СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия трудовой мотивации

Важнейшим условием становления профессионала явля­ется направленность личности, включающая следующие аналогич­ные компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение, чувство соб­ственного достоинства работника, обоснованно гордящегося сво­им трудом. Именно развитие собственного достоинства является, по нашему мнению, важнейшим условием собственно личност­ного развития человека в труде.

Рассмотрим содержание понятия «трудовая мотивация»[1].

Потребность – это состояние нужды человека в чем-то необ­ходимом для его жизнедеятельности, источник активного пове­дения человека. Потребности не могут быть удовлетворены раз и навсегда, они удовлетворяются на относительно короткое время, затем напряженность потребности снова возрастает и требует ре­ализации. Человек как социальное существо обладает не только биологически необходимыми, но и квазипотребностями – по­требностями, сформированными нормами и традициями обще­ственной жизни. При этом ряд квазипотребностей может быть без ущерба для существования замещен чем-то иным или проигнори­рован (переосмыслен).

Мотив труда – это субъективный образ предмета потребно­сти, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме активности, реализующей потребность. Мотивационно-потребностная сфера нормального взрослого человека представляет собой сложное, иерархически упорядоченное образование, относитель­но устойчивое во времени, социокультурно опосредованное, раз­вивающееся в жизнедеятельности. Трудовая деятельность реализу­ет обычно не одну потребность (и мотив), а несколько, т.е. она может быть полимотивирована. Относительная устойчивость мотивационно-потребностной сферы личности позволяет выделять ведущие (наиболее личностно-значимые, имеющие особый лич­ностный смысл) потребности и мотивы, называемые направлен­ностью личности. Мотивы трудовой деятельности (как и любой другой) представлены в сознании субъекта труда в такой форме, которая включает когнитивные и аффективные компоненты. Мо­тивы (как психические образования) могут быть в разной мере осознанными, могут существовать в вербализованной и (или) образной форме. Связь между мотивом и потребностью может быть не вполне адекватной, т.е. искаженной. Социальное воздействие на мотивы личности (его субъективные эмоциональные и словес­но выраженные оценки реальности, объяснительные схемы, спо­собы самопонимания) – путь к формированию новых (нередко псевдопотребностей), способ влияния на деятельность человека и ее продукт.

Мотивация труда – это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных резуль­татов.

Побудительная сила мотива определяется его субъективной зна­чимостью[2], или, другими словами, особым отношением субъекта к потребности и ее пред­мету в системе других потребностей. А.Н. Леонтьев называл это отношение смысловым, смыслом, и выделял смысловые динамичес­кие системы (Леонтьев А. Н., 1977). Смысловые отношения могут быть ситуативными и относительно устойчивыми. Их ядерная, относительно устойчивая часть составляет ядро личности – то, что социологи называют ценностями. Личностные ценности – про­дукт социализации; они относительно устойчивы; представлены в сознании субъекту в форме идеалов, убеждений, составляют основу мировоззрения, гражданской позиции (Леонтьев А.Н., 1999, с. 190-251).

Стимулы труда – внешний объект, событие, отношение, вещь. Потенциально они могут приобрести статус предмета потребности че­ловека (представленного в сознании в качестве побудительного мотива труда работника), но этого может и не произойти. Поэто­му виды стимулирования труда оказываются в разной мере эф­фективными для разных людей. К трудовым стимулам относят: заработную плату, социальные льготы (доплату в пользовании услугами медицинских учреждений, путевок в санатории и пр.), удобный временной график работы и пр.

Удовлетворенность трудом (УТ) – возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связан­ные с трудовой деятельностью. Человек, удовлетворенный тру­дом, обычно отличается положительным эмоциональным отно­шением к выполняемой работе.

Профессиональные интересы – в узком смысле это словосочета­ние отражает эмоциональные предпочтения человека в освоении новых видов знания, связанного с профессией; в широком смыс­ле термин «интересы» тождествен термину «мотивы».

Профессио­нальные склонности характеризуют эмоциональные предпочтения человека определенных видов занятий, деятельностей, связанных с профессией.

Продуктивность (эффективность) труда – показатель успеш­ности в труде, признаком которой являются высокое качество и скорость работы.

По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения моти­вирующие факторы можно разделить на три относительно самостоя­тельных класса[3]:

а) потребности и инстинкты как источники актив­ности;

б) мотивы как причины, определяющие выбор определенных актов поведения;

в) эмоции, субъективные переживания, установки как механизмы регуляции динамики поведения.

Выделяют несколько уровней мотивации:

1. Личностный (личностно-смысловой) как производство смысло­вых ориентации, определение общего смысла жизни, отношения к себе и другим людям, понимание своей человеческой сущности и назначения.

2. Индивидуально-исполнительский (индивидуально-психологиче­ский уровень реализации) как направленность на нахождение и способы реализации смысловых образований в конкретных сло­жившихся условиях («здесь и теперь»).

3. Психофизиологический как выражение роли биологической базы потребностей человека, ха­рактеризующей особенности строения и динамики функциониро­вания психических процессов.

Важнейшим, оптимизирующим процесс труда фактором является самосознание, понимаемое как осознанное отношение человека к своим потребнос­тям, мотивам, влечениям, способностям, переживаниям[4]. В зависимости от содержательной характеристики самосознания личности в труде, мотивы классифицируют следующим образом:

1. Мотивы выгоды. Работник представляет себе зависи­мость между производительностью труда и получаемой вы­годой. Выгода бывает материальной (зарплата, доход и т. п.) и социальной (профессиональный престиж, личностный ста­тус и т. д.). Видя достигнутые в процессе труда результаты, работник определяет для себя, выгодна или невыгодна ему эта работа.

2. Мотивы безопасности. При любой трудовой деятель­ности работник должен чувствовать себя в безопасности. В труде возможны следующие виды опасности:

ü физическая, угрожающая здоровью и жизни работника;

ü материальная, выражающаяся в возможности матери­альной (например денежной) потери;

ü социальная, в виде угрозы общественных мер воздей­ствия, в результате чего могут пострадать общественное по­ложение работника, профессиональный престиж, потеря авторитета и т. п.

Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществ­ляет или не осуществляет данную деятельность.

3. Мотивы удобства. Человек стремится выбирать из до­ступных ему способов выполнения задачи самый простой, требующий минимума напряжения. Это не означает, что он выбирает всегда самую простую работу. Наиболее привлека­тельной будет та работа, степень трудности которой опти­мально соответствует возможности работника. Однако в этих границах человек стремится избежать лишних усилий.

4. Мотивы удовлетворенности. Некоторые профессии доставляют удовлетворение человеку непосредственно самим процессом. Другие имеют ценность в результате. При выпол­нении деятельности чувство удовлетворения может усили­ваться или ослабевать, вплоть до исчезновения. Личность тогда принимает труд, когда он вызывает субъективно необ­ходимый уровень удовлетворения.

5. Мотив «мнение товарищей». При любом труде лич­ность учитывает социальную оценку своей деятельности. Каждый человек отдает себе отчет в том, что окружающие чего-то ожидают от него, а иногда даже требуют, чтобы он вел себя именно так, а не иначе. Работа будет эффективна, когда поведение работника не противоречит социальным ожиданиям.

Все перечисленные мотивы действуют одновременно. Они могут быть однонаправлены или вступать в противоречие друг с другом. Например, хорошо оплачиваемая работа бы­вает одновременно субъективно безопасной, приятной, име­ет большое значение в глазах окружающих и т. д., но при той же хорошей оплате может восприниматься как опасная, не соответствовать наклонностям работника, не доставлять чувства удовлетворения. Противоречивые мотивы формиру­ют конфликтную ситуацию, делая поведение и труд личнос­ти неустойчивым. В зависимости от осознания всех указан­ных групп мотивов у личности и формируется комплекс самосознания.

 

Теории трудовой мотивации

Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой де­ятельности является исследование механизмов формирования мотивов и мотивационных тенденций лич­ности. Основные теории, раскрывающие механизмы моти­вации, разделяют на две группы: содержательные (теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда и др.) и процес­суальные (Виктора Врума, Дж. Стейси Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера и др.).

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу – один из представителей американской гу­манистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности. В основе системы потребностей человека лежат потребности первого уровня – физиологические (в пище, сне, определенном микроклимате, сексе и пр.). Потребности вто­рого уровня связаны с безопасностью (потребности в постоян­стве, стабильности, порядке, защите от травм, болезней, лише­ния работы по чьему-то произволу и пр.). Потребности третьего уровня отражают стремления человека к любви, общению (друж­ба, дружеское участие, любовь). Потребности четвертого уровня отражают ценности уважения и самоуважения, общественного признания. Наконец, высший уровень – потребности в самоакту­ализации, понимаемой как реализация творческих возможностей в деятельности, развитие способностей.

Пять указанных групп потребностей образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды (рис. 1.).

 

     
 
Потребность в самоутверждении (саморазвитие и самоактуализация)

 



Рис. 1.  Иерархия основных типов потребностей А. Маслоу

 

Маслоу предполагал, что личностное развитие человека может ограничиваться преобладанием потребностей третьего, четверто­го уровней и в целом потребности более высоких уровней стано­вятся актуальными и выполняют побудительную функцию лишь при условии создания возможностей для реализации нижележа­щих потребностей.

Позже Маслоу объединил все потребности в два блока, отра­жающие формы существования человека: бытийный (потребность в самоактуализации, ведущая к личностному росту) и дефициентный (ориентированный на удовлетворение фрустрированных по­требностей). Здоровая личность, без признаков невротизации – это (по Маслоу) человек, успешно реализующий потребность в самоактуализации; для него характерно естественное поведение, он принимает себя и других людей без агрессии, умеет концент­рироваться на деле, на задаче, а не на своих, часто мелочных, проблемах.

Предполагается, что создание условий для реализации потребностей работника приведет к повышению его положитель­ного отношения к работе, к росту признаков удовлетворенности трудом и, следовательно, к повышению качества продукции и росту продуктивности. Если руководители захотят, чтобы персо­нал их организаций работал с максимальной отдачей, творчески (на высшем уровне мотивации), они должны обеспечить реализа­цию потребностей всех нижних уровней.

Критики теории Маслоу справедливо отмечали, что потребно­сти не всегда образуют именно ту иерархию, которую наметил ученый; удовлетворение потребностей низших уровней не приво­дит автоматически к тому, что актуальными становятся потреб­ности более высоких уровней. Концепция А. Маслоу не учитывала индивидуальных различий: так, для одного преобладающей по­требностью в труде может быть заработок, для другого – возмож­ность работать одному, а не в группе, а для кого-то главным будет безопасность, стабильность положения, пусть и при более низкой оплате. Наконец, подверглось дискуссии положение о том, что удовлетворенный человек – это самый хороший работник.

Но, несмотря на критику, теория А. Маслоу, безусловно, вне­сла важный вклад в гуманизацию принципов научного управле­ния, в изменение подхода к работающим людям, которые стали рассматриваться не только как функционеры, но и как личности.

Теория Д. Мак-Клелланда

Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд основывался на работах Генри Мюррея, выделившего в своих эмпирических исследованиях 20 видов потребностей людей (в достижении, избегании наказания, избегании опасности, в самозащите, в преодолении поражения, в аффилиации – стремлении быть при­нятым группой, во власти, в выражении агрессии, независи­мости, доминантности, автономии, в пассивном повиновении, в игре, в отвержении других, в уважении, эгоизме, социальнос­ти, поиске покровителей, оказании помощи, порядке, суждении-философствовании). Согласно идеям Мак-Клелланда для понимания вариантов типов трудового поведения людей достаточно характе­ристики трех видов потребностей и соответствующих им мотивов:

ü потребности в достижениях (ПД)

ü потребности в групповой при­надлежности (ПП)

ü потребности во власти (ПВ).

Потребность в достижениях понималась им как малоосознан­ное побуждение действовать максимально качественно и эффек­тивно. Люди с преобладанием этой потребности, предпочитают ставить себе сложные задачи, преодолевать трудности, рисковать, выбирают индивидуальные формы работы. При выборе профес­сии, предпочитают виды труда, в которых есть четкие показатели трудовой эффективности.

Потребность во власти проявляется в стремлении оказывать влияние на других людей, публично заявлять о себе. Такие люди ищут руководящих позиций в профессиональных сообществах, любят азартные игры, нередко склонны к агрессивным действи­ям. Они предрасположены к повышенному кровяному давлению, любят престижные вещи.

Потребность в принадлежности (аффилиация – от англ. affilia­tion – прием в члены, присоединение) проявляется в стремле­нии к теплым дружеским связям и отношениям. Такие люди пред­почитают групповые формы работы, они чувствительны к оцен­кам своего поведения со стороны других людей, избегают конф­ликтов, ситуаций соревнования.

Мак-Клелланд установил, что у каждого человека представлены все три потребности, но в разных пропорциях. Оказалось, что успешные лидеры и менеджеры сред­него и высшего звена отличаются высокой потребностью в дости­жении (ПД), низкой потребностью в принадлежности (ПП), уме­ренной потребностью во власти (ПВ) и развитым самоконтролем. Если же все три вида потребностей выражены в умеренной форме, то такие люди, как правило, - хорошие помощники, но не лидеры. Мак-Клелланд задался воп­росом: могут ли люди сознательно изменять значимость своих по­требностей, мотивов? На этот вопрос он ответил утвердительно. Такое изменение возможно, но требует соответствующей поддерж­ки групповых норм и правил, условий труда. Он разработал про­цедуры специальных тренингов, усиливающих определенные мо­тивы. Успешность такого рода работы зависит от возможности ус­тановить обратную связь с наличными мотивами, понять соотно­шение мотива и успешности деятельности, от возможности со­здать эффективную группу поддержки. Мак-Клелланд стремился оценивать реально достигнутые успехи, т.е. степень эффективности предлагаемых мероприятий.

Вопросы, на которые не дает ответа теория Д. Мак-Клелланда, следующие:

- В какой мере устойчивыми являются преобладающие потребности в онтогенезе личности?

- Насколько велики могут быть вариации в степени выраженности этих потребностей?

- Как соот­носятся выделенные варианты преобладающих потребностей с другими их видами?

Вид

несправед­ ливости

 

 

Тип реакции

Поведенческая (что можно сделать?) Психологическая (оценка ситуации) Переплата Повысить свой вклад (например, работать более напряженно, увеличить продолжительность рабочего дня) Повысить качество работы Понизить свой результат (например, работать в неоплаченное время, отказаться от каких-то льгот) Убедить себя, что результат достоин вклада (например, внушить себе, что моя работа более напряженная, чем у других, и поэтому заслуживает большей оплаты) Недоплата Снизить вклад (например, уменьшить усилия, меньше работать, приходить позже или уходить раньше с работы, устраивать себе дополнительные перерывы во время работы) Понизить качество работы Повысить результат (добиться более высокой оплаты или потребовать каких-то льгот) Убедить себя, что вклад других работников на самом деле больше, чем мой (объяснить себе, что работники, с которыми я себя сравниваю, обладают более высокой квалификацией, работают лучше и поэтому заслуживают более высокой оплаты)

 

Человек сравнивает свои ожидания с имеющейся практикой в области оплаты. Например, если практика компании состоит в авто­матическом повышении оклада при каждом повышении в должности, то прибавка к заработной плате будет рассматриваться как справедливая, а ее отсутствие – как несправедливость.

Со стороны руководителей могут быть предприняты следующие действия для того, чтобы работники воспринимали систему управ­ления как справедливую:

• лучше информировать работников о том, как рассчитывается
размер поощрений (премий, бонусов, надбавок и т. п.);

• выявлять все возможные виды несправедливости;

• постоянно контролировать сравнения, которые для работников
являются наиболее существенными (уровень оплаты на рынке
труда для данной должности, данной отрасли и т. п.).

Теория ожиданий В. Врума

Виктор Врум разработал концепцию (теория ожидания), объяснявшую, какие моменты следует учитывать, чтобы проектируемая система стимулирования труда была максимально действенной. В. Врум опирался на идеи Курта Левина, в частности на его теорию динамических потребностей, объяснявшую процесс порождения новых потребностей (квазипотребностей) через воз­действие на человека, формирование мотивационных ожиданий по отношению к новым объектам, обладающим до поры до вре­мени лишь потенциальной валентностью. Например, новые това­ры, о которых люди не знают, не могут стать предметом их мечта­ний, вожделений, их валентность нулевая. Но реклама (которая, как известно, – двигатель торговли) может поведать людям о редких и ценных качествах нового товара, и это может сформиро­вать в их сознании мотивационное ожидание, а новый товар по­степенно обретет свойства предмета потребности, получит валент­ность.

В. Врум (1964) предложил формулу, помогающую оценить силу побудительной мотивации конкретного человека в его профессио­нальной деятельности:

 , где

Е – усилия, которые затрачивает работник для достижения требуемого результата;

Р – требуемые результаты труда;

О – ожидание (оценка субъектом труда) установленного в дан­ной организации вознаграждения за результаты;

В – валентность вознаграждения (или субъективная значимость данной формы вознаграждения для данного работника);

М – побудительная сила мотива труда для данного работника;

Е  Р – первый сомножитель формулы – отражает не раз­ность величин в математическом понимании, а оценку субъектом труда связи двух событий: затраченных усилий в труде и предпо­лагаемого результата. Если труд организован так, что никакие уси­лия работника не могут привести к качественному требуемому результату, этот сомножитель стремится к нулю, в результате чего итоговая трудовая мотивация может снизиться до минимума;

Р  О – второй сомножитель – также означает не разность величин, а логическую связь предполагаемых результатов и ожи­даемого вознаграждения. Если в организации результаты труда людей реально не учитываются, а заработная плата (как одна из форм вознаграждения) «выводится» бригадиром в зависимости от его отношений с членами бригады, то работник, не рассчиты­вающий на хорошее расположение бригадира, не будет выклады­ваться в труде. Побудительная сила его мотива труда может также стремиться к минимуму;

В – валентность вознаграждения, ожидаемая субъектом труда его ценность также могут стремиться к минимуму, что приведет к снижению итоговой мотивации труда, если трудовые усилия, к примеру, оплачиваются неоправданно низко, или если, кроме заработной платы, работник не получает желаемого признания своей компетентности или уважения своего человеческого досто­инства.

В. Врум подчеркивает важность создания справедливой и эф­фективной системы учета и вознаграждения труда в организации. Но существует и не менее значимая проблема – обеспечение адек­ватного отображения действующей системы вознаграждения тру­да в сознании работников. Ведь если работник ошибочно в своем сознании оценит компоненты, детерминирующие мотивацию, то можно получить в итоге низкую и некачественную трудовую дея­тельность работника, который вполне мог бы стать успешным.

Следовательно, если поставить задачу создания наиболее эф­фективной системы организации труда для получения на выходе максимально продуктивно и качественно работающих людей, руководители должны:

1) проектировать способы стимулирования и оплаты труда, опираясь на указанные в формуле соотношения;

2) донести до сознания каждого работника особенности дей­ствующей в организации системы вознаграждений;

3) понимать потребности каждого работника (в их развитии) и формы вознаграждений, имеющие для них высокую валентность.

Литература:

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
3. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 

 


[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004,С.85-86

[2] Куантанилла Р., Вилперт Б., (1995) выделяют следующие ос­новные составляющие понятия «значимость труда»: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой дея­тельности

[3] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 343

[4] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 234-235

[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С.72

[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 72-76


Основные понятия трудовой мотивации

Важнейшим условием становления профессионала явля­ется направленность личности, включающая следующие аналогич­ные компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение, чувство соб­ственного достоинства работника, обоснованно гордящегося сво­им трудом. Именно развитие собственного достоинства является, по нашему мнению, важнейшим условием собственно личност­ного развития человека в труде.

Рассмотрим содержание понятия «трудовая мотивация»[1].

Потребность – это состояние нужды человека в чем-то необ­ходимом для его жизнедеятельности, источник активного пове­дения человека. Потребности не могут быть удовлетворены раз и навсегда, они удовлетворяются на относительно короткое время, затем напряженность потребности снова возрастает и требует ре­ализации. Человек как социальное существо обладает не только биологически необходимыми, но и квазипотребностями – по­требностями, сформированными нормами и традициями обще­ственной жизни. При этом ряд квазипотребностей может быть без ущерба для существования замещен чем-то иным или проигнори­рован (переосмыслен).

Мотив труда – это субъективный образ предмета потребно­сти, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме активности, реализующей потребность. Мотивационно-потребностная сфера нормального взрослого человека представляет собой сложное, иерархически упорядоченное образование, относитель­но устойчивое во времени, социокультурно опосредованное, раз­вивающееся в жизнедеятельности. Трудовая деятельность реализу­ет обычно не одну потребность (и мотив), а несколько, т.е. она может быть полимотивирована. Относительная устойчивость мотивационно-потребностной сферы личности позволяет выделять ведущие (наиболее личностно-значимые, имеющие особый лич­ностный смысл) потребности и мотивы, называемые направлен­ностью личности. Мотивы трудовой деятельности (как и любой другой) представлены в сознании субъекта труда в такой форме, которая включает когнитивные и аффективные компоненты. Мо­тивы (как психические образования) могут быть в разной мере осознанными, могут существовать в вербализованной и (или) образной форме. Связь между мотивом и потребностью может быть не вполне адекватной, т.е. искаженной. Социальное воздействие на мотивы личности (его субъективные эмоциональные и словес­но выраженные оценки реальности, объяснительные схемы, спо­собы самопонимания) – путь к формированию новых (нередко псевдопотребностей), способ влияния на деятельность человека и ее продукт.

Мотивация труда – это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных резуль­татов.

Побудительная сила мотива определяется его субъективной зна­чимостью[2], или, другими словами, особым отношением субъекта к потребности и ее пред­мету в системе других потребностей. А.Н. Леонтьев называл это отношение смысловым, смыслом, и выделял смысловые динамичес­кие системы (Леонтьев А. Н., 1977). Смысловые отношения могут быть ситуативными и относительно устойчивыми. Их ядерная, относительно устойчивая часть составляет ядро личности – то, что социологи называют ценностями. Личностные ценности – про­дукт социализации; они относительно устойчивы; представлены в сознании субъекту в форме идеалов, убеждений, составляют основу мировоззрения, гражданской позиции (Леонтьев А.Н., 1999, с. 190-251).

Стимулы труда – внешний объект, событие, отношение, вещь. Потенциально они могут приобрести статус предмета потребности че­ловека (представленного в сознании в качестве побудительного мотива труда работника), но этого может и не произойти. Поэто­му виды стимулирования труда оказываются в разной мере эф­фективными для разных людей. К трудовым стимулам относят: заработную плату, социальные льготы (доплату в пользовании услугами медицинских учреждений, путевок в санатории и пр.), удобный временной график работы и пр.

Удовлетворенность трудом (УТ) – возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связан­ные с трудовой деятельностью. Человек, удовлетворенный тру­дом, обычно отличается положительным эмоциональным отно­шением к выполняемой работе.

Профессиональные интересы – в узком смысле это словосочета­ние отражает эмоциональные предпочтения человека в освоении новых видов знания, связанного с профессией; в широком смыс­ле термин «интересы» тождествен термину «мотивы».

Профессио­нальные склонности характеризуют эмоциональные предпочтения человека определенных видов занятий, деятельностей, связанных с профессией.

Продуктивность (эффективность) труда – показатель успеш­ности в труде, признаком которой являются высокое качество и скорость работы.

По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения моти­вирующие факторы можно разделить на три относительно самостоя­тельных класса[3]:

а) потребности и инстинкты как источники актив­ности;

б) мотивы как причины, определяющие выбор определенных актов поведения;

в) эмоции, субъективные переживания, установки как механизмы регуляции динамики поведения.

Выделяют несколько уровней мотивации:

1. Личностный (личностно-смысловой) как производство смысло­вых ориентации, определение общего смысла жизни, отношения к себе и другим людям, понимание своей человеческой сущности и назначения.

2. Индивидуально-исполнительский (индивидуально-психологиче­ский уровень реализации) как направленность на нахождение и способы реализации смысловых образований в конкретных сло­жившихся условиях («здесь и теперь»).

3. Психофизиологический как выражение роли биологической базы потребностей человека, ха­рактеризующей особенности строения и динамики функциониро­вания психических процессов.

Важнейшим, оптимизирующим процесс труда фактором является самосознание, понимаемое как осознанное отношение человека к своим потребнос­тям, мотивам, влечениям, способностям, переживаниям[4]. В зависимости от содержательной характеристики самосознания личности в труде, мотивы классифицируют следующим образом:

1. Мотивы выгоды. Работник представляет себе зависи­мость между производительностью труда и получаемой вы­годой. Выгода бывает материальной (зарплата, доход и т. п.) и социальной (профессиональный престиж, личностный ста­тус и т. д.). Видя достигнутые в процессе труда результаты, работник определяет для себя, выгодна или невыгодна ему эта работа.

2. Мотивы безопасности. При любой трудовой деятель­ности работник должен чувствовать себя в безопасности. В труде возможны следующие виды опасности:

ü физическая, угрожающая здоровью и жизни работника;

ü материальная, выражающаяся в возможности матери­альной (например денежной) потери;

ü социальная, в виде угрозы общественных мер воздей­ствия, в результате чего могут пострадать общественное по­ложение работника, профессиональный престиж, потеря авторитета и т. п.

Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществ­ляет или не осуществляет данную деятельность.

3. Мотивы удобства. Человек стремится выбирать из до­ступных ему способов выполнения задачи самый простой, требующий минимума напряжения. Это не означает, что он выбирает всегда самую простую работу. Наиболее привлека­тельной будет та работа, степень трудности которой опти­мально соответствует возможности работника. Однако в этих границах человек стремится избежать лишних усилий.

4. Мотивы удовлетворенности. Некоторые профессии доставляют удовлетворение человеку непосредственно самим процессом. Другие имеют ценность в результате. При выпол­нении деятельности чувство удовлетворения может усили­ваться или ослабевать, вплоть до исчезновения. Личность тогда принимает труд, когда он вызывает субъективно необ­ходимый уровень удовлетворения.

5. Мотив «мнение товарищей». При любом труде лич­ность учитывает социальную оценку своей деятельности. Каждый человек отдает себе отчет в том, что окружающие чего-то ожидают от него, а иногда даже требуют, чтобы он вел себя именно так, а не иначе. Работа будет эффективна, когда поведение работника не противоречит социальным ожиданиям.

Все перечисленные мотивы действуют одновременно. Они могут быть однонаправлены или вступать в противоречие друг с другом. Например, хорошо оплачиваемая работа бы­вает одновременно субъективно безопасной, приятной, име­ет большое значение в глазах окружающих и т. д., но при той же хорошей оплате может восприниматься как опасная, не соответствовать наклонностям работника, не доставлять чувства удовлетворения. Противоречивые мотивы формиру­ют конфликтную ситуацию, делая поведение и труд личнос­ти неустойчивым. В зависимости от осознания всех указан­ных групп мотивов у личности и формируется комплекс самосознания.

 

Теории трудовой мотивации

Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой де­ятельности является исследование механизмов формирования мотивов и мотивационных тенденций лич­ности. Основные теории, раскрывающие механизмы моти­вации, разделяют на две группы: содержательные (теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда и др.) и процес­суальные (Виктора Врума, Дж. Стейси Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера и др.).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу – один из представителей американской гу­манистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности. В основе системы потребностей человека лежат потребности первого уровня – физиологические (в пище, сне, определенном микроклимате, сексе и пр.). Потребности вто­рого уровня связаны с безопасностью (потребности в постоян­стве, стабильности, порядке, защите от травм, болезней, лише­ния работы по чьему-то произволу и пр.). Потребности третьего уровня отражают стремления человека к любви, общению (друж­ба, дружеское участие, любовь). Потребности четвертого уровня отражают ценности уважения и самоуважения, общественного признания. Наконец, высший уровень – потребности в самоакту­ализации, понимаемой как реализация творческих возможностей в деятельности, развитие способностей.

Пять указанных групп потребностей образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды (рис. 1.).

 

     
 
Потребность в самоутверждении (саморазвитие и самоактуализация)

 



Рис. 1.  Иерархия основных типов потребностей А. Маслоу

 

Маслоу предполагал, что личностное развитие человека может ограничиваться преобладанием потребностей третьего, четверто­го уровней и в целом потребности более высоких уровней стано­вятся актуальными и выполняют побудительную функцию лишь при условии создания возможностей для реализации нижележа­щих потребностей.

Позже Маслоу объединил все потребности в два блока, отра­жающие формы существования человека: бытийный (потребность в самоактуализации, ведущая к личностному росту) и дефициентный (ориентированный на удовлетворение фрустрированных по­требностей). Здоровая личность, без признаков невротизации – это (по Маслоу) человек, успешно реализующий потребность в самоактуализации; для него характерно естественное поведение, он принимает себя и других людей без агрессии, умеет концент­рироваться на деле, на задаче, а не на своих, часто мелочных, проблемах.

Предполагается, что создание условий для реализации потребностей работника приведет к повышению его положитель­ного отношения к работе, к росту признаков удовлетворенности трудом и, следовательно, к повышению качества продукции и росту продуктивности. Если руководители захотят, чтобы персо­нал их организаций работал с максимальной отдачей, творчески (на высшем уровне мотивации), они должны обеспечить реализа­цию потребностей всех нижних уровней.

Критики теории Маслоу справедливо отмечали, что потребно­сти не всегда образуют именно ту иерархию, которую наметил ученый; удовлетворение потребностей низших уровней не приво­дит автоматически к тому, что актуальными становятся потреб­ности более высоких уровней. Концепция А. Маслоу не учитывала индивидуальных различий: так, для одного преобладающей по­требностью в труде может быть заработок, для другого – возмож­ность работать одному, а не в группе, а для кого-то главным будет безопасность, стабильность положения, пусть и при более низкой оплате. Наконец, подверглось дискуссии положение о том, что удовлетворенный человек – это самый хороший работник.

Но, несмотря на критику, теория А. Маслоу, безусловно, вне­сла важный вклад в гуманизацию принципов научного управле­ния, в изменение подхода к работающим людям, которые стали рассматриваться не только как функционеры, но и как личности.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.