Космологическая школа: Пифагорейцы. Учение Пифагора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пифагор занимался исследованиями о природе, об устройстве вселенной, путем изучения количественных отношений между предметами, старался формулировать их цифрами. Та система философии, которая называется пифагорейской, была выработана, по всей вероятности, не им самим, а его учениками – пифагорейцами. Но основные её мысли принадлежат ему. Уже сам Пифагор находил таинственный смысл в числах и фигурах, говорил, что «число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его». «Вся Вселенная подчиняется закону чисел».

Согласно Пифагору – индивидуальность – это единица, если единицу разбить, то не будет целостности. Справедливость – это число в квадрате. Пифагор утверждал, что люди делятся на три группы: 1) те, кто пришли торговать; 2) те, кто пришли состязаться; 3) те, кто пришел созерцать (это философы, они самые счастливые).

Пифагор утверждал, что нельзя мистифицировать реальные вещи.

Учение Платона

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля (Имя при рождении Аристокл). Он проделал большую работу по систематизации всей предшествующей философии. Его взгляды глубоко продуманы, в целом они складываются в систему, в которую входят все четыре составные части философского знания того времени: онтология, гносеология, космология и этика.

· Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом.

· Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно.

· Это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями.

· Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия.

Платон говорит: «Мир по своей природе двойственен»:

· Видимый мир изменчивых предметов;

· Невидимый – царство идеальных сущностей.

«Мы думаем, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле миров два: один – высший и невидимый – мир идей, другой – низший и чувственно обозримый – мир вещей. Первый порождает второй…»

· В невидимом мире находится мир идей (эйдосов). Идея – это символ подлинного бытия, зримый лишь умом.

· Идея существует сама по себе – вечна и неизменна, не знает ни рождения ни гибели.

· Антиподом (противоположностью) мира идей является – небытие, где властвует материя – «хора», хаотическая первоматерия, способная принимать любые формы.

· Для объяснения чувственно-природного мира Платон ввел третье начало – Мировая душа.

Учение Аристотеля

В 367 г. до н.э. слушателем «Академии» Платона стал 17-летний Аристотель. Именно ему принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Детищем Аристотеля считается логика. Наука о мышлении и его законах, изложена в ряде его произведений объединенных под названием «Органон» («Орудие»). Главным его философским трудом была «Метафизика», в ней изложено основное содержание философского учения.

· Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, но не отождествляет бытие с идеями.

· Он критикует Платона за отделение идей от чувственного мира.

· Аристотель ставит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями.

· Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы.

· Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни (Вместо платоновской идеи, у Аристотеля форма).

Средневековая философия

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге, таким образом формируется – теоцентрическая парадигма мышления.

Особенности Средневековой философии:

· Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

· Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

· Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует.

· Знание считалось божественным откровением.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.