В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи в качестве рабочего варианта коррекционных мероприятий по развитию эмоциональной сферы предлагается рассмотреть следующую программу.
Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.
Для решения поставленной цели следует обозначить задачи.
· Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
· Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
· Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
· Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
· Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
· Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
· Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Предполагается, что система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы.
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.
Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Тематический план занятий
Раздел
| Темы занятий
| Время проведения занятий
| 1. Я и Я
| “Тайна моего имени”
“Автопортрет”
“Мой внутренний мир”
“Мой любимый сказочный герой”
| 1 – я неделя ноября
2 –я неделя ноября
3 – я неделя ноября
4 – я неделя ноября
| | “Мы так похожи”
“Мы такие разные”
“Язык жестов и движений”
“Давайте жить дружно”
“Мальчики и девочки”
| 1 – я неделя декабря
2 – я неделя декабря
3 – я неделя декабря
4 – я неделя декабря
2 – я неделя января
| | “Радость”
“Удивление”
“страх”
“Гнев”
“Горе”
“Интерес”
“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)
| 3 – я неделя января
4 – я неделя января
1 – я неделя февраля
2 – я неделя февраля
3 – я неделя февраля
4 – я неделя февраля
1 – я неделя марта
| | “Мой ласковый и нежный зверь”
“Общение с животными”
| 2 – я неделя марта
3 – я неделя марта
| | “С кем я живу”
“Правила домашнего этикета”
| 4 – я неделя марта
1 – я неделя апреля
| Итоговые годовые занятия
| “Путешествие в сказку”
“Я знаю, я умею, я могу!”
| 2 – я неделя апреля
3 – я неделя апреля
| Итого:
| 22 занятия
| |