Развитие детей первого этапа дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие пределы манипулирования с окружающими предметами и общения с непосредственно окружающими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. Он овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, производя человеческие действия с ними. Описывая своеобразие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста, Л.Ф. Обухова обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Взрослый человек выводит ребенка в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны. По словам Д.Б. Эльконина, в этом открывающемся перед ребенком мире, прежде всего его интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, но чрезвычайно для него привлекательных. Ребенок открывает многообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми.

Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. Однако из-за неподготовленности ребенка не может быть реализации в форме непосредственного участия ребенка во всей жизни, деятельности и отношениях взрослых людей. В противоположности этих тенденций и заключается основное противоречие социальной ситуации развития, которое может быть разрешено через ведущую деятельность – сюжетно-ролевую игру.

   В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.

   В соответствии с принципом единства деятельности и сознания первостепенное значение в детском развитии придается активности самого ребенка и тем видам деятельности, в которых он участвует, как считает А.Н.Леонтьев. Основными видами деятельности ребенка - дошкольника являются общение, игра, труд, изобразительная деятельность, восприятие сказки, обучение [50,с. 217 – 226].

    Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия, вообще невозможно развитие.

       Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает тенденция чему-то учиться. Например, он делает аппликацию и учится вырезать кружочек; взрослый показывает ему, ребенок повторяет. Такое обучение элементарным приемам и действиям, выделяясь из продуктивной деятельности, еще не содержит системы, характерной для усвоения научных понятий, знаний. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, чего хочет взрослый человек.

 Дошкольный возраст является чрезвычайно важным с точки зре­ния генеза и формирования социальных форм психики и нравствен­ного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущест­венной ориентации его на социальное окружение. Тем самым созда­ется широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержани­ем, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эта­лоны поведения, которыми становятся литературные герои и непо­средственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первона­чальную ориентацию ребенка в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаи­модействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и пу­тем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведе­ние. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют от­бору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение.

В развитии основных свойств восприятия наблюдаются две про­тиворечивые тенденции. С одной стороны, происходит рост целост­ности, а с другой - проявляется детализация и структурность пер­цептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется спо­собность вычленять форму объекта [31,с.320-322].

 В дошкольном возрасте, как показали исследования ЯЛ. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.