1-й этап Апологетика — (от греч. apologia – защита) – абсолютизация христианских догм. Утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям (Квинт Тертуллиан «Верю даже тому, что разуму представляется абсурдным»)
2-й этап Патристика — (от греч. «pater» — отец)установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств (это теологическое и социально-философское учение «отцов церкви» в которых истины Библии принимаются безусловно, на веру»).
Представитель: Аврелий Августин христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. Августин является вятым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».
Согласно его убеждениям цель истории осуществится не на Земле, а на Небе.
3-й этап Схоластика — (от греческого «школа») в системе монастырских школ зародилась специфическая система средневековой философско-теоретической мысли – схоластика. Была направлена на переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.
Представитель: Центральной фигурой периода расцвета схоластики принято считать Фому Аквинского – итальянский философ и теолог. Его философия – «томизм» –является идеологической доктриной католицизма.
Вывод: любой объект в средневековой философии объясняется по отношению к Богу. Божественная реальность – единственная подлинная реальность.
Философия эпохи Возрождения
Примерно с XIV века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая продлилась до XVII в. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.
Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения
· Феодальные отношения изжили себя к XIV веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
· К XIV веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
· XIV - XIV века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.
Периодизация философии эпохи Возрождения
1) Гуманистический этап — середина XIV века – 1-я половина XV века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
2) Неоплатонический этап – 2-я половина XV века – 1-я половина XVI века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
3) Натурфилософский этап – 2-я половина XVI века – 1-я половина XVII века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.
В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.
Представители эпохи Возрождения
Гуманистический этап
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.