Современные концепции новой профессиональной этики в государственной службе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование профессиональной культуры современной государственной службы немыслимо без специфических норм профессиональной этики и инфраструктуры, обеспечивающей их соблюдение.

Еще раз выделим проблемы административной этики:

• закрытый характер государственного аппарата;

• отсутствие эффективных средств общественного контроля, что является условием для нарушения не только моральных, но и правовых норм;

• иерархический принцип построения государственной службы, что ведет к копированию образцов поведения (в том числе и негативных) с вышестоящих уровней иерархии на нижестоящие;

• высокий уровень регламентации государственной службы, следование регламентам и инструкциям, что ведет к формализму и невнимательному отношению к проблемам граждан;

• корпоративизм (групповой эгоизм), т.е. чиновничество образует весьма закрытую социальную группу, в которой приоритетной задачей становится не соблюдение прав и законных интересов граждан, а защита собственных внутригрупповых интересов. Таким образом, возникает опасность подмены моральных требований общества корпоративными интересами государственного аппарата и присвоения властных функций.

Отдельной проблемой административной этики является проблема борьбы с коррупцией.

Конечно, многие стороны деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются в первую очередь правовыми инструментами и положениями, обязательными для всех работников государственного аппарата. Но неизбежно возникают и ситуации, не подпадающие под действие официальных документов. В абсолютном смысле административная этика, конечно, может быть рассмотрена как отражение совести государственного служащего. Однако в относительном смысле, в реальной практике и отношениях требуется этическое регулирование, в том числе с помощью разработки этических стандартов и моральных кодексов и их внедрения в деятельность аппарата государственных и муниципальных учреждений. Самое же главное состоит в том, что этический кодекс, заключающий в себе в систематизированном виде основные нравственные требования к государственным и муниципальным служащим, необходим прежде всего потому, что служит (в этом убеждено большинство специалистов) важным критерием для определения поведения работника государственного и муниципального учреждения в сложных нравственных ситуациях.

Ранее нам уже приходилось говорить о том, что для оценки этичности поведения служащих аппарата государственного и муниципального управления необходимы более высокие стандарты, нежели обычные моральные нормы. Это связано не только с тем, что государственные и муниципальные чиновники, имея прямое отношение к власти, могут превышать свои полномочия и злоупотреблять властью. Основную причину здесь следует искать скорее в позитивной стороне деятельности государственной и муниципальной службы, обусловленной той решающей ролью, которую играют государственная и муниципальная власть и ее представители в достижении практических целей и моральных идеалов общества.

Большинство ученых и практиков убеждены, что мораль должностного лица не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, на его личной совести. По мнению специалистов, нормы нравственности определяются общественными потребностями и должны основываться на моральных ценностях и убеждениях, присущих данному обществу. В связи с этим предлагается теснее привязать моральный кодекс государственной и муниципальной службы к этическим принципам, признаваемым в обществе.

Одним из ключевых направлений реформирования государственной службы является изменение нравственной культуры чиновников через введение в действие ряда этических регуляторов, таких, как кодексы этики и механизмы, направленные на их внедрение и реализацию. Изучение проблем воздействия на моральное самосознание государственных служащих в Российской Федерации, а также подобного опыта в зарубежных странах позволяет лучше понять особенности регламентации норм морали, определить сущность, принципы разработки и формы функционирования кодексов этики.

Таким образом, встает вопрос о том, какими средствами, формами можно добиться необходимой эффективности в процессе формирования должной нравственности, как можно управлять процессом внедрения и применения этических кодексов на государственной службе.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 435.