Система этических кодексов для государственных служащих существует большинстве современных государств. Наиболее эффективно она действует там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность. Так, «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» в США основываются на протестантской этике. Они являются частью Закона об этике в органах государственной власти США. В его Преамбуле говорится, что «государственная служба отождествляется с доверием общества. Каждый государственный служащий обязан перед правительством Соединенных Штатов и своими согражданами ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды. Для того чтобы каждый гражданин мог иметь полную уверенность в добросовестности Федерального правительства, каждый служащий обязан уважать и соблюдать принципы этического поведения».
Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США (таблица 7.1) сопровождены приложением «Наставление по этике для служащих органов исполнительной ветви власти» (2000), в котором на нескольких десятках страниц даются соответствующие комментарии, приводятся типовые примеры использования этого кодекса в духе требований протестантской этики, а также перечислены законы, связанные с его применением (прежде всего о конфликте интересов). Думается, что подобное приложение, применительно к российским условиям, могло бы сыграть свою положительную роль.
Таблица 8.1 - Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США
№ Содержание | |
1. | Государственная служба отождествляется с доверием общества, а это требует, чтобы служащие ставили соблюдение Конституции, законов и этических правил выше своих частных интересов. |
2. | Служащим возбраняется иметь финансовые интересы, которые мешали бы им добросовестно выполнять свои служебные обязанности. |
3 | Служащим возбраняется участвовать в финансовых операциях, используя при этом закрытую государственную информацию, или допускать незаконное использование такой информации в целях реализации каких-либо частных интересов |
4 | Служащему возбраняется (за исключением случаев, когда это разрешено Кодексом этического поведения) требовать или получать какие-либо подарки или другие подношения, имеющие стоимость в денежном выражении, от любого лица или любой организации, добивающихся официального решения от учреждения, в котором работает этот служащий, имеющих деловые контакты с этим учреждением или осуществляющих деятельность, регулируемую им, или имеющих интересы, реализация которых в значительной степени зависит от выполнения или невыполнения этим служащим своих служебных обязанностей |
5-8 | Служащие должны честно выполнять свои служебные обязанности. Служащим возбраняется брать на себя какие-либо неправомочные обязательства или давать обещания, имеющие целью ограничить свободу действий правительства. Служащим возбраняется использовать пребывание на государственной службе для получения личной выгоды. Служащие обязаны действовать беспристрастно и не отдавать особых предпочтений каким-либо частным организациям или лицам |
9 | Служащие обязаны защищать и беречь федеральное имущество и использовать его только по назначению |
10 | Служащим возбраняется заниматься своим трудоустройством на стороне, в том числе обращаться с просьбами или вести переговоры о своем трудоустройстве, если это вступает в противоречие с их официальными обязанностями на государственной службе |
11 | Служащие обязаны сообщать компетентным органам о случаях нецелевого использования материальных ресурсов, мошенничестве, злоупотреблениях и коррупции |
12 | Служащим предписывается добросовестно выполнять свои гражданские обязательства, в том числе финансовые, и особенно те, которые установлены законом — например, платить налоги на федеральном уровне, уровне штатов и на местном уровне. |
13 | Служащие обязаны выполнять все законы и правила, обеспечивающие. Равные возможности для всех американцев вне зависимости от их расовой принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, пола, национального происхождения, возраста или наличия у них физических или умственных недостатков |
14 | Служащие обязаны избегать любых действий, создающих видимость нарушения ими законов или этических норм, установленных в Кодексе этического поведения. |
Интересен опыт Великобритании. В этом «традиционно правовом» государстве значительна роль традиций и этических норм. В 1997 г. от лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра — этический кодекс государственной службы. В его разделах правовые нормы переплетаются с этическими максимами. Выделяются семь этических принципов (таблица 7.2).
Таблица 8.2 - Кодекс министра Великобритании
Принципы | Содержание |
Бескорыстие | Действия госслужащих лишь в государственных, а не личных интересах |
Принципиальность | Госслужащие не должны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим попытаться оказать соответствующее влияние |
Беспристрастность | Чиновники при решении кадровых вопросов должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов |
Подотчетность | Госслужащие подотчетны обществу за свои решения и действия и не должны препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью |
Открытость | Госслужащие должны проявлять максимально возможную открытость |
Честность | Госслужащие должны заявлять о любых своих частных интересах и разрешать конфликты интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов |
Лидерство | Госслужащие должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером |
В Кодексе определены следующие основные компетенции руководящего состава Британской государственной службы в сфере этики: постановка цели и руководство, личное воздействие, стратегическое мышление, получение максимальной отдачи от людей, повышение квалификации, сосредоточенность на выполнении обязательств. Личное воздействие раскрывается как руководство на примере; доступность для всех; честность и принципиальность; гибкость, жизнерадостность и решительность; высказывание того, что люди, возможно, не хотят слышать; личная ответственность за свои решения и результат. Желательно обратить внимание на то, что принятие этических кодексов без «оформления» их соответствующей «этической инфраструктурой», ограничивает действенность первых. Любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым сотрясением воздуха, если нет механизмов их эффективной практической поддержки. К таким механизмам в ряде зарубежных стран, например, относятся «советники по этике», к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера. В этой связи недостаточно ставить и обсуждать проблему только этических кодексов. Речь должна идти и о формировании этического режима (таблица 7.3).
Таблица 8.3 - Компоненты этического режима
№ | Факторы, определяющие наличие и/или развитость этического режима |
1 | Наличие имеющего официальный статус документа, в котором зафиксированы присущие государственной службе этические ценности |
2 | Этический кодекс (или кодекс поведения) как наиболее приемлемая форма такого документа, фиксирующего общие моральные принципы поведения служащего |
3 | Описание в рамках кодекса, обычно в качестве комментария к каждому из принципов, практических форм его проявления и нарушения с приведением конкретных примеров |
4. | Ссылки на закрепленные в кодексе этические нормы в общих документах, касающихся госслужбы (например, в коллективных договорах) |
5 | Адаптация общих норм кодекса применительно к специфике конкретной организации |
6 | Наказания (санкции, предание публичности) за нарушение положений кодекса |
7 | Оценка этики поведения служащих, особенно занимающих руководящие должности, как основы для их последующих назначений и дальнейшего продвижения по службе |
8 | Наличие советника по этике, обладающего как консультативными, так и административными межведомственными полномочиями по отношению к эшелону старших государственных служащих в правительстве; наличие комитета по проблемам этики внутри департамента |
9 | Обучение нормам этики чиновников всех уровней, начиная с впервые поступивших на госслужбу и заканчивая представителями высших эшелонов власти |
10 | Этический аудит |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 712.