Как отмечалось выше Удовлетворенность трудом (УТ) – возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельностью. Человек, удовлетворенный трудом, обычно отличается положительным эмоциональным отношением к выполняемой работе.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью[5] (трудом) определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности. Удовлетворенность человека может усиливаться, если она вызвана не только индивидуальным результатом, но и участием в совместной профессиональной деятельности, социальной включенностью, разделенностью удовлетворения с другими людьми. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, фрустрациях, регрессиях, негативизмах, компенсации, защитных реакциях, апатии, быстрой утомляемости. Неудовлетворенность трудом вызывает текучесть кадров, которая сначала является потенциальной, а по мере накопления неудовлетворенности проявляется явно и характеризует состояние производственной группы. Описано, что людей больше всего удовлетворяют в работе человеческие взаимоотношения, в том числе признание своей личности, интерес к труду, к разнообразию его условий, оплата и гарантированность труда.
Непосредственно связана с проблемой удовлетворенности трудом проблема мотивов трудовой деятельности[6]. А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов:
Внешние мотивационные факторы:
факторы давления – рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
факторы притяжения-отталкивания – примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);
факторы инерции – стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).
Внутренние мотивационные факторы :
собственные мотивационные факторы профессии – предмет труда; процесс труда (привлекательный–непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие–однообразие деятельности, детерминированность–случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный–коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;
условия труда – физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность–подчиненность, объективность–субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность–легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный–ограниченный режим; социальный микроклимат);
возможности для реализации внепрофессиональных целей – возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
Обращаясь к проблеме удовлетворенности трудом и смысла (осмысленности) труда, К. Замфир приводит пример бессмысленности труда: представим, что человеку предлагается высокооплачиваемая работа, например копать яму, но с условием, что эту яму ему самому нужно будет каждый вечер закапывать. Вопрос: будет ли человек удовлетворен своим трудом? Вероятно, поначалу такое предложение «заинтересует» многих, но если представить, что будет потом, как к такому работнику начнут относиться окружающие и т. п. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осознание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения – это связано с проблемой миссии своей профессии, своей фирмы); осознание качества своего труда (благодарность потребителей и т.п.); все большую роль играет также бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда) и др.
К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность трудом в соответствии с его содержанием. Система включает следующие основные показатели, каждый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:
- общие условия – транспорт до предприятия; удобный график Работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); заработок; возможности продвижения по службе;
- физические условия труда – безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п.;
- содержание труда – разнообразие–монотонность; сложность труда, требуемая квалификация; необходимость решения новых, интересных проблем; элементы руководства и ответственности; соответствие личным способностям;
- отношения между людьми в труде – отношения с коллективом; отношения с непосредственными руководителями;
- организационные рамки труда – уровень организации на предприятии; состояние общественного мнения; социально-психологический климат.
Майкл Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:
Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди образованные, квалифицированные, более старшего возраста высказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).
Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников – материальная и социальная поддержка. Но еще важнее – помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внерабочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень. Показатели «тесного общения на работе»: стремление пошутить с другим человеком, поболтать время от времени, обсудить саму работу, выпить чашечку кофе, перекусить вместе, иногда подразнить его (ее), оказать помощь в работе, попросить или дать совет по личным проблемам, обсудить свои чувства и переживания, обсудить свою личную жизнь, обучить или показать что-либо по работе.
Отношения с руководством. Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.
Возможности продвижения по службе. Достижение и признание – это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой (по Герцбергу). Важнейшими показателями повышения по службе являются зарплата и служебный статус. Но такое «признание» часто ведет к увеличению времени рабочего дня и ответственности. И все равно, многие стремятся к повышению по службе.
Другие факторы удовлетворенности – удовлетворенность условиями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организация времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа помочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделяемое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для «стагнации» и «безделья»).
М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенности работой:
- уход (увольнение, поиск новой работы);
- выражение протеста (переговоры с руководителем, написание писем, забастовки и т.п.);
- лояльность (терпеливое перенесение трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысокая производительность).
Особой проблемой при анализе удовлетворенности трудом является безработица в ее связи с проблемой удовлетворенности жизнью. В частности, М. Аргайл пишет: «...Существуют и счастливые безработные. Однако нельзя сравнивать счастливого человека, имеющего работу, и счастливого безработного». Многие считают, что презрительное отношение к безработным определяет протестантская этика: безработные – это лентяи, нерасторопные люди, попрошайки, живущие на пособие по безработице. Но интересно, что склонность к безделью отмечается у двух основных групп людей: 1) занимающихся неквалифицированным физическим трудом; 2) владельцев частной собственности, многие из которых значительное время проводят за едой и напитками.
В настоящее время «безработицу можно рассматривать как признак неудачи, как социальное клеймо, как форму отклонения». Если безработные могут сами организовать свое свободное время, они меньше страдают от безработицы: некоторые безработные поддерживают квалификацию путем создания контор и мастерских; кто-то просто «приспосабливается» к новому образу жизни; многие деградируют (подолгу остаются в постели, часами смотрят телевизор, отказываются от попыток изменить свою жизнь).
Пример «счастливых» безработных – люди, для которых ценность свободного времени выше, чем ценность работы. Проблема: ради каких целей они расходуют свое свободное время (свобода ради свободы?)
Интересно проследить эволюцию отношения к безработным: при Елизавете I все безработные в Англии назывались просто бездельниками; в период промышленной революции – безработными; сейчас – людьми, имеющими проблемы со свободным временем.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем отличаются понятия «мотив» и «стимул»?
2. Что такое «удовлетворенность трудом»?
3. Как связаны степень удовлетворенности трудом и эффективность труда работника?
4. Что такое потребность, каковы основные виды потребностей человека? Каковы типичные потребности, удовлетворяемые в труде?
5. Как классифицируют мотивы в зависимости от содержательной характеристики самосознания личности в труде?
6. В чем суть теории потребностей А. Маслоу и каково ее значение для практики управления персоналом?
7. Всегда ли мотивы деятельности человека образуют иерархию, предложенную А. Маслоу?
8. Какие группы факторов труда исследовал Ф. Герцберг?
9. На развитие каких аспектов трудовой деятельности должны обратить внимание руководители, чтобы повысить у работников степень удовлетворенности трудом?
10. Могут ли люди сознательно изменять значимость своих потребностей, мотивов?
11. Какие варианты поведения сотрудников возможны (в соответствии с теорией справедливости Дж. Адамса) в случае: а) недоплаты; б) переплаты?
12. В чем суть теории ожиданий В. Врума и каково значение этой теории для практики работы с персоналом?
13. Какие задачи должны решать руководители (в соответствии с теорией В.Врума) для создания наиболее эффективной системы организации труда для получения на выходе максимально продуктивно и качественно работающих людей?
14. Какие факторы позволяют оценить степень удовлетворенности трудом?
15. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?
Литература:
1. | Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996 |
2. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
3. | Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
4. | Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003 |
5. | Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004,С.85-86
[2] Куантанилла Р., Вилперт Б., (1995) выделяют следующие основные составляющие понятия «значимость труда»: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой деятельности
[3] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 343
[4] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 234-235
[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С.72
[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 72-76
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.