Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге

Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов, их связь с отдельными системами головного мозга.

Это относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX века А. Р. Лурия. С ее появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это делается в психологии, патопсихологии, психиатрии.

Предмет

В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, эмоциональные состояния и личность, а также изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности, прежде всего на материале локальных поражений головного мозга.

В практической сфере вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация.

 

Нейропсихология и дисциплины о мозге

В создание отечественной нейропсихологии определенный вклад внесли исследования в области психопатологии. К ним относятся работы психиатра Р. Я. Голанд, посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга. М. О. Гуревич детально описал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга. А. С. Шмарьян, изучая больных с локальными опухолями мозга, описал синдромы изменений сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга.

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Большой интерес для нейропсихологии представляют работы Б. В. Зейгарник, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга.

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии представляют работы исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (Д. Н. Узнадзе).

Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии было тесно связано с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило проверять правильность гипотез при лечении больных с локальными поражениями мозга.

Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. К ним, прежде всего, относятся работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий головного мозга и мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования. К ним относятся исследования Г. В. Гершуни, посвященные слуховой системе. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н. А. Бернштейн, П. А. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева и др.

 

 


Значение для других дисциплин

  • Для неврологии и психиатрии:


Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

 

  • Для дефектологии:


Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы различных нарушений разви­тия;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы­деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

  • Для психиатрии:


Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений пове­дения, вызванных изменениями сознания при психических за­болеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результата­ми нейропсихологической диагностики, выявляющей пер­вично пострадавшие уровни и области мозга.

2. Вклад Л.С. Выготского в становление отечественной нейропсихологии.

Во-первых, Л.С. Выготский сформулировал базовые понятия нейропсихологии. Это прежде всего высшие психические функции - «психические процессы, социальные по своему происхождению, системные по своему строению, динамические по своему развитию». Далее это «квалификация дефекта» - качественный синдромный анализ нарушения.

Во-вторых, Л.С. Выготский разработал основные принципы нейропсихологии:

1. Принцип социогенеза ВПФ, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется в двух планах: сперва социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»

2. Принцип системного строения ВПФ. О системном строении ВПФ Л.С. Выготский говорит следующее: «Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров»

3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ. Он предполагает определенную изменчивость структуры функции и, соответственно, ее топики. Следствием динамической организации функций является то, что одно и то же по топике поражение мозга у взрослых и детей ведет к разным последствиям. У взрослых больше страдают подчиненные, нижележащие операции, дефект компенсируется сверху. У детей, наоборот, больше страдают вышележащие, надстраиваемые звенья, развитие которых требует участия пострадавшего звена.





Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге

Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов, их связь с отдельными системами головного мозга.

Это относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине XIX века А. Р. Лурия. С ее появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это делается в психологии, патопсихологии, психиатрии.

Предмет

В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, эмоциональные состояния и личность, а также изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности, прежде всего на материале локальных поражений головного мозга.

В практической сфере вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация.

 

Нейропсихология и дисциплины о мозге

В создание отечественной нейропсихологии определенный вклад внесли исследования в области психопатологии. К ним относятся работы психиатра Р. Я. Голанд, посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга. М. О. Гуревич детально описал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга. А. С. Шмарьян, изучая больных с локальными опухолями мозга, описал синдромы изменений сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга.

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Большой интерес для нейропсихологии представляют работы Б. В. Зейгарник, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга.

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии представляют работы исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (Д. Н. Узнадзе).

Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии было тесно связано с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило проверять правильность гипотез при лечении больных с локальными поражениями мозга.

Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. К ним, прежде всего, относятся работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий головного мозга и мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования. К ним относятся исследования Г. В. Гершуни, посвященные слуховой системе. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н. А. Бернштейн, П. А. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева и др.

 

 


Значение для других дисциплин

  • Для неврологии и психиатрии:


Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

 

  • Для дефектологии:


Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы различных нарушений разви­тия;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы­деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

  • Для психиатрии:


Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений пове­дения, вызванных изменениями сознания при психических за­болеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результата­ми нейропсихологической диагностики, выявляющей пер­вично пострадавшие уровни и области мозга.

2. Вклад Л.С. Выготского в становление отечественной нейропсихологии.

Во-первых, Л.С. Выготский сформулировал базовые понятия нейропсихологии. Это прежде всего высшие психические функции - «психические процессы, социальные по своему происхождению, системные по своему строению, динамические по своему развитию». Далее это «квалификация дефекта» - качественный синдромный анализ нарушения.

Во-вторых, Л.С. Выготский разработал основные принципы нейропсихологии:

1. Принцип социогенеза ВПФ, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется в двух планах: сперва социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»

2. Принцип системного строения ВПФ. О системном строении ВПФ Л.С. Выготский говорит следующее: «Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров»

3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ. Он предполагает определенную изменчивость структуры функции и, соответственно, ее топики. Следствием динамической организации функций является то, что одно и то же по топике поражение мозга у взрослых и детей ведет к разным последствиям. У взрослых больше страдают подчиненные, нижележащие операции, дефект компенсируется сверху. У детей, наоборот, больше страдают вышележащие, надстраиваемые звенья, развитие которых требует участия пострадавшего звена.





Дата: 2019-05-28, просмотров: 970.