нарушений ВПФ в детском и взрослом возрасте.
В коррекционно-развивающей работе с детьми развиваются два направления: первое нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций, второе – на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
3. А.Р. Лурия и отечественная нейропсихология
Отличия нейропсихологии, созданной А. Р. Лурия:
1. Прежде всего — это непосредственная связь луриевской нейропсихологии с общепсихологическими идеями Л. С. Выготского. Это идеи о культурно-историческом генезе, опосредованности, системности и иерархическом строении всех психических процессов, и прежде всего высших психических функций.
Единицей анализа психики и ее нарушений, согласно взглядам, А. Р. Лурия, являются именно высшие психические функции — сложные виды психической деятельности, системные по своему строению, прижизненно сформированные, опосредованные знаками-символами (прежде всего речью) и произвольно регулируемые.
2. А. Р. Лурия предложил новый подход к решению проблемы «мозг и психика», в центре которого — идеи о системной психологической структуре впф и их системной мозговой организации.
Согласно этому подходу каждая ВПФ—реализуется с помощью сложных системных мозговых механизмов, или функциональных систем. Последние характеризуются большим числом афферентных и эфферентных звеньев, каждое из которых связано с определенным аспектом впф. Таким образом, с работой мозга сопоставляется не вся психическая функция как единое целое, а отдельные ее звенья.
Эти положения вошли в созданную А. Р. Лурия новую теорию — системной динамической локализации высших психических функций человека.
3. А. Р. Лурия ввел новый для нейропсихологии способ анализа последствий локальных поражений головного мозга, известный как синдромный (или факторный) анализ.
Синдромный анализ нарушений высших психических функций непосредственно связан с теорией их системной динамической локализации. Его цель состоит в поиске основной причины нарушений, определяющей весь характер синдрома. В соответствии с результатами синдромного анализа каждое нарушение высшей психической функции (восприятия, памяти, речи и др.), или нейропсихологический симптом, помимо количественной степени выраженности получает также качественную характеристику. Благодаря синдромному анализу появилась возможность определять форму нарушения той или иной психической функции. Введение в нейропсихологию синдромного анализа не просто обогатило ее теоретический аппарат, но и открыло широкие возможности для практического применения нейропсихологических знаний.
4. Положение об особых нейропсихологических факторах как основе нейропсихологических синдромов, разработанное А. Р. Лурия, принципиально изменило понимание соотношения мозга и психики и позволило преодолеть не только концепции узкого локализационизма и антилокализационизма, но и опровергнуть господствующие представления об исключительной роли коры больших полушарий как единственном субстрате высших психических функций.
Хотя основные работы А. Р. Лурии по нейропсихологии были посвящены изучению роли коры и «ближайшей подкорки» в мозговом обеспечении психических процессов, однако он показал, что в качестве нейропсихологических факторов— могут выступать не только корковые структуры, но и различные подкорковые образования. Он ввел в нейропсихологию помимо «горизонтального» «вертикальный» принцип анализа мозговых основ психических процессов, показав, что подкорковые структуры мозга также могут быть синдромообразующими. При их поражении возникают особые подкорковые нейропсихологические синдромы.
5. В нейропсихологическую концепцию о работе мозга как субстрата высших психических функций А. Р. Лурия ввел физиологические процессы в качестве необходимого звена их мозговой организации. Его представления о нейропсихологических факторах включают не только конкретные мозговые структуры, но и происходящие в них физиологические процессы, обеспечивающие особые способы их работы. Он отрицал возможность непосредственного сопоставления психических явлений с мозгом и предлагал изучать системные физиологические механизмы, лежащие в основе нормального и патологического протекания психических процессов.
Последовательная естественно-научная позиция в этом вопросе четко отличает отечественную нейропсихологию от всех зарубежных нейропсихологических концепций.
6. А. Р. Лурия предложил новую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психических процессов, согласно которой мозг состоит из трех блоков:
· первый — энергетический, к которому относятся срединные неспецифические структуры мозга;
· второй — блок переработки внешней информации, который объединяет структуры задних отделов больших полушарий;
· третий — блок программирования и контроля за психической деятельностью, который включает все структуры, расположенные спереди от Роландовой борозды.
Реализация любой высшей психической функции осуществляется при участии всех трех блоков, каждый из которых выполняет в интегративной работе мозга свою специфическую роль. Эта модель работы мозга позволила по-новому подойти к анализу мозговых механизмов различных видов психической деятельности и разных стадий их осуществления. Открылась возможность соотнесения разных блоков мозга с разными этапами психической деятельности и, следовательно, возможность нового подхода к анализу ее нарушений.
7. А. Р. Лурия разработал новую классификацию нарушений речи (афазий), произвольных движений и действий (апраксий), памяти (амнезий), внимания, интеллектуальных процессов. По-новому были интерпретированы и гностические нарушения (агнозии). В основе этих классификаций и интерпретаций лежит единый факторный принцип анализа дефектов, т. е. выделение различных форм нарушений высших психических функций в соответствии с нарушенным нейропсихологическим фактором.
8. А. Р. Лурия разработал новые методы изучения нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, известные как «луриевские методы нейропсихологической диагностики». Они представляют собой систему тестов, направленных на оценку состояния различных психических процессов (когнитивных и двигательных) и позволяющих определить характер их нарушений и, следовательно, поражение соответствующей области мозга.
«Луриевские методы нейропсихологической диагностики», непосредственно связанные с его пониманием мозговой организации психических процессов, дают возможность определить качественную специфику нарушений высших психических функций, а не только констатировать их наличие и степень выраженности
Дата: 2019-05-28, просмотров: 374.