Эмоциональные нарушения у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 старшего дошкольного возраста (часть1).

Страхи.

2. Тревожность.

Страхи.

Одна из центральных задач нашего общества при воспитании подрастающего поколения включает как стратегию становления общественно активной, творческой и гармоничной личности, так и стратегию профилактики нежелательных отклонений в формировании личности, которые лишают индивида возможности полноценного участия в жизни общества. Ребенок не только готовится к будущей самостоятельной жизни, он живет в настоящем. Его деятельность должна доставлять ему удовольствие вне зависимости от реализации будущих серьезных задач. Так как полноценное удовольствие он может получать лишь в совместной деятельности, лишь соучаствуя в радостях и горестях других людей, большое внимание должно быть уделено уровню развития и особенностям эмоционально-личностной сферы ребенка. Своевременная диагностика эмоциональных нарушений, таких как тревожность, страхи, агрессивность, гиперактивность и др. может стать «краеугольным камнем» предотвращения появления и развития социально неприемлемых новообразований личности. [3,с.133]

Для психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом со­стоянии, благополучии, возможных перспективах развития.[12,с.5]

Страх при­надлежит к категории фундаментальных эмоций человека. И. П. Павлов считал страх про­явлением естественного рефлекса, пассивно-оборонитель­ной реакцией с легким торможением коры больших по­лушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определен­ными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желу­дочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в от­вет на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фа­тальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и соци­альное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо ре­альной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отноше­ний, когда некоторые безразличные для ребенка раз­дражители постепенно приобретают характер угрожаю­щих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

Устойчивые страхи — это страхи, с которыми не мо­жет справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приво­дят к появлению нежелательных черт характера. Подав­ляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком, сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, непра­вильном поведении родителей, незнании ими психичес­ких и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К со­жалению, возникновение страхов в большинстве случа­ев— это вина самих родителей. Это страхи, вызванные семейными неурядицами, душевной черствостью или же просто родительской невниматель­ностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведе­ния, их отношение к миру, к взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, по­нять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребен­ком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Достаточно широко распространены так называемые вну­шенные детские страхи. Их источник — взрослые, окру­жающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ре­бенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчерк­нуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В самом общем виде страх ус­ловно делится на ситуационно и личностно обусловлен­ный.

Ситуационный страх возникает в необычной, край­не опасной или шокирующей взрослого человека или ре­бенка обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении, внезапном появлении собаки и т. д.). Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со сторо­ны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен ха­рактером человека, например его тревожной мнитель­ностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

 Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных от­ношений.

Страх также бывает реальный и воображаемый, ост­рый и хронический. Реальный и острый страхи предопре­делены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

И поскольку страх — явление неоднородное и по своему содержанию, и по силе, и по причинам, его вызвавшим, и возникает он у детей в разном возрасте, и связан то с реальными событиями, то рождается как бы из ничего, то необходимо знать, где это естественная реакция организма, а где уже отклонение от нормы, в какой момент надо начинать бить тревогу, начинать перестраивать взаимоотношения в семье.

Обычно страх кратковремен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно обратимое течение, непроизвольность, т. е. полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к окружающей социальной действительности.

Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких, как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношении с окружающими людьми.

Каковы последствия страха? Еще Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам». Эхо страхов разнообразно, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно раковой опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоции, особенно смеха, жизнерадостности, чувства полноты жизни. Вместо них развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невроти­ческом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. 

Состояние хронического эмоционального перенапряжения, как эмоциональная усталость, проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и импульсивными, внезапно возникающими, труднопредсказуемыми действиями. Например: очень послушный, тихий, серьезный мальчик 6 лет, находясь в больнице, нечаянно разбил градусник. Ребята заявили, что медицинская сестра накажет его, и страх перед этим у исполнительного, а фактически боящегося мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе со ртутью и проглотил, чтобы скрыть следы своего «преступления».

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности человека справиться со своими чувствами, контролировать их, когда он пугается вместо того, чтобы действовать, и не может остановить «разгулявшиеся» чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе лекарствах, заглушающих остроту переживаний.

Но что самое главное — взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку. Если, например, мать боится ездить в лифте, боится пожара, уколов, она, разумеется, старается предостеречь и дочку, а на самом деле — передает ей все то, что она испытала сама в детстве.

Но почему материнские страхи передадутся девочке? Такова особенность психологического развития ребенка. Это феномен ролевой идентификации: дети хотят быть похожими на родителей своего пола.

Из-за нарастающей эмоциональной заторможенности и боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как ожидается и требуется, уменьшается познавательная активность, любознательность и любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а все поведение носит пассивный и излишне осторожный характер. В некоторых случаях человек настолько устает от страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного, Фактически же это говорит о развитии защитного торможения мозга, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок.

Однако при сильном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек может начать умирать еще молодым, превращаясь в свою тень.

Состояние эмоциональной заторможенности — это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задвинутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в страхе — это все равно, что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала. Возникающий в этих условиях тревожно-пессимистический настрой приводит к тому, что все случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен там, где нужно, пойти на риск, следовать непроторенными путями, не пугаться тайн и сомнений, т. е. он не способен ко всему тому, что составляет основу творческого и в более широком плане созидательного процесса.

Описанные психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

Почему в детстве страх — одна из самых распространенных реакций?.. Да потому, что инстинкт самосохранения выражен очень активно (иначе младенец не сможет выжить), а жизненного опыта еще нет. Именно здесь — предпосылки для формирования страха (скрытого или явного). Внешние условия жизни ребенка —режим, взаимоотношения в семье, воспитательная тактика родителей — определяют, воплотятся эти предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое нормальное выражение в умении реально оценить степень опасности.

Согласно опросам (всего участвовали 2135 человек) дети и подростки от 3 до 16 лет боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; того, что умрут родители; каких-то людей; маму или папу; того, что их накажут; Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, невидимок, скелетов, Пиковой Дамы (группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей); опоздать в детский сад (школу); перед тем, как заснуть: страшных снов; темноты; волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); когда очень высоко; когда очень глубоко; находиться в тесной, маленькой комнате, помещении; воды; огня; пожара; войны; больших площадей; врачей (кроме зубных); крови; уколов; боли; неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Максимум страхов в 6 и в 7 лет (в особенности страх смерти), в том возрасте, когда страх более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд.

Почему страх смерти начинает появляться в этом возрасте? Потому, что именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна—умирает бабушка, или дедушка, или кто-то из знакомых взрослых. Так или иначе ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежное. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если же ребенок и так беспокойный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти является отправной точкой для развития страха «быть ничем», т. е. не жить, не существовать, не чувствовать, быть мертвым. При драматически заостренном (под влиянием неблагоприятных обстоятельств) страхе смерти ребенок чувствует себя полностью беззащитным, медленно выздоравливает. Он может с грустью обвинить родителей: «Зачем ты меня родила, мне ведь все равно умирать».

При неблагоприятных обстоятельствах страх смерти оказывает особое патологическое влияние на психику, способствует усилению многих связанных с ним страхов.

Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Прежде всего это эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которая, подобно эмоциональной памяти, приводит к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни. Повышенная восприимчивость таких людей выражается и в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью приводит к длительному удерживанию и фиксации в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний — они «все держат в себе».

Как мы уже отмечали, большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей и принесенные ими из своего далекого детства. Многолетние исследования позволяют прийти к выводу: страхи являются клинико-психологическим выражением проблем трех поколений – прародителей, родителей, детей.

Страхи взрослых передаются детям в процессе непосредственного общения в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а также когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее, опасения могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям в навязываемой им системе ценностных ориентации. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования. [15, с. 3 – 62]

 

Тревожность.

Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или угрозы для жизни. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревога обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко - воображаемой) человеку как личности.

Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга и повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим трево­га выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие как свое, так и близких людей.

Следовательно, если страх — аффективное (эмоцио­нально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то трево­га— это эмоционально заостренное ощущение предстоя­щей угрозы.

В свою очередь страх можно рассматривать как вы­ражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия непропорциональны опасно­сти, и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вы­текающей из жерла вулкана. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха), то здесь налицо высокий, нередко запредель­ный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую (личностная тревожность), индивидуальную и психическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей достижений личности - например, на экзамене и т.п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. Т.е. ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не переходит определенного оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, сни­жает результативность деятельности. Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный ха­рактер. Оптимальным является такой уровень тревожности, который сопоставим с объективными условиями, ее вызвав­шими, и который достаточен для мобилизации сил на пре­одоление возникающих препятствий.

Ситуативную тревожность у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (например, расста­вание с родителями, поступление в детский сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками. В школьном возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в том числе ответ у доски, контрольные работы и т.п.

Особого внимания требуют дети с устойчивой личностной тревожностью. Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным. Специалисты, рассматривающие тревожность как свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем. При рассмотрении тревожности как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

Страх и тревога как относительно эпизодические ре­акции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх — в виде боязни, а трево­га — в виде тревожности. Общей основой всех этих реакций и состояний будет чувство беспокойства. Если страх и отчасти тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.

При состояниях беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для своего проявления.

В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов (логореи). Типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества. Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. Эту неопределенность трудно перенести. Вот почему в качестве защитной меры происходит непроизвольная подстраховка на случай возникновения критической ситуации. В связи с этим новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное. Подобное отношение способно вызвать при соответствующих условиях еще больший прилив тревоги.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типична медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление инертно, на сердце «тяжесть», настроение временами мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идей самоуничижения, мыслей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, не затронутых страхом сферах жизнедеятельности. Состояние боязни, таким образом, имеет более избирательный и динамичный характер. Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявления холерического, а боязнь — флегматического темпераментов. В ряде случаев длительно действующие аффекты тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны проходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой, со своим неосознаваемым «я». Характерны внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решением. Отсутствует «чувство сна», имеется стремление как можно раньше проснуться, при этом появляется спешка, страх неуспеть, и все начинается снова.

Общение становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное.

 

Существуют так называемые возрастные пики тревожнос­ти. На определенных возрастных этапах повышение тревож­ности бывает связано с неблагополучием в наиболее значи­мой для человека сфере деятельности. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в млад­шем подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и про­блемы, связанные с отношениями полов. Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения тревожности у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает тревожность самих родителей, преимущественно матери, поздно вышедшей замуж и к тому же долго не имевшей детей. Поэтому развитие «поздних» детей протекает под знаком постоянных забот и беспокойств. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к инфантильности и неуверенности в себе.

 

Лекция 5

Дата: 2019-05-28, просмотров: 271.