Этические кодексы государственной и муниципальной службы современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и в систематизированном виде заключающих в себе основные нравственные требования к работникам той или иной сферы деятельности.

В российских условиях этические кодексы госслужбы и следование им приобретают особое значение (таблица 7.5). Это связано с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и отстает от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях роль «доправового» (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает.

Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в «этической парадигме», то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор. Лишь в последнее время пришло понимание того, что без современной передовой культуры и этики у государственных служащих реформирование России обречено на неэффективную бюрократизацию. Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов.

Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти (таблица 7.5).

Таблица 7.5 - Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни, в %

Типы реакции в % 2005 2007 2009 2011 2013
Обычно одобряют, поддерживают действия властей 8,7 11,4 22,6 15,0 10,7
Обычно вынуждены приспосабливаться 46,9 37,4 40,6 35,8 41,0
Стараются держаться в стороне от властей 27,2 26,3 23,5 30,5 28,9
Относятся к властям с неприязнью, когда возможно, противодействуют им 7.2 3,7 4.5 7.3 6.5
Затруднились ответить 10,0 21,2 8.8 11,4 12,9

В таблице изложены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по общенациональной выборке 2013 г. в 24–26 субъектах РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, сел и поселков, социально-демографический состав населения.

Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» были утверждены в новой редакции (только в части Преамбулы) без существенных изменений.

Указ имеет ряд общих черт с подобными документами ряда зарубежных стран, поскольку правовые и этические нормы регуляции поведения государственных служащих достаточно близки по своей сути. Причем, некоторые положения, особенно антикоррупционного характера, прописаны даже более подробно, чем в зарубежных документах. В их основе лежат такие общепринятые принципы служебного поведения государственных служащих, как добросовестное выполнение ими служебных обязанностей; признание того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; противодействие коррупции, включая уведомление представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и др.

«Общие принципы…» являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ находится в связи с Законом «О государственной гражданской службе РФ», Федеральной программой «Реформирование государственной службы РФ», пакетом антикоррупционных законов и мер.

«Общие принципы…», впервые в современной российской правовой и политической практике, закрепили ряд соответствующих базовых этических норм.

Следующим шагом в их развитии и формализации явилась подготовка специального этического кодекса.

Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ.

Проект «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» был разработан департаментом государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в РАГС при Президенте РФ. Во время доработки в название кодекса и его содержательную часть было вставлено важное понятие «и муниципальных» служащих. То есть кодекс распространил свою силу и на деятельность многочисленного отряда муниципальных чиновников. Кроме того, был добавлен запрет на курение в рабочих местах 1 июля 2010 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым по всей вертикали государственной власти и в органах местного самоуправления должны быть созданы специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, формированию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также по вынесению предложений о наложении дисциплинарных и иных взысканий.

Этот указ существенно расширил взаимозависимость между этической и правовой составляющими государственной службы.1 ноября 2010 г. доработанный «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ» был представлен на сайте Минздравсоцразвития РФ в окончательной редакции. На его основании (а до него на основе требований «Общих принципов…») приняты кодексы этики и служебного поведения ряда министерств и ведомств.

Типовой «Кодекс этики …» представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим России независимо от замещаемой должности.

Гражданин, поступающий на государственную либо муниципальную службу, должен знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» «Типовой кодекс…» представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы получили более конкретное толкование, сгруппированы по соответствующим тематикам; наконец, в «Кодексе» предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и поощрения служащих (таблица 7.6).

Таблица 7.6 - Структура «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации»

Статьи № Название статьи
1 Предмет и сфера действия Кодекса
2 Цель Кодекса
3 Основные принципы служебного поведения госслужащих
4 Соблюдение законности
5 Требования к антикоррупционному поведению госслужащих
6 Обращение со служебной информацией
7 Этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим
8 Служебное общение
9 Внешний вид госслужащего
10 Ответственность госслужащего за нарушение Кодекса

Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению чиновников. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственные и муниципальные служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ, а также должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

В «Типовом кодексе…» повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов (Ст. 7).

Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами. Отмечается, что внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

В ст. 10 говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций. Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования культуры и этики государственной и муниципальной службы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 312.