Конфуцианская этика государственной службы (опыт Японии)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отличительной чертой зарубежных кодексов государственной службы является то, что они ориентируются на сложившиеся веками морально-этические максимы и правила, характерные для соответствующих обществ. Так, этические кодексы государственной службы стран Дальнего Востока ориентируются на традиционные конфуцианские принципы этики. Кроме того, на поведение чиновников госслужбы, например Японии, существенно повлияли культура и национальный характер японцев: трудолюбие, коллективизм, ответственность, почтительность, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию. Как отмечают известные исследователи, в том числе и Ф. Фукуяма, отдельные черты традиционной японской этики схожи с некоторыми этическими принципами протестантизма (ответственность, результативность, скромность), но с существенными отличиями, характерными для восточного общества (общинный дух, повиновение, конфуцианские принципы).

Воплощение норм традиционной культуры в этических кодексах — ключ к пониманию результативности японской конфуцианско-синтоистской государственной службы и корпораций.

Поэтому неудивительно, что работу госслужащих Японии характеризуют такие деловые качества (распространенные и в обществе), как исполнительность, вежливость, аккуратность, трудолюбие, стремление к порядку, чистоте и гармонии, умелое использование достижений НТР. По сути — это Веберовская теория бюрократии, но действующая с учетом правил традиционной японской этики и насыщенная современными электронными технологиями. Характерно, что первый

 на Востоке (а возможно и в мире!) этический кодекс был принят именно в Японии. Этические требования к управлению были кодифицированы в японской конституции принца Сетоку еще в VII в. (!).

Большинство статей конституции содержат именно этические

 нормы и правила поведения государственных служащих. В силу этого ее можно назвать «этической конституцией». Среди ее принципов: служение государству и обществу, дух согласия, исполнение законов, следование ритуалу, резкое осуждение коррупции, образцовое поведение и исполнение своего служебного долга чиновниками и т. д. (таблица 7.4).

Таблица 8. 4 - Этическая конституция Японии (Сетоку)

Статья Содержание статьи
Ст. IV Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал — это основа управления народом. Если высшие не соблюдают ритуала, то сре-ди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно
Ст. VII Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены. Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы. Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки. Все дела непременно будут улажены, если на должности будут приняты способные люди. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей
Ст. XIII Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности, действовать в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся

Правила и принципы японской государственной службы формировались столетиями. Среди них: уважение старших и начальников; исключительная (национальная черта) вежливость, помогающая регулировать конфликты и устанавливать стабильные служебные и иные отношения; поведение (на работе, службе и даже на экскурсиях) на основе общинных традиций («американский рабочий работает лучше, чем японский, но пять японцев работают эффективнее, чем десять американских»); аккуратность во всем, нисходящая к иероглифическому письму, особому эстетическому восприятию мира и др.; чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, корпорацией, коллегами как главное достоинство и основная черта национального характера; повсеместное использование намеков, подтекста, а не деклараций; осознание японцами себя членами общей семьи в целом небольшой страны (скоростной поезд пересекает ее с Севера на Юг за 6 часов); важная роль института монархии как фактора стабилизации общества; «привычка» японцев к изменениям (наводнения, землетрясения и т. д.) при сохранении базовых ценностей.

Японская государственная служба элитна. Чиновниками в Японии становятся выпускники самых известных университетов, причем самые лучшие, — остальные идут в бизнес, образование и т. д. Первый цикл собеседований выпускников в Тодай (самый престижный в стране Токийский университет) — это как раз отбор для работы в правительстве, министерствах и ведомствах.

Поступление на госслужбу осуществляется на основе конкурсного экзамена. То есть японская бюрократия «вбирает» в себя самую подготовленную часть студенчества из элитных вузов. Причем дальнейшее обучение молодых государственных служащих правилам этики управления, а затем обязательное повышение квалификации занимают исключительно важное место в их служебной деятельности. Японские государственные служащие систематически проходят обязательные ротации, имеют возможность регулярного (бесплатного) повышения своей квалификации в развитой системе ИПК и даже учебы в ведущих западных ВУЗах. Многие высшие чиновники имеют второй (зарубежный) диплом о высшем образовании. При этом на всех этапах большое внимание уделяется этическому поведению служащих. Закон о государственных служащих устанавливает, что они должны работать «только ради общественного интереса и при осуществлении служебных обязанностей отдавать им все силы и помыслы».

С 2000 г. в Японии действуют Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила госслужащего и нормы административных наказаний за их нарушение. Для решения указанных вопросов действует Комиссия по этике государственных служащих, имеющая сложную систему назначения ее руководства для обеспечения независимости и стабильности деятельности.

Специалисты США выделяют в японском чиновничестве черты, которых, по их мнению, недостает американской бюрократии: высокий профессионализм, преемственность, глубокое чувство ответственности.

В целом за рубежом система профессиональной этики на госу­дарственной службе представляет собой комплекс организационных и управленческих механизмов, а также нормативных (регламентиру­ющих) актов, направленных на обеспечение высоких стандартов про­фессиональной этики и снижение риска неэтичного поведения.

Зарубежный опыт позволяет выделить внутреннюю и внешнюю составляющие профессиональной этики государственных служащих. При этом внутренняя составляющая заключается в четком усвоении целей профессиональной деятельности и алгоритма их реализации в рамках собственного должностного и административного регламента государственного органа на основе законодательства и этических правил поведения.

А внешняя — состоит в умении не поддаваться внешнему давлению, направленному на то, чтобы заставить государственного служащего уклониться от целей своей профессиональной деятельности и соблю­дения этических правил поведения.

Ясные и четко закрепленные нормативные правила профессио­нальной этики позволяют предотвратить возможные случаи наруше­ния служебного поведения и коррупции на государственной службе.

Сбалансированное правовое закрепление этических правил по­ведения является одним из ключевых показателей надлежащего нор­мативного обеспечения высокого качества государственного управле­ния и существенной предпосылкой для предотвращения фактов кор­рупции на государственной службе.

В Российской Федерации этические правила поведения государ­ственных служащих закреплены Федеральным законом "О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации" и общими принципами поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 000.

В современных условиях важ;ное значение приобретает успешная реализация на практике законодательных норм об этике поведения государственных служащих, пусть даже самых передовых и теорети­чески эффективных.

Утвержденным поручением Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 Национальным планом противодействия коррупции (раздел II) предусмотрено повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Международный деловой этикет: основные понятия.

2. Этика государственного и муниципального управления в зарубежных странах. Характеристика этики госслужбы в США и европейских странах.

3. Особенности этики государственных служащих в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, Японии.

4. Возможность и границы использования зарубежного опыта.


1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература:

1.    Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»: Допущено Минобр. РФ. – 4-е изд. стер. М.:ГУУ, 2010. – 226с.

2.    Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 156с.

3. Скворцов А.А. Этика:Рек. Минобрнауки в кач. учебника для вузов/А.А.Скворцов.-М. : Юрайт,2012.-306 с.-(Бакалавр).

4. 100 важнейших правил бизнес-этикета/А.Квитшау, Х.Таберниг; Пер. с нем.-2-е изд., стереотип.-М.:SmartBOOK, 2009.-247 c.-(Лаборатория успеха. Бизнес-рецепты). 

Б) Дополнительная литература:

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие/Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 203 с.

2. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. //Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 408с.

3. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов(2-е издание) /А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Гос. ун-т упр. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 367с.

В) Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. фонд НТБ МГУПИ

2. ** http://www.iqlib.ru - фонд электронной библиотеки

3. ***       http://www.elibrary.ru - фонд электронной библиотеки

4. ****     фонд кафедры

5. http://www.rhr.ru – портал «Человеческие ресурсы России»

6. http://dps.smrtlc.ru – фонд электронной библиотеки
http://www.hr-zone.net – фонд электронной библиотеки
http://www.hr-portal.ru – «HR-Portal»: Сообщество HR-Профессионалов

7. http://enbv.narod.ru – фонд электронной библиотеки

8. http://www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

9. http://www.maguru.ru – сайт «Кадровый менеджмент: отбор, оценка, обучение»

10. http://seminarprof.ru – фонд электронной библиотеки

11. http://www.smartcat.ru/Personnel – фонд электронной библиотеки

 

 




Дата: 2019-05-28, просмотров: 745.