Глава 9. Политические институты и конституционное право Индии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Партийная система

Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки[51]. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы развитых капиталистических стран"[52]. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводят к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях - союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах 1989 г. участвовало 291 политическая партия, среди которых 8 - всеиндийских.

Индийский национальный конгресс (Индиры) (ИНК/И/) является одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г., оставшаяся верной Индире Ганди часть ИНК, продолжившая основную пинию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества и был похож скорее на национальное движение, чем на политическую партию.

До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящем партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью.

Временно уступив впасть Джаната партии в 1977 г., ИНК уже в 1979 г. вновь вернулся к руководству страной. Однако политическое господство Конгресса в Индии стало ослабевать. С 1989 г., когда к власти пришло коалиционное правительство, основу которого составляет ИНК, стала все более отчетливо прослеживаться тенденция трансформации партийной системы от многопартийной системы с одной доминирующей партией (как это было в 1977 г.) к двух- или многопартийной системе.

Крупной и растущей в последнее время оппозиционной партией является Бхаратия джаната партия - правая коммуналистская, т.е. построенная на религиозно-общинной основе, партия, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Выражая интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев, партия стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Она выступает за децентрализацию и экономической власти в стране, усиление частного сектора и т.д. Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде крайне правой партии.

Партия Джаната дал является центристской и во многом сходной с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия выступает с критикой правительства по таким вопросам внутренней политики, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. Подчеркивается стремление к единству, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) - ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и тоже по своему составу и организационной структуре незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около десяти партий, называющих себя коммунистическими, и является крайне разобщенным. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном, ортодоксальную позицию, которая не изменилась принципиально со времен развала социалистической системы. КПИ руководит массовыми организациями, объединяющими около 6 млн. человек, борется за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) - КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства компартии Китая того времени. К началу 80-х годов партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

В политической системе Индии весьма широко представлены организации экономически господствующих слоев, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийских торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая важная организация крупного бизнеса - Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют ассоциации предпринимателей, куда входят как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расширилась.

Основными и наиболее массовыми организациями трудящихся в политической системе Индии являются профессиональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям профсоюзов - 12,5-13 млн. членов. Число зарегистрированных профсоюзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсоюзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне фабрик. Такое раздробление сил рабочих и служащих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии состоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в Индии имеются пять национальных профцентров, два из которых наиболее важны. Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демократического социализма" в Индии, держит курс на мирное сотрудничество труда и капитала, основанное на идеологии "ненасилия", выступает с общедемократическими лозунгами. В нем объединено около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей цепью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на трудящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов, активно борется за мир. Большое влияние на ВИКП имеет Коммунистическая партия Индии[53].

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельского хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих, в которых КПИ пользуется большим авторитетом.

Большую роль в Индии играет религия, и различные религиозные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны исповедуют индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане - 2,6, сикхи - 1,9, буддисты - 0,7, джайны - 0,5, парсы, евреи и др. - 0,3%.

Конституция Индии

Принятая Учредительным собранием в 1950 г. конституция Индии как бы подвела итоги борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за ней народов. Создатели основного закона Индии, с одной стороны, использовали те государственные институты и инструменты, которые уже были знакомы населению и успешно работали[54], а с другой - смело пошли на рецепцию и приспособление к специфике индийских положений многих конституций других стран. Вот почему с ней можно выявить статьи, имеющие сходство с аналогичными положениями из конституций Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии, Бирманского союза и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. В результате стремления объять по возможности большую сферу жизни, конституционный документ оказался, хотя и довольно продуманным, но и одним из самых объемных писаных конституций мира[55], местами крайне задетализированным и весьма сложным по структуре.

Эти кажущиеся внешними качества и предопределили некоторые тенденции дальнейшего развития индийского конституционного права: многочисленность принимаемых поправок; стремление “индианизировать" заимствованные иностранные нормы и идеи; желание, легко заменяя детали, сохранить базовый "каркас" конституции (теория неизменяемых "основополагающих черт и структуры конституции"), переплетенность собственно конституционных норм с решениями Верховного суда в порядке конституционного контроля, законами, имеющими конституционное значение, обычаями, делегированным законодательством и т.д.

Конституция Индийской республики состоит из преамбулы, 456 статьи, объединенных в двадцать пять частей, и двенадцати приложений.

Наиболее важными характерными чертами индийской конституции являются: юридическое закрепление суверенитета Индийской республики (преамбула); провозглашение весьма широкого, с учетом индийской специфики, круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А), служащего одной из основ либерального политического режима в стране; установление парламентарной республики (часть 5); утверждение специфической федеративной формы политико-территориального устройства, учитывающей национально-языковые особенности населяющих страну народов (части 1, 6, 11, Приложение седьмое); и содействие международному миру, справедливости и безопасности (ст. 51).

Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране индустриализации. В основном законе сделана попытка обеспечить граждан гарантиями, которые, однако, прежде всего свелись к возможности обращения в Верховный суд в случае нарушения прав и свобод, заложенных в части 3.

В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих изменений конституции федерация в Индии строится в соответствии с языковым принципом и использованием различных форм автономии. Для нее характерны высокая степень централизации и подробно разработанный институт чрезвычайного положения.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны. Большая часть поправок принимается парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект (ч. 2 ст. 368), сразу после чего закон о поправке промульгируется, вступает в силу и инкорпорируется в текст конституции.

Усложненный порядок принятия поправок парламентом предусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимыми для федерации (ч. 1, ст. 368). В этих случаях, помимо соблюдения всех указанных в предыдущем абзаце требований, перед передачей проекта закона о поправке на подпись главе государства, необходима ратификация его не менее, чем половиной легислатур штатов страны.

Ряд изменений основного закона осуществляется парламентом в порядке обычного законодательства.

Представляется, что довольно высокая степень эффективности действия индийской конституции обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений, сложного правового статуса человека, многообразия федеративных связей, межнационально-этнических и языковых проблем, избирательного права, диверсифицированного чрезвычайного конституционного механизма, а также положения наиболее социально незащищенных слоев населения с цепью предотвращения возможных социальных потрясений.

За четыре с половиной десятилетия действия конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований или обычного законодательства. Внесенные за это время 74 поправки существенно видоизменили структуру, текст и реальное содержание многих положений Основного закона. Так была дополнена преамбула, две части упразднены и четыре добавлены, а восемнадцать других многократно изменялись. Общая структура конституции приобрела в результате большую стройность и сбалансированность: в результате упразднения деления штатов на неравные по своему положению группы федеративная система была рационально унифицирована и две части 7 и 9 исключены, а с добавлением части 4а "Основные обязанности" правовое положение граждан в конституционном документе приобрело несколько более реалистическое отображение. В двенадцать приложений (первоначально было восемь) к конституции 35 раз вносились поправки (в одно только девятое приложение внесено 250 пунктов), 354 раза изменялись статьи Основного закона. Свыше 75 статей было добавлено, а около 20 упразднено. Всего в конституцию Индии было внесено почти 500 изменений.

В ходе эволюции усилилось такое своеобразное качество, как "многослойность" конституционного права Индии (по источнику происхождения норм, их значению и пространственным пределам, сфере применения, способам защиты и методам изменения). Использование Индией любого позитивного конституционного опыта отразило растущее взаимодействие и взаимовлияние правовых, социальных систем и культур в современном все более едином мире. Одновременно проявилась общемировая тенденция к унификации и демократизации конституций, тенденция к институционализации политических партий, к усилению регулирования социально-экономических сторон жизни, к поискам правовых инструментов общественного консенсуса, возросла воспитательно-культурная роль конституционного документа.

В конституции Индийской Республики и в ее последующем развитии четко проявились противоположные тенденции - реакционная и демократическая. Они порождены столкновением и согласованием интересов различных классов, слоев и групп многоликого индийского общества и отразились в сложном переплетении прогрессивных и реакционных поправок к основному закону страны, которые в процессе последующего судебного толкования или применения исполнительной властью, а также проходя через "фильтры рецепции" своеобразной политической культуры народов этой страны, подчас приобретают различные дополнительные, иногда диаметрально противоположные оттенки.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.