Тема: Организация сбора информации и обмен ею в сфере гражданской защиты, обеспечение своевременного оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 11.

Тема: Организация сбора информации и обмен ею в сфере гражданской защиты, обеспечение своевременного оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС.

План:

Введение.

Основная часть:

1. Организация сбора информации и обмен ею в сфере гражданской защиты.

2. Оповещение и информирование субъектов обеспечения ГЗ об угрозе и возникновении ЧС.

2.1. Общие положения об оповещении и информировании субъектов обеспечения ГЗ. Система оповещения ГЗ.

2.2. Основные задачи системы оповещения ГЗ.

2.3. Обязанности и ответственность должностных лиц в сфере функционирования системы оповещения ГЗ.

2.4. Организация оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС.

2.5. Информирование населения об угрозе и возникновении ЧС.

2.6. Структура системы оповещения ГЗ.

2.7. Размещение технических средств объектовой локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте.

3. Организация связи.

3.1. Общие положения об организации связи.

3.2. Организация связи при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Средства связи, их характеристика.

Заключительная часть.

Рекомендуемая литература:

1. Кодекс гражданской защиты Луганской Народной Республики (закон) от 24.06.2016 № 103-II.

2. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 07.02.2017 № 51/17 « Об утверждении положения о единой государственной системе гражданской защиты».

3. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 12.04.2016 № 178 «Об утверждении Положения об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты».

4. Приказ Министерства ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики от 01.04.2016 №82 «Положение о центре управления в кризисных ситуациях Министерства ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики»

Введение.

Как организовывается сбор информации и обмен ею в сфере гражданской защиты?

Главные задачи и цель создания системы оповещения гражданской защиты?

Центр управления в кризисных ситуациях Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики

 

ЦУКС является структурным подразделением Министерства круглосуточного функционирования, которое осуществляют четыре дежурные смены. Кроме дежурных смен в состав ЦУКС входят отдел автоматизированных систем управления и программного обеспечения, отдел телекоммуникационных средств связи, подвижной пункт управления.

 

ЦУКС имеет право:

- Обращается в установленном порядке к министерствам, другим органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, с требованием о предоставлении материалов и информации по запросам ЦУКС.

Оповещение и информирование субъектов обеспечения ГЗ об угрозе и возникновении ЧС.

Общие положения об оповещении и информировании субъектов обеспечения ГЗ. Система оповещения гражданской защиты.

В соответствии с разделом 2 Постановления СМ ЛНР от 12.04.2016 № 178 «Об утверждении Положения об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты» (далее – Постановление) для своевременного осуществления оповещения с учетом структуры государственного управления, характера и уровня ЧС, наличия и места расположения сил ГЗ, которые подлежат привлечению к ликвидации последствий ЧС, создается и поддерживается в постоянной готовности к использованию по назначению система оповещения об угрозе или возникновении ЧС (далее – система оповещения).

На основании ст. 21 Закона ЛНР от 24.06.2016 № 103-ІІ «Кодекс гражданской защиты Луганской Народной Республики» (далее – Кодекс) граждане, проживающие на территории ЛНР, имеют право на получение информации о ЧС или опасных событиях, которые возникли или могут возникнуть, в том числе в доступной для лиц с изъянами зрения и слуха форме, а также обязаны сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении ЧС.

В соответствии с гл.6 Кодекса оповещение о ЧС заключается в своевременном доведении такой информации до органов управления ГЗ, сил ГЗ, субъектов хозяйствования и населения.

Оповещение о возникновении ЧС обеспечивается путем:

§ функционирования государственной, территориальных, местных автоматизированных систем централизованного оповещения об угрозе или возникновении ЧС, специальных, локальных и объектовых систем оповещения;

§ централизованного использования телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе мобильной (подвижной) связи, ведомственных телекоммуникационных сетей и телекоммуникационных сетей субъектов хозяйствования в порядке, установленном СМ ЛНР, а также сетей общенационального, территориального и местного радиовещания и телевидения, других технических средств передачи (отражения) информации;

§ автоматизации процесса передачи сигналов и сообщений о возникновении ЧС;

§ функционирования в населенных пунктах, а также местах массового пребывания людей сигнально-громкоговорящих устройств и электронных информационных табло для передачи информации по вопросам ГЗ.

Установка сигнально-громкоговорящих устройств и электронных информационных табло возлагается на администрации городов и районов, субъекты хозяйствования. Места установки сигнально-громкоговорящих устройств и электронных информационных табло определяются администрациями городов и районов, субъектами хозяйствования.

Операторы и провайдеры телекоммуникации, телерадиоорганизации обязаны обеспечить подключение технических средств вещания к автоматизированным системам централизованного оповещения с установкой специального оборудования для автоматизированной передачи сигналов и сообщений о возникновении ЧС.

 

Информирование в сфере ГЗ

Информация по вопросам ГЗ представляет собой сведения о ЧС, которые прогнозируются или возникли, с определением их классификации, пределов распространения и последствий, а также о способах и методах защиты от них.

Органы управления ГЗ обязаны предоставлять населению через средства массовой информации оперативную и достоверную информацию, указанную в пункте первом настоящей статьи, а также о своей деятельности по вопросам ГЗ, в том числе в доступной для лиц с изъянами зрения и слуха форме.

Руководители субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности, обязаны систематически и оперативно предоставлять информацию о таких объектах в официальных печатных изданиях, на официальных веб-сайтах, информационных стендах и любым другим приемлемым способом.

Информация должна содержать данные о субъекте, который ее предоставляет, и сферу его деятельности, о природе возможного риска во время аварий, включая влияние на людей и окружающую природную среду, о способе информирования населения в случае угрозы или возникновения аварии и поведении, которого следует придерживаться.

 

Организация связи.

Общие положения об организации связи.

Для организации связи используются телекоммуникационные сети общего пользования и ведомственные сети объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также телекоммуникационная сеть МЧС ЛНР.

Порядок организации связи с использованием телекоммуникационных сетей общего пользования, ведомственных сетей, а также телекоммуникационных сетей предприятий, учреждений, организаций определяется МСЧ ЛНР по согласованию с Министерством связи ЛНР.

Для обеспечения работы в режиме повседневного функционирования ЕГС с учетом структуры государственного управления, административно-территориального деления, социально-экономических и других особенностей, расположения органов (пунктов) управления и сил ГЗ, соответствующими органами управления создаются (заказываются на договорных условиях) виды и сети телекоммуникаций, которые используются по постоянно действующей схеме.

При угрозе или возникновения ЧС и на период ликвидации ее последствий в зависимости от ее уровня и других влияющих факторов заблаговременно определяется, а при необходимости, корректируется перечень постоянно действующих телекоммуникационных сетей, посредством которых может осуществляться руководство: работой органов управления и сил ГЗ; аварийно-спасательных формирований; проведения восстановительных работ. Также определяется  перечень телекоммуникационных сетей общего пользования, мобильных средств, сетей и средств связи, которые необходимо задействовать по временной схеме.

Организационно-технических меры для обеспечение органов управления телекоммуникационными услугами и своевременной доставкой информации при угрозе или возникновения ЧС:

- предоставление руководителям исполнительных органов государственной власти ЛНР, руководящему составу органов управления в сфере ГЗ приоритетного права на пользование телекоммуникационными услугами;

- организация работы операторов телекоммуникаций и их аварийно-восстановительных бригад в соответствующих режимах;

- создание и работа на постоянной основе специализированных служб оповещения и связи, в состав которых входят операторы связи и телерадиовещательные организации независимо от форм собственности и подчинения. Координация  их действий осуществляется соответствующими структурными подразделениями территориальных органов исполнительных органов государственной власти ЛНР;

- оперативное предоставление операторами связи в пользование органам управления необходимых каналов сети телекоммуникаций и при необходимости обеспечение привязки к ним передвижных узлов связи;

- привлечение подразделений Государственного унитарного предприятия ЛНР «Почта ЛНР» для доставки срочной корреспонденции, разработка сетей запасных маршрутов доставки почтовой корреспонденции;

- создание радиосетей для обеспечения связью органов управления с территориальными органами исполнительных органов гос. власти ЛНР;

- создание и привлечение передвижных узлов электросвязи, укомплектованных аппаратурой, оборудованием, приборами, обеспечивающими прием, обработку, подготовку и передачу информации;

- обеспечение использования радиосетей, в том числе для дублирования важнейших или наиболее уязвимых направлений проводной связи;

- обеспечение использования возможностей радиолюбительской связи;

- обеспечение объектов телекоммуникаций резервными и автономными источниками энергоснабжения;

- создание и использование местных радиосетей на базе переносных радиостанций ультракоротковолнового диапазона, а также радиотелефонных аппаратов (сотовая, транкинговая, спутниковая связь), радиоудлинителей телефонной линии для использования в пределах зоны поражения с возможностью выхода на телекоммуникационную сеть общего пользования.

 

Для организации работы Штаба по ликвидации ЧС, оперативного управления силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ее последствий, для сбора, обработки, подготовки и передачи информации при необходимости привлекаются зарегистрированные в ЛНР операторы связи.

Организация связи между специализированными службами ГЗ, привлекающимися для ликвидации ЧС, возлагается на специализированную службу оповещения и связи, а при необходимости задействуются зарегистрированные в ЛНР операторы связи по согласованию с Министерством связи ЛНР.

Кроме того, силы ГЗ, которые привлекаются к ликвидации ЧС, должны быть обеспечены собственными средствами связи для осуществления взаимодействия с органами управления, руководящими ликвидацией ЧС.

 

В случае угрозы или возникновения ЧС руководители операторов телекоммуникаций независимо от формы собственности обязаны:

- обеспечивать постоянную организационную и техническую готовность аппаратуры и технических средств оповещения и связи к выполнению задач при угрозе или возникновения ЧС;

согласовывать с органами управления изменения в системе организации связи, которая обеспечивает выполнение задач в сфере ГЗ;

- обеспечивать органы управления необходимыми каналами, средствами телекоммуникаций и видами телекоммуникационных услуг;

- своевременно доводить до потребителей действующие правила пользования телекоммуникационными услугами.

 

С целью обеспечения своевременной передачи информации с места ликвидации ЧС по обращению МЧС ЛНР по паролю «Стихия» операторы связи безотлагательно организуют необходимый канал связи в соответствии с заблаговременно составленным перечнем. Перечень организуемых каналов связи определяется МЧС ЛНР в координации с Министерством связи ЛНР.

Для обеспечения приоритетности при обмене оперативной информацией относительно возникновения и ликвидации ЧС, должностным лицам органов государственной власти ЛНР предоставляется право ведения междугородних и международных телефонных разговоров в порядке, установленном Правилами предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденными Советом Министров ЛНР.

 

Ответственность за сохранность технических средств оповещения и связи в сфере ГЗ, конечных устройств оповещения, другой аппаратуры несут руководители предприятий, учреждений и организаций, где установлены эти средства. Категорически запрещается самостоятельно проводить их отключение (перенос на другое место) без разрешения соответствующего органа управления. За самовольное отключение систем оповещения должностные лица привлекаются к ответственности согласно законодательству ЛНР.

Обеспечение непрерывной и качественной работы основных и резервных каналов связи, закрепленных за системами централизованного оповещения, линий управления конечным оборудованием оповещения, телефонных линий абонентов системы централизованного вызова, радиотрансляционных сетей и уличных громкоговорителей, качественного выполнения служебных обязанностей дежурными сменами линейно-аппаратных цехов, автоматических телефонных станций, радиотрансляционных узлов возлагается на руководство операторов связи или иных профильных предприятий.

Для осуществления контроля состояния готовности систем централизованного оповещения дежурными службами соответствующих органов управления передаются контрольные сигналы. Порядок и время их передачи определяются специальной инструкцией, которая утверждается совместным приказом МЧС ЛНР и Министерством связи ЛНР.

С целью технического контроля работоспособности и обучения населения действиям в случае угрозы или возникновения ЧС ежеквартально проводятся проверки территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения с включением электросирен и доведением учебной информации населению. Длительность учебных сообщений не должна превышать 5 минут. Перед проведением технического контроля работоспособности с доведением учебной информации населению осуществляется заблаговременное неоднократное (в течение 3 дней) предупреждение населения через средства массовой информации о готовящейся проверке с указанием времени.

 

3.2. Организация связи при проведении аварийно-спасательных работ. Характеристика средств связи.

 

Заключение.

Преподаватель напоминает слушателям тему занятия, учебные вопросы, подчеркивает важность создания системы оповещения и информирования населения, персонала субъектов хозяйствования об угрозе или возникновении ЧС.

Учитывая важность проблемы своевременного оповещения и информирования населения о возникновении или угрозы возникновения опасности, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйствования должны проводить мероприятия по созданию (модернизации) систем оповещения с использованием современных технических средств, которые обеспечивают наиболее полное оповещение населения, персонала субъекта хозяйствования, и поддержании этих систем в постоянной готовности к применению.

Каждый гражданин республики должен знать сигналы оповещения ГЗ и уметь правильно действовать по ним в условиях угрозы или возникновения ЧС.

Приложение 1

 

Система раннего выявления чрезвычайных ситуаций и оповещения людей в случае их возникновения Комплекс систем выявления угрозы возникновения ЧС, а также выявления таких ситуаций и оповещения рабочего персонала и населения, которое проживает или находится в прогнозированных зонах поражения опасными факторами потенциально опасных объектов (далее – ПОО), состоит из таких составляющих частей:- система раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС;- система выявления ЧС;- система оповещения руководящего состава и работающего персонала ПОО об угрозе или возникновении НС;- система оповещения ответственных должностных лиц территориальных органов МЧС ЛНР, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;- пульты централизованного мониторинга;- пульты централизованного наблюдения;- система оповещения населения, которое проживает или находится в прогнозированных зонах поражения опасными факторами ПОО. Система раннего выявления угрозы возникновения ЧС и система выявления ЧС состоят из различных технологических датчиков, сигнализаторов и т.п., которые контролируют опасные параметры оборудования и окружающей среды, и приёмно-контрольных устройств. Технологические датчики и сигнализаторы указанных систем устанавливаются и используются отдельно от аналогичных датчиков промышленной автоматики.

Система оповещения работающего персонала об угрозе возникновения ЧС или их возникновения состоит из устройств, которые подают специальные звуковые сигналы, речевые средства оповещения и световые показатели, базовой аппаратуры автоматического включения оповещения и систем связи.

Подразделение объекта, который выполняет техническое обслуживание систем выявления ЧС и оповещения, должен иметь оперативный персонал и технические средства для реагирования на срабатывания этих систем. Оперативная служба должна иметь:o дежурный ремонтный персонал;o комплект инструментов и запасных частей для оперативного
устранения незначительных неисправностей;o оперативный транспорт;o средства оперативной связи.

Система централизованного мониторинга - комплекс технических средств, размещенный на объекте, который имеет соответствующую лицензию, предназначен для приёма, обработки и выдачи в заданном виде сообщений о состоянии систем выявления угрозы ЧС, регистрации этих сообщений и передачи в автоматическом режиме на пульт централизованного наблюдения сигналов о ЧС.

Для обеспечения срочного надзора за оперативной обстановкой в случае возникновения на объекте ЧС (аварии) подразделение, которое ведёт мониторинг состояния систем на пульте централизованного мониторинга, должна иметь передвижные технические средства для выявления опасных факторов и обеспечить возможность включить их в работу с передачей сигналов на пульт в срок не более чем 120 мин.Резерв технических средств для выявления опасных факторов создаётся за счёт ПОО.

Для работы систем, размещённых на ПОО должны быть предусмотрены следующие режимы функционирования:

- режим повседневной деятельности;

- режим повышенной готовности;

- аварийный режим.

 

В режиме повседневной деятельности объём и периодичность мониторинга должны быть такими, чтоб с достаточной достоверностью и оперативностью можно было зафиксировать тенденции об ухудшении экологического состояния задолго до того, как будут превышены те или другие нормативы.

Функционирование в режиме повышенной готовности должно осуществляться при ухудшении радиационного, химического, метеорологического, гидрогеологического или другого состояния, а также при получении прогноза о возможном возникновении аварии. При этом система должна автоматически переводиться в режим с повышенной частотой проведения измерений. В алгоритме функционирования должна быть предусмотрена оперативная передача информации в подразделения городского/районного, территориального уровней и информационно-аналитическую систему.

При возникновении аварий или аварийных ситуаций на подконтрольных объектах и территориях во время ликвидации последствий ЧС велика вероятность отключения в сетях централизованного электропитания, повреждения кабельных систем передачи информации и т.п., поэтому дополнительно к требованиям функционирования необходимо обеспечить:

- функционирования системы полностью в автономном режиме;

- стойкость отдельных элементов системы к аномальным внешним влияниям.

 

 Приложение 2


ЛЕКЦИЯ 11.

Тема: Организация сбора информации и обмен ею в сфере гражданской защиты, обеспечение своевременного оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС.

План:

Введение.

Основная часть:

1. Организация сбора информации и обмен ею в сфере гражданской защиты.

2. Оповещение и информирование субъектов обеспечения ГЗ об угрозе и возникновении ЧС.

2.1. Общие положения об оповещении и информировании субъектов обеспечения ГЗ. Система оповещения ГЗ.

2.2. Основные задачи системы оповещения ГЗ.

2.3. Обязанности и ответственность должностных лиц в сфере функционирования системы оповещения ГЗ.

2.4. Организация оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС.

2.5. Информирование населения об угрозе и возникновении ЧС.

2.6. Структура системы оповещения ГЗ.

2.7. Размещение технических средств объектовой локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте.

3. Организация связи.

3.1. Общие положения об организации связи.

3.2. Организация связи при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Средства связи, их характеристика.

Заключительная часть.

Рекомендуемая литература:

1. Кодекс гражданской защиты Луганской Народной Республики (закон) от 24.06.2016 № 103-II.

2. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 07.02.2017 № 51/17 « Об утверждении положения о единой государственной системе гражданской защиты».

3. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 12.04.2016 № 178 «Об утверждении Положения об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты».

4. Приказ Министерства ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики от 01.04.2016 №82 «Положение о центре управления в кризисных ситуациях Министерства ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики»

Введение.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 268.