Общие принципы построения программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Для решения этой задачи в качестве рабочего варианта коррекционных мероприятий по развитию эмоциональной сферы  предлагается рассмотреть следующую программу. Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт. Для решения поставленной цели следует обозначить задачи. · Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения. · Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. · Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение. · Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи. · Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение. · Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения. · Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Предполагается, что система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы. Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования. Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями. Краткая характеристика разделов Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими. Тематический план занятий
Раздел Темы занятий Время проведения занятий
1. Я и Я “Тайна моего имени” “Автопортрет” “Мой внутренний мир” “Мой любимый сказочный герой” 1 – я неделя ноября 2 –я неделя ноября 3 – я неделя ноября 4 – я неделя ноября
  • Я и другие
“Мы так похожи” “Мы такие разные” “Язык жестов и движений” “Давайте жить дружно” “Мальчики и девочки” 1 – я неделя декабря 2 – я неделя декабря 3 – я неделя декабря 4 – я неделя декабря 2 – я неделя января
  • Я и мои эмоции
“Радость” “Удивление” “страх” “Гнев” “Горе” “Интерес” “Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу) 3 – я неделя января 4 – я неделя января 1 – я неделя февраля 2 – я неделя февраля 3 – я неделя февраля 4 – я неделя февраля 1 – я неделя марта
  • Я и животные
“Мой ласковый и нежный зверь” “Общение с животными” 2 – я неделя марта 3 – я неделя марта
  • Я и моя семья
“С кем я живу” “Правила домашнего этикета” 4 – я неделя марта 1 – я неделя апреля
Итоговые годовые занятия “Путешествие в сказку” “Я знаю, я умею, я могу!” 2 – я неделя апреля 3 – я неделя апреля

Итого:

22 занятия

Дата: 2019-05-28, просмотров: 149.