Коммуникативная культура речи позволяет людям общаться. Человек является социальным существом, он не способен жить вне социума. Поговорим о том, что коммуникативная культура - это способ взаимопонимания между людьми. Также выявим основные ее особенности и характеристики.
Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [11,с.110].
Под влиянием массовой коммуникативной культуры происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляются обстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в сознании людей.
Содержание массовой коммуникативной культуры должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.
Толетарность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»; качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др. Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у младших школьников системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.
Коммуникативную культуру можно рассматривать:
как коммуникации;
как системообразующий, интегрирующий социум фактор;
можно наряду с художественной, эстетической, информационной и др.
Коммуникативная культура всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:
внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
эмоциональное отношение к партнеру;
инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.
чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
Критерии. Существуют определенные параметры, по которым определяется коммуникативный аспект культуры речи: степень открытости; присутствие мотивации к общению; общая культура; речевая и языковая развитость.
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
· культура общения, общительность;
· культура речи;
· коммуникативные умения;
· коммуникативное мышление;
· ценностные ориентации;
· досуговые интересы.
Организационной культура групп оценивается по таким критериям как:
· социально-психологический климат;
· групповые ценности;
· уровень самоорганизации досуговой группы;
· групповая сплоченность;
· целостность группового восприятия (термин В. Агеева);
· целеустремленность.
Важная роль в исследовании отводится «эмоциональным» критериям:
· эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р. Чикзентмихали);
· ощущение удовлетворенности участием в культурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степень реализованности рекреационно-развлекательной функции досуга.
Рассматривая критерии коммуникативной культуры можно выделить и три основных его мотива:
· деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
· познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового;
· личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [8,с.37].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 258.