Принятие решений - основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.
Принятие решения - это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Процесс принятия решений является одной из основных функций менеджера; включает в себя планирование (что и как делать?) и выбор альтернативы (непосредственно само решение).
В процессе принятия управленческого решения есть некоторые аспекты, соблюдение которых необходимо, например:
· научная обоснованность; · четкое направление;
· своевременность; · точная формулировка;
· высокая эффективность; · сотрудничество, преимущественно, с высококвалифицированными специалистами;
· контролируемость; · основание - достоверная информация и так далее.
Модели принятия решений
Моделирование широко используется для принятия решений. Модель - это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее. Абсолютно все управленческие решения осуществляются по какой-то определенной модели. Какая именно модель будет выбрана, зависит от нескольких факторов: тип данного решения (запрограммированное или незапрограммированное), степень риска, личные предпочтения человека, осуществляющего процесс принятия решения. Существует три типа модели принятия решений:
· классическая; · административная; · политическая.
1. Классическая модель
В основе этой модели лежат экономические представления и «классическая» литература по управлению. Если альтернативный выбор осуществляется по данной модели, то он должен быть обоснован логикой и удовлетворять экономические потребности и интересы компании. Представления, соответствующие классической модели:
· Цель процесса выбора - решение четко сформулированной проблемы, которое не будет вызывать разногласия.
· Вся информация, связанная непосредственно с принятием решения должна быть достоверной, полной и подробно изученной.
· Альтернативные варианты и последствия их осуществления необходимо в полной мере рассмотреть и рассчитать.
· Принимаемый альтернативный выбор должен быть наиболее экономически эффективным.
· Одно из важнейших качеств менеджера - способность действовать рационально, то есть: цели устанавливаются с помощью логики, ранжируются по степени важности, а решения принимаются так, чтобы они способствовали максимально полному удовлетворению поставленных задач.
Плюсы и минусы классической модели принятия решений:
+ учит рациональности и точности
- носит только рекомендательный, а не описательный характер.
2. Административная модель
В основе административной модели лежат работы Герберта А. Саймона. Такая модель принятия решений используется в случаях неопределенности, то есть в случаях, когда необходимо принять незапрограммированное решение, которое не может быть количественно определен. По Саймону существуют две основные концепции:
· ограниченная рациональность: рациональность поведения людей имеет некоторые границы (ограничения во времени, объеме обрабатываемой информации и так далее);
· удовлетворительность: управленческое решение осуществляется, как только найдена альтернатива, удовлетворяющая минимальные потребности компании (выбор осуществляется очень быстро, так как отсутствует возможность рассмотреть все альтернативные варианты). Основополагающие представления административной модели принятия решений:
· Цель может быть неточно определена, иметь некоторые противоречия и неточности, вызывать разногласия.
· Информация о проблеме также является неполной, но все равно должна быть достоверной.
· Поиск всех возможных альтернативных вариантов имеет границы в связи с малым количеством информации и других ресурсов.
· Достаточно сделать удовлетворительный выбор, даже если он не будет способствовать максимизации удовлетворения поставленных перед фирмой задач.
Плюсы и минусы административной модели принятия управленческих решений:
+ носит описательный характер
+ учит быстро принимать решения в неопределенных условиях
- подходит ТОЛЬКО в условиях неопределенности, в более «спокойной» ситуации будет неуместна.
3. Политическая модель
Политическая модель принятия решений сочетает в себе некоторые характерные черты и административной, и классической модели. Это значит, что решения, которые необходимо принять, являются незапрограммированными в связи с недостатком необходимой информации, а также из-за возникших разногласий, однако все альтернативные варианты должны быть рассмотрены, и принятое решение должно обладать свойством максимизации, то есть максимально удовлетворять потребности компании. В этой ситуации менеджерами используется создание так называемых «коалиций» - неформальных объединений, задачей которых является достижение особой цели. Коалиция подразумевает под собой переговоры и дискуссии в неформальной обстановке, когда менеджер убеждает сторонников других мнений в правильности и рациональности своей точки зрения.
18. Укажите представителей и раскройте содержание концепции школы человеческих отношений в управлении
Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует на разного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.
Основные представители.
· Дуглас Мак-Грегор
· Крис Арджирис
· Ренсис Лайкерт
· Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений»
Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий, в которых этот человек находится в организации, и от отношений, сложившихся между рабочими и между рабочими и менеджерами. Выяснилось, что время от времени работники реагируют гораздо сильнее на давление своих коллег по рабочей группе, чем на желания руководства или денежное стимулирование. Мотивация их основывалась не только на экономических факторах, но и на разного рода потребностях, которые деньги могут удовлетворить лишь частично и косвенно. Значит, если менеджер будет заботиться о своих подчиненных, уровень их удовлетворенности будет возрастать, что приведет к росту производительности труда.
Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, наличия материального стимула и менеджмента, но и от социального и психологического климата в рабочей среде.
Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Основные положения и концепции школы человеческих отношений:
· люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
· в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
· люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
· работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.
Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив. Поэтому дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. Представители данного направления: Д. МакГрегор. Существуют теории Х и Y МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления.
Для теории X характерен следующий взгляд на человека. Средний человек:
· от природы ленив, он старается избегать работы;
· нечестолюбив, не любит ответственности;
· безразличен к проблемам организации;
· от природы противится переменам;
· нацелен на извлечение материальной выгоды;
· доверчив, не слишком сообразителен, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили.
Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута и пряника», на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписыватьлюдям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания.
По мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присуши противоположные качества. Поэтому менеджерам необходимо руководствоваться другой теорией, которую он назвал теорией Y.
Основные положения теории Y :
· люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации;
· люди стремятся к результатам, они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации;
· обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.
В теории Y большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятной для максимального проявления инициативы и изобретательности. При этом акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 277.