Практические методы. Эти методы представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее развитие мысли учащихся. Применение практических методов связано так же с активной деятельности рецепторов(органов чувств) и эффекторов(органов трудовой деятельности) учащихся, с развитием их общей трудовой активности. Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно-воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача. Которые надо решить учащимся, применяя на практике ранее приобретенные знания: умения будут развиваться не механически, а основываться на знаниях. Именно при этом условии практические работы будут источником знаний. Однако применение этих методов требует от учителя продуманной организации урока, так как руководство работой учащихся весьма сложно.
К видам практическихх методов относятся: Работы по сравнению и определениию природных объектов; наблюдения с последующей регистрацией явления; проведение эксперимента (решение вопроса опытом). На вопрос проблему, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, учащиеся должны ответить ее результатами.
Результат проведенной работы существенно отличает наблюдения учащихся при наглядных методах от наблюдения при практических методах. В первом случае учащиеся наблюдают демонстрируемые учителем таблицы, опыты и т.д.; во втором случае, наблюдая, проводят самостоятельнуюую работ: измеряют, вычисляют, засушивают растения или их части и.т.д.
В результате такого наблюдения учащиеся предоставляют материал, иллюстрирующий явление, которое он наблюдал. Такое наблюдение. Так же как определение и эксперимент, м б проведено на уроке, дома, на экскурсии, на школьном учебном-опытном участке.
На методах обучения биологии сказывается специфика методов научного исследования, применяемых в биологической науке. Известно, что среди многих методов, примененных в научном биологическом исследовании, наиболее употребляемыми являются именно наблюдение и эксперимент, т.е. методы, связанные с непосредственным изучением предметов и явлений живой природы в полевых условиях, лабораторных и производственных условиях.
Наблюдение – это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях. Наблюдение учащихся при наглядном методе существенно отличается от наблюдения как вида практического метода.
В 1м случае учащиеся наблюдают демонстрируемые учителем таблицы, опыты и т.п. Во 2м случае, наблюдая, проводят работу, измеряют, вычисляют, записывают, зарисовывают, засушивают растения или их части и т.п. В результате этого наблюдения учащиеся представляют материал, доказывающий явление, которое они наблюдали. Такое наблюдение, как и определение и эксперимент, м.б. проведено на уроке, дома, на экскурсии и на школьном участке. При этом они могут выполнятсяся учащимися непосредственно под руководством учителя и заочно самосьоятельно по заданию, устному или письменному.
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.
Наблюдения по срокам их выполнения разделяются на две группы: кратковременные и длительные. Кратковременные полностью включаются в урок и выполняются с раздаточным материалом. Длительные в основном выполняются во внеурочное время, но ход их выполнения и результаты демонстрируются на уроке.
Кратковременные наблюдения учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях(н-р, описание разреза почвы, сезонных изменений в природе, сбор растений, произрастающих в определенных условиях). Шире практикуются длительные фенологические наблюдения в природе и наблюдения на школьном участке.
Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент .м.б. кратковременным и длительным. Примером кратковр-го эксперимента или опыта,проводимых на уроках ботаники, является общеизвестныые работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и.т.п. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями, учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока. Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты. По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабор.мыши, крысы, голуби). Экспериментные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочныхх занятий(индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы. Каждый вид практических методов(работы по различению и определению, проведение наблюдений, регистрирующих явления, постановка эксперимента)проходит ряд этапов.
Этапы практической работы:
1.Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.
2.Инструктаж технический и организационный.
3.Выполнение работы(определение, наблюдение, постановка опыта).
4. Фиксация результатов(проводится одновременно с выполнением работы),
5. Выводы, ответы на поставленный вопрос.
6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 277.