Для формирования целостного представления о президентстве, необходимо рассмотреть один из важных и самых главных аспектов данного института - институциональный, сущность которого состоит в том, что президентство рассматривается как самостоятельный институт, обладающий определенным объёмом конституционных полномочий. Для описания институциональных аспектов президентства нужно дать полную характеристику президентским республикам: президентской, полупрезидентской и парламентской, о которых упоминалось в первой главе курсового проекта, а также выявить основные функции президента в разных странах.
Рассмотрим характеристику президентской республики. В такой республике президент играет значительную роль в системе государственных органов, он формирует правительство и ему принадлежит вся полнота высшей исполнительной власти, а высший законодательной орган не может отправить правительство в отставку. Под данным описанием подразумевается американская модель президентства. В таком президентстве не допускается возникновения двоевластия в политической системе США, когда у президента своя политика, а Конгресс осуществляет свой политический курс. Система разделения властей обеспечивает единство государственной политики, даже в таких условиях, когда большинство в Конгрессе принадлежит оппозиционным партиям, а президент представляет другую партию. Жуков В.И. Указ. соч. С. 494
Президентская модель, сформированная в США, была использована в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки по многим своим аспектам. Но афро-азиатской модели президентства присущ большой авторитаризм, часто принимающий форму откровенного тоталитарного режима. Парламенты в таких государствах не защищены конституцией от произвола правящего президента и по его указанию могут быть распущены. И законодательная и судебная власть сильно зависят от президента, который лично назначает судей и полностью контролирует их деятельность.
Президент США в одном лице объединяет две роли - главы государства и главы правительства, занимает центральное место в системе государственных органов США, но действует в рамках системы разделения властей, сдержек и противовесов. Расширение характера и объема полномочий американского президента в реальной политической практике остается ограниченным как соответствующими положениями Конституции, так и налагаемыми запретами Конгресса в соответствии с его конституционными полномочиями. В руках президента Российской Федерации сконцентрировано большинство властных полномочий при сохранении традиционных директивных методов руководства, отсутствии дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов власти. Федеральное Собрание, в отличие от Конгресса США, не обладает эффективными рычагами воздействия на президента, не в полной мере выполняет контрольных функций.
В американской политической системе важную роль играют институты и фундаментальные нормы. Институциональный контроль обеспечивает предохранение сложившегося политического института от саморазрушения, способного произойти в том случае, если поведение индивидов перестает соответствовать статусным и ролевым стандартам. Институциональный контроль заменяется правовым контролем, предполагающим охрану значимых норм политического поведения специальными органами. Несмотря на быстрое формирование новых институтов, в России как таковая институализация еще слаба. Российский институт президентства крайне персонифицирован, что может привести к выхолащиванию демократического содержания данного института.
Европе характерен не американский вариант президентской власти, а сформированная европейская модель в форме полупрезидентской (смешанной) или парламентской системы правления.
Одной из форм республики является парламентская система государственного управления. Президент при такой системе является главой государства по конституции. Правительство во главе с премьером подчинены высшему законодательному органу и, в случае вынесения им вотума недоверия, могут быть уволены парламентом в отставку. Президент не несет ответственности за действия правительства в условиях парламентского правления, он выступает гарантом правопорядка в стране. Например, в моменты острых политических кризисов, глава государства выступает в качестве высшего должностного лица, способствует сохранению преемственности власти, соблюдению всеми гражданами законности. При такой системе правления сила президентского поста состоит в том, что главы государств имеют право оставаться на своих постах до конца срока своих полномочий по конституции, а премьер-министры и их кабинеты могут меняться.
Рассмотрим полупрезидентскую (смешанную) модель. При таком правлении президент является главой государства, но не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра. В условиях смешанной республики президенту принадлежит ведущая роль в определении и проведении внешней политики, и по должности он является верховным главнокомандующим вооруженными силами. У президента право проводить по своей инициативе общенародный референдум. Таким образом, можно утверждать, что президент в полупрезидентской республике влиятельное лицо, которое способно оказывать на проводимую государственную политику значительное воздействие.
Но, что характерно для полупрезидентской республики, президентское влияние ограничено тем, что правительство ответственно не перед президентом, а непосредственно перед парламентом. Правительство при смешанной системе правления опирается на парламентское большинство и поэтому обладает большой независимостью от президента. Там же. С. 497.
Такая модель государственной власти свое наибольшее воплощение получила в конституционном устройстве (после 1958 г.) V Республики во Франции. В настоящее время эта модель с определенными вариантами присутствует в ряде других стран: Польша, Румыния, Украина, Россия и в других.
В своей работе, применительно к полупрезидентской республике, Паречина С.Г. пишет, что институциализация президентской власти правомерна лишь в отношении постсоветских республик, поскольку она только в них носит комплексный характер. Автор сообщает, что президент оказывает влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти тогда, когда наделяется рядом полномочий других властей. В связи с этим, Паречина выделяет основные функции президента:
1. Гарантийная функция. Согласно данной функции, президент - гарант Конституции, политической независимости, суверенитета, территориальной целостности государства, а также является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
2. Арбитражно - интегративная функция. При разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, необходимо обеспечить между ними согласованное взаимодействие и единство. Президент выступает координатором действий государственных органов, и для разрешения разногласий использует согласительные процедуры.
3. Контрольная функция. По Конституции или фактически президент наделен рядом контрольных полномочий. Например, исполнительная власть отчитывается правительства перед президентом, главе государства также прямо подчиняется ряд министерств и ведомств.
Таким образом, в политической науке институциональный аспект рассматривается как один из главных составляющих института президентства. Президентская власть трактуется как властный институт, то есть как совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления. Выделяются три основные формы президентского правления: президентская парламентская, полупрезидентская (смешанная), со своими специфическими особенностями, где президент выполняет установленные функции.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 656.