1.Эмоциональный профиль.
2. Рисуночный тест «Несуществующее животное».
Эмоциональный профиль
Данная методика позволяет выявить наличие эмоционального стресса, а так же формирующихся у ребенка эмоциональных чертах характера. Исследование поводится методом наблюдения за ребенком в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности. Результаты оцениваются по 10 критериям: настроение, гнев, страх, игровая деятельность, социальные контакты, дисциплина, моторика, сон, аппетит, познавательная деятельность. Наблюдение за каждым ребенком ведется ежедневно, на протяжении длительного периода времени. По результатам наблюдений проводится количественный анализ. Норма: 60 и выше. Ниже 60 - может свидетельствовать об эмоциональном стрессе, о предболезненном психическом состоянии, а также может служить сигналом необратимых реакций, то есть говорит о формирующихся у ребенка эмоциональных чертах характера.
2. Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте.
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). По составу проективные тесты – ориентировочные, как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Тест «Несуществующее животное» разработан М.З. Дукаревич. Это одна из наиболее информативных методик. Рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах.
Цель: диагностика личностных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей человека.
Материалы: лист белой бумаги, набор цветных карандашей (весь спектр, плюс черный), для дошкольников допустимо использование фломастеров.
Проведение тестирования: лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Дается инструкция.
Инструкция: Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах.
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
Чем оно питается?
Где живет?
Чем обычно занимается?
Что любит делать больше всего, а чего больше всего не любит?
Оно живет одно или с кем-нибудь?
Кто у него друзья?
А враги у него есть?
Чего оно боится?
Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный. Ответы детей фиксируются. Далее проводится анализ результатов.
Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием рисунка должны быть специально проанализированы. Однако приоритет в интерпретации всегда остается за общим впечатлением.
Лекция 8
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.