Кроме эмпиризма и рационализма направлениями философии Нового времени принято считать: французский материализм и философию просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия просвещения : Философия просвещения XVIII века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали свободомыслие и рационализм. Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции XVII века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

Французский материализм: XVIII века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности. Сформировался во Франции XVII – XVIII вв. Его представители Ламетр, Гольбах, Гельвеций.

Теория общественного договора

Общественный договор является теорией, объясняющей происхождение гражданского общества, государственности, права в результате соглашения между людьми.

Понятие общественного договора подразумевает под собой, что человечество частично откажется от суверенитета, передаст его в руки правительству либо иной власти для того, чтобы получать или поддерживать строй общества через призму господства права.

Томас Гоббс

 Томас Гоббс (1588-1649), английский философ, в своем известном труде «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» первым изложил теорию общественного договора в конкретной, наиболее четкой и рациональной, то есть основывающейся на аргументах разума, форме.

1) В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы.

2)  Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех».

3) Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком. В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем.

4) Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

5)  Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил.

6) Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

Джон Локк

Джон Локк (1632 – 1704) английский философ. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества.

1) В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства.

2) Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство.

3) Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность.

4) Следует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы.

5) Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом.

6) При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью.

7) Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) французский философ-просветитель. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка.

1) Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде.

2) Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех».

3) Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности.

4) Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду. Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением.

5) Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.