УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебно-методические материалы
ÓРубцовск, 1999.
Составитель: ассистент Волков Е.С.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебно-методические материалы
Рецензенты: кандидат экономических наук,
доцент В.И. Машуков
и старший преподаватель Носкова О.Г.
СОДЕРЖАНИЕ СТР.
Введение…………………………………………………4
Тема 1. Понятие и показатели качества продукции...5
Тема 2. Эволюция систем управления
качеством…………………………………….…8
Тема 3. Стандартизация продукции. Сертификация.
Товарный знак…………………………… …10
Тема 4. Повышение качества………………………...14
Тема 5. Учёт расходов, определяющих цену
качества………………………………………..16
Тема 6. Управление качеством в СЩА и Японии….18
Тема 7. Особенности решения отдельных проблем
качества на примере ряда компаний………20
Тема 8. Внедрение комплексного управления
качеством…………………...………………..22
Тема 9. Анализ качества труда……………………….24
Тема 10. Построение контрольных карт…………....27
Тема 11. Методы анализа качества продукции…….30
Почасовой тематический план……………………….31
Вопросы для зачёта…………………………………...32
Список рекомендуемой литературы………………...34
Список дополнительной литературы………………..36
4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы по дисциплине «Управление качеством» содержат сведения об основных экономических понятиях, рассматриваемых в данном курсе.
В сборнике также приведены названия тем (с указанием вопросов, подлежащих раскрытию на лекциях и практических занятиях). Представлен список вопросов для зачёта и перечень рекомендуемой и дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.
5
Тема 1. Понятие и показатели качества продукции.
1.1. Понятие о качестве и красоте.
1.2. Требования к «качеству».
1.3. Показатели качества в различных сферах.
1.4. Причины брака.
1.5. Понятие «Управление качеством».
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С позиции потребителя качество изделия– степень удовлетворённости требований потребителя.
С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции.
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. Показатели назначения.
6
2. Показатели надёжности.
3. Показатели технологичности.
4. Показатели стандартизации и унификации.
5. Эргономические показатели.
6. Эстетические показатели.
7. Показатели транспортабельности.
8. Патентно-правовые показатели.
9. Экологические показатели.
10. Показатели безопасности.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
7
Q – количественный показатель качества;
СS ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.
Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия.
Квалиметрия – наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.
Показатели качества в различных сферах:
v Производство.
v Обеспечение качества.
v Бухгалтерский учёт.
v Конструирование.
v Маркетинг.
v Информационные услуги.
v Закупочная деятельность.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
8
Тема 3. Стандартизация продукции.
Тема 4. Повышение качества.
4.1. Пути повышения качества.
4.2. Методы борьбы с браком.
4.3. Улучшения качества продукции как фактор интенсификации экономики.
4.4. Пути повышения фондоотдачи.
4.5. Ресурсосбережение, как повышение качества продукции.
4.6. Основные факторы совершенствования управления качеством продукции.
4.7. Передовой опыт по повышению качества продукции.
4.8. От чего зависит повышение качества продукции?
Повышения качества или интенсификация производства ‑ не самоцель, а средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции – средств производства, предметов потребления, услуг.
Неуклонный рост качества продукции – это и средство, и результат интенсификации производства.
Пути повышения качества:
ü значение НТП для повышения качества продукции;
ü соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества;
15
ü совершенствование управления качеством.
Необходимо рассмотреть основные факторы совершенствования управления качеством продукции:
ü улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества;
ü комплексное планирование повышения качества;
ü усиление стимулирования повышения качества;
ü внедрение комплексных систем управления качеством (КСУК).
Фондоотдача представляет собой величину результатов производства (национального дохода, товарной, чистой продукции и др.), приходящуюся на 1 руб. основных фондов.
Рассмотреть факторы изменения фондоотдачи и пути повышения фондоотдачи:
1. повышение сменности;
2. «к оборудованию ‑ по-хозяйски»;
3. ускорение освоения мощностей;
4. использование экономических и социальных факторов повышения фондоотдачи.
Ресурсосбережение – решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и производства в целом.
Использовать наиболее рационально всё, что мы имеем, беречь народное добро – долг каждого члена общества.
16
Вопросы для зачёта.
1. Понятие о качестве и красоте.
2. Требования к качеству.
3. Показатели качества в различных сферах.
4. Показатели назначения.
5. Показатели надежности.
6. Показатели технологичности.
7. Показатели стандартизации и унификации и безопасности.
8. Эргономические показатели.
9. Эстетические показатели и показатели транспортабельности.
10. Патентно-правовые и экологические показатели.
11. Причины брака.
12. Эволюция систем управления качеством с конца XIX века по 80-е годы XX века.
13. Сопоставление традиционных и новых подходов в обеспечении качества.
14. Управление качеством в 90-е годы.
33
15. Функции службы "Управление Качеством".
16. Система комплексного управления качеством.
17. Принципы стандартизации.
18. Что такое сертификация продукции?
19. Схема сертификации.
20. Товарный знак. Конкурентные преимущества, связанные с владением товарным знаком.
21. Качество и цена качества.
22. Пути снижения расходов, определяющих цену качества.
23. Пути повышения качества.
24. Методы контроля качества.
25. Управление качеством в США.
26. Управление качеством в Японии.
27. Особенности решения отдельных проблем качества на примере ряда компаний.
28. Анализ качества труда.
29. Построение контрольных карт.
34
Список Рекомендуемой Литературы
1. Азгальдов Г.Г, Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). – М: Экономика, 1982.
2. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. – М: МНИИПУ, 1998.
3. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. – М: МНИИПУ, 1998.
4. Закон Российской Федерации. Об обеспечении единства измерений// Российская газета. – 1993 – июнь, 5.
5. Интенсивное развитие экономики: Учебное пособие для руководителей подразделений и специалистов предприятий и объединений промышленности/В.П. Шкредов, Ю.В. Яковец, Э.Б. Фигурнов и др.; Под общ. ред. Ю.В. Яковца. 2-е изд., дораб. и доп. – М: Экономика, 1987.
6. Исикава К. Японские методы управления качеством, – М: Экономика, 1988.
7. Кольцов Н.А. Научная организация труда: Учебник для вузов по спец. «Планирование промышленности». – М: Высш. шк., 1983.
8. Контроль качества с помощью персональных компьютеров. – М: Машиностроение, 1991.
9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М: ИНФРА–М, 1997.
10. Кричевский С.Ю. Планирование качества продукции. – М: Экономика, 1988.
11. Лясников И.А., Никитин А.В. Сборник задач по экономике, организации и нормированию труда в промышленности: Учебное пособие для экон. вузов/Под ред. Петроченко П.Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Экономика, 1981.
12. Менар К., Вальцескини И. Создание и защита товарных знаков// Вопросы экономики. – 1999. ‑ № 3. – С. 74-86.
13. Методика оценки уровня качества с помощью комплексных показателей и индексов. – М: Изд-во стандартов, 1974.
35
14. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. – М: Изд-во стандартов, 1984.
15. Парамонова Т.Н. Экспресс - методы оценки качества продовольственных товаров. – М: Изд-во стандартов, 1989.
16. Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика экономических расчетов по кадрам, труду и заработной плате на промышленных предприятиях). – 6-е изд., перераб. и доп. – М: Экономика, 1988.
17. Пороховская О. Процедуры урегулирования конфликтов и жизнеспособность института товарных знаков// Вопросы экономики. – 1999. - № 3. – С. 97-105.
18. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997.
19. «Семь инструментов качества» в японской экономике. – М: Изд-во стандартов, 1990.
20. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. – 2-е изд., доп. И перераб. – М: Экономика, 1981.
21. Соболев В.И. Информационно-статистическая теория измерений. – М: Машиностроение, 1983.
22. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г. Лапусты. – М: ИНФРА–М, 1996.
23. Статистические методы повышения качества. – М: Финансы и статистика, 1990.
24. Тамбовцев В. Товарный знак как капитальный нематериальный актив// Вопросы экономики. – 1999. ‑ № 3. – С. 87.
25. Управление качеством продукции: справочник. – М: Изд-во стандартов, 1985.
26. Фищер Т.М. Координация управления качеством в свете трансакционых издержек// Проблемы теории и практики управления. – 1999. ‑ №3. – С. 62-67.
27. Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. ‑ Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
28. Шаститко А. Неинституциональный подход к анализу средств индивидуализации продукции// Вопросы экономики. – 1999. ‑ №3. – С. 61-73.
29. Экспертиза качества и методы консервирования продуктов и животного сырья. Алма-Ата: Кайнар, 1993.
36
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебно-методические материалы
ÓРубцовск, 1999.
Составитель: ассистент Волков Е.С.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебно-методические материалы
Рецензенты: кандидат экономических наук,
доцент В.И. Машуков
и старший преподаватель Носкова О.Г.
СОДЕРЖАНИЕ СТР.
Введение…………………………………………………4
Тема 1. Понятие и показатели качества продукции...5
Тема 2. Эволюция систем управления
качеством…………………………………….…8
Тема 3. Стандартизация продукции. Сертификация.
Товарный знак…………………………… …10
Тема 4. Повышение качества………………………...14
Тема 5. Учёт расходов, определяющих цену
качества………………………………………..16
Тема 6. Управление качеством в СЩА и Японии….18
Тема 7. Особенности решения отдельных проблем
качества на примере ряда компаний………20
Тема 8. Внедрение комплексного управления
качеством…………………...………………..22
Тема 9. Анализ качества труда……………………….24
Тема 10. Построение контрольных карт…………....27
Тема 11. Методы анализа качества продукции…….30
Почасовой тематический план……………………….31
Вопросы для зачёта…………………………………...32
Список рекомендуемой литературы………………...34
Список дополнительной литературы………………..36
4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы по дисциплине «Управление качеством» содержат сведения об основных экономических понятиях, рассматриваемых в данном курсе.
В сборнике также приведены названия тем (с указанием вопросов, подлежащих раскрытию на лекциях и практических занятиях). Представлен список вопросов для зачёта и перечень рекомендуемой и дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.
5
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.