Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и в систематизированном виде заключающих в себе основные нравственные требования к работникам той или иной сферы деятельности.
В российских условиях этические кодексы госслужбы и следование им приобретают особое значение (таблица 7.5). Это связано с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и отстает от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях роль «доправового» (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает.
Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в «этической парадигме», то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор. Лишь в последнее время пришло понимание того, что без современной передовой культуры и этики у государственных служащих реформирование России обречено на неэффективную бюрократизацию. Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов.
Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти (таблица 7.5).
Таблица 7.5 - Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни, в %
Типы реакции в % | 2005 | 2007 | 2009 | 2011 | 2013 |
Обычно одобряют, поддерживают действия властей | 8,7 | 11,4 | 22,6 | 15,0 | 10,7 |
Обычно вынуждены приспосабливаться | 46,9 | 37,4 | 40,6 | 35,8 | 41,0 |
Стараются держаться в стороне от властей | 27,2 | 26,3 | 23,5 | 30,5 | 28,9 |
Относятся к властям с неприязнью, когда возможно, противодействуют им | 7.2 | 3,7 | 4.5 | 7.3 | 6.5 |
Затруднились ответить | 10,0 | 21,2 | 8.8 | 11,4 | 12,9 |
В таблице изложены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по общенациональной выборке 2013 г. в 24–26 субъектах РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, сел и поселков, социально-демографический состав населения.
Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» были утверждены в новой редакции (только в части Преамбулы) без существенных изменений.
Указ имеет ряд общих черт с подобными документами ряда зарубежных стран, поскольку правовые и этические нормы регуляции поведения государственных служащих достаточно близки по своей сути. Причем, некоторые положения, особенно антикоррупционного характера, прописаны даже более подробно, чем в зарубежных документах. В их основе лежат такие общепринятые принципы служебного поведения государственных служащих, как добросовестное выполнение ими служебных обязанностей; признание того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; противодействие коррупции, включая уведомление представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и др.
«Общие принципы…» являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ находится в связи с Законом «О государственной гражданской службе РФ», Федеральной программой «Реформирование государственной службы РФ», пакетом антикоррупционных законов и мер.
«Общие принципы…», впервые в современной российской правовой и политической практике, закрепили ряд соответствующих базовых этических норм.
Следующим шагом в их развитии и формализации явилась подготовка специального этического кодекса.
Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ.
Проект «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» был разработан департаментом государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в РАГС при Президенте РФ. Во время доработки в название кодекса и его содержательную часть было вставлено важное понятие «и муниципальных» служащих. То есть кодекс распространил свою силу и на деятельность многочисленного отряда муниципальных чиновников. Кроме того, был добавлен запрет на курение в рабочих местах 1 июля 2010 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым по всей вертикали государственной власти и в органах местного самоуправления должны быть созданы специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, формированию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также по вынесению предложений о наложении дисциплинарных и иных взысканий.
Этот указ существенно расширил взаимозависимость между этической и правовой составляющими государственной службы.1 ноября 2010 г. доработанный «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ» был представлен на сайте Минздравсоцразвития РФ в окончательной редакции. На его основании (а до него на основе требований «Общих принципов…») приняты кодексы этики и служебного поведения ряда министерств и ведомств.
Типовой «Кодекс этики …» представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим России независимо от замещаемой должности.
Гражданин, поступающий на государственную либо муниципальную службу, должен знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» «Типовой кодекс…» представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы получили более конкретное толкование, сгруппированы по соответствующим тематикам; наконец, в «Кодексе» предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и поощрения служащих (таблица 7.6).
Таблица 7.6 - Структура «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации»
Статьи № | Название статьи |
1 | Предмет и сфера действия Кодекса |
2 | Цель Кодекса |
3 | Основные принципы служебного поведения госслужащих |
4 | Соблюдение законности |
5 | Требования к антикоррупционному поведению госслужащих |
6 | Обращение со служебной информацией |
7 | Этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим |
8 | Служебное общение |
9 | Внешний вид госслужащего |
10 | Ответственность госслужащего за нарушение Кодекса |
Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению чиновников. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственные и муниципальные служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ, а также должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
В «Типовом кодексе…» повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов (Ст. 7).
Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами. Отмечается, что внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».
В ст. 10 говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций. Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования культуры и этики государственной и муниципальной службы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 333.