Тема 2: «История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция по Философии

Тема 2: «История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли»

План:

1. Философия Древнего Востока

2. Античная философия

     3.Эмпирические школы в древнегреческой философии

     4. Средневековая философия

     5. Философия эпохи Возрождения

     6. Философия Нового времени

     7. Западная философия XIX –ХХ вв.

Интернет-ресурсы для самоподготовки:

1. Что такое древневосточная и античная философия https://www.youtube.com/watch?v=ZEmbTWrv0N4

2. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель https://www.youtube.com/watch?v=gX2tt5Hq9y8

3. Апории Зенона https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=1bc9DplRpGA

4. Что такое философия эпохи Средневековья и Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=Y0incXeQtEQ

5. Философия эпохи Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=8B_GZk9lRY0

 

 

Введение

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической парадигмы. Эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерным для них ориентациями на воспроизводство существующего уклада жизни, кастово-классовой иерархии и закрепление индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывается философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания.

Философия Древнего Востока

Древняя Индия

Философская мысль Древней Индии зафиксирована в «Ведах» и «Упанишадах».

Веды : это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии (философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности). Когда осмысливается один предмет философии – природа (но, слова «философия» еще не, на этом этапе происходит сбор эмпирических (опытных) данных).   

Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда. Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур- и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.

Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами. Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами. Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире. Араньяка — раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.

Упанишады: (буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником).

Онтология в Упанишадах: в основе мира разные начала в одном случае – это пища, а в другом случае – это некое бестелесное начало – атман.

Гносеология в Упанишадах: выделяется 2 вида познания.

1. На основе ощущений и наблюдений – это низшее познание.

2. На основе мистических интуиций. Основная идея – отвлеченность от внешней действительности и сосредоточенность на внутреннем созерцании (самосозерцании) – это высшее познание.

(Йога – духовное влияние на соматическое состояние. Мысль – влияет на соматику).

Древний Китай

В древнекитайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основной тезис которого «все сущее подчиняется законом неба».

Лао-Цзы: автор трактата «Дао-дэ-цзин». Считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение», «говорить», «выражать», «учить» и т.п.

В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. Дао безвкусно, пресно, проникает везде и повсюду. Оно подобно воде, которая внешне кажется мягкой, но обладает огромной разрушительной и созидающей силой.

Когда бегущая вода встречает на своем пути преграду, она останавливается, увеличивает свой объем и силу и потом переливается через нее. Следуйте примеру воды: остановитесь и увеличьте свою силу до тех пор, пока препятствие не перестанет мешать вам на вашем пути.

Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию («Дао-дэ-цзин», §42).

Конфуций: древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности).

Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества. Интересным является в конфуцианстве отношение к Благородному мужу (правителю) и управлению государством. Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не совершающий ошибок. Понятие "благородного мужа" имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает человеку возможность для саморазвития.

Античная философия

Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI в. до н.э. – VI в. н.э.

Основными факторами, которые способствовали развитию древнегреческой философии были:

· переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;

· увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;

· развитие научного знания, торговли и ремесел;

· превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

Периодизация древнегреческой философии

1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.

2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.

3.  Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Милетская школа философии

Традиционно принято считать, что древнегреческая философия начинается с Милетской школы философии, которая зародилась в городе Милете (современная Турция) в VI в. до н.э. Такие науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология зародились благодаря милетцам. Учение милетской школы представляет собой философию, которая слывет в узких кругах как натурфилософия, то есть, философия естества, философия природы. Ее основателем принято считать Фалеса Милетского, а его приемниками и учениками – Анаксимандра и Анаксимена.

Фалес Милетский (ок. 625 — 547 до н. э.) древнегреческий философ и математик, был купцом, большую часть своей жизни провел в путешествиях и являлся выдающимся ученым и мудрецом. В 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом.

Фалес произвел переворот в античном мировоззрении, начав поиск субстанции – первоосновы всего сущего. Он обобщил многообразие существующих взглядов и предположил, что все сущее состоит из влаги. Он, сделал попытку найти основу всего сущего без посредничества мифа. Фалес полагал:

· что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается.

· Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

· Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом.

· Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.), древнегреческий философ. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 год до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

· В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном» (от греч — «Беспредельное»). Апейрон – это нечто сверхразумное не имеющее границ.

· Самый важный аспект философии Анаксимандра Милетскоговечность апейрона и смертность мира. Все, что возникает из апейрона должно туда вернуться. Мир, который возвращается в апейрон исчезает, и на его место возникает новый мир. То есть, с исторической точки зрения, — это циклическая модель истории, столь популярная в Индуизме.

Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э.) древнегреческий философ. «Мир вдыхает в себя воздух».

· Первоначалом философ считал воздух, в отличии от непонятного апейрона его учителя. Анаксимен Милетский вводит идею разрежения и сгущения воздуха, через которые возникают все материи: вода, земля, камни и огонь.

· Воздух для Анаксимена — всеобъемлющее дыхание. По сути это пар, близкий к пустоте, или, если хотите, к первичному хаосу, «учение» о котором можно найти в любой мифологии.

· В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Гераклит (544—483 гг. до н. э.) древнегреческий философ. Примыкает к Милетской школе. Гераклит утверждал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат слова: «Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку, нельзя войти дважды», т.е. нет ничего устойчивого.

· Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира.

· Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.

· Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей.

· Мир – не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим.

Элейская школа философии

Элейская школа – философская школа Древней Греции существовала в VI-V веках до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии), в честь которого и получила свое название.

Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания, этим они отличались от милетской школы, Гераклита, Пифагора и пифагорейцев.

Их интересовало само бытие. Кстати, понятие «бытие» в философский обиход ввели именно элейцы. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию. Огромным плюсом в истории развития элейской школы стал тот факт, что их учения стали фундаментальными в создании такого раздела философского знания как онтология.

Представители: яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Ксенофан, будучи учителем Парменида, явился своего рода предшественником учения элейцев, но к самой школе отношения не имел.

В основу идей философской школы элеатов легли мысли Ксенофана о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Также, как и милетцы, Ксенофан признавал мир материальным, но в отличие от них считал его неизменным. Движение он признавал только, как возникновение или упадок.

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.). Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.

· Парменид доказывал, ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь, нечто не может превратиться в ничто».

· Центральная идея Парменида, тезис о соотношении мышления и бытия. «Попробуйте мыслить ни о чем и вы убедитесь, что это невозможно».

· «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара».

Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»

Зенон (около 490 до н. э., — около 430 до н. э.) рассматривает проблему развития через движение (ученик Парменида, представитель Элейской школы философии, которая подвергала критике учение Гераклита). Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества

Апории Зенона:

1. Ахилес и черепаха.

2. Стрела.

3. Дехотомия.

Вывод: в целом элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими рассуждениями показали, что едва ли кто из их современников осмысливал, что такое движение.

Учение Сократа

Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью.

Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину.

Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы. Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности.

Идеи Сократа:

1. Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше

2. Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную (!Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами Протагором «Мера всех вещей – человек»)

3. Мораль связана со знанием

Учение Платона

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля (Имя при рождении Аристокл). Он проделал большую работу по систематизации всей предшествующей философии. Его взгляды глубоко продуманы, в целом они складываются в систему, в которую входят все четыре составные части философского знания того времени: онтология, гносеология, космология и этика.

· Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом.

· Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно.

· Это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями.

· Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия.

Платон говорит: «Мир по своей природе двойственен»:

· Видимый мир изменчивых предметов;

· Невидимый – царство идеальных сущностей.

«Мы думаем, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле миров два: один – высший и невидимый – мир идей, другой – низший и чувственно обозримый – мир вещей. Первый порождает второй…»

· В невидимом мире находится мир идей (эйдосов). Идея – это символ подлинного бытия, зримый лишь умом.

· Идея существует сама по себе – вечна и неизменна, не знает ни рождения ни гибели.

· Антиподом (противоположностью) мира идей является – небытие, где властвует материя – «хора», хаотическая первоматерия, способная принимать любые формы.

· Для объяснения чувственно-природного мира Платон ввел третье начало – Мировая душа.

Учение Аристотеля

В 367 г. до н.э. слушателем «Академии» Платона стал 17-летний Аристотель. Именно ему принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Детищем Аристотеля считается логика. Наука о мышлении и его законах, изложена в ряде его произведений объединенных под названием «Органон» («Орудие»). Главным его философским трудом была «Метафизика», в ней изложено основное содержание философского учения.

· Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, но не отождествляет бытие с идеями.

· Он критикует Платона за отделение идей от чувственного мира.

· Аристотель ставит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями.

· Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы.

· Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни (Вместо платоновской идеи, у Аристотеля форма).

Средневековая философия

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге, таким образом формируется – теоцентрическая парадигма мышления.

Особенности Средневековой философии:

· Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

· Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

· Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует.

· Знание считалось божественным откровением.

Философия эпохи Возрождения

Примерно с XIV века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая продлилась до XVII в. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Франческо Петрарка

Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов (небольшие музыкально-поэтические произведения). Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени. В своих сонетах призывал всех исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Пико делла Мирандола

Пико делла Мирандола (ит. Философ-гуманист) – автор трактата «О достоинстве человека». Рисует такую картину: «Бог создал мир, создал существа населяющие мир, но почувствовал, что ему не с кем разделить радость от созерцания этого творения, и, только потом создал человека, чтобы он мог, с одной стороны, созерцать, а с другой стороны соучаствовать в развитии этого творения.

Эразм Роттердамский

Э. Роттердамский (голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель). Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.

Неоплатонический этап

Николай Кузанский

Н. Кузанский (кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель). Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Кузанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».

Натурфилософский этап

Именно в эпоху Возрождения, и буквально, в ее конце, мы наконец-то более-менее адекватно начинаем представлять Вселенную. Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Николай Коперник

Николай Коперник – польский астроном, математик эпохи Возрождения, автор трактата «О вращении небесных сфер» (1543 г.) – данная работа положила начало 1-ой научной революции. В чем же заключалась революционность его трактата? Коперник подверг сомнению и критике существующую геоцентрическую модель Птолемея, согласно которая Земля – центр Вселенной, она неподвижна, вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в семи утверждениях:

· Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.

· Центр Земли – не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.

· Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.

· Расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.

· Суточное движение Солнца – воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.

· Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли.

· Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

 

Д. Бруно

Джордано Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ, поэт) Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма (философское учение, отождествляющее Бога и мир) и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик. «Сжечь — не значит опровергнуть!».

Г. Галилей.

Галилео Галилей (итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики). В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

Никколо Макиавелли

3 мая 1469 — 21 июня 1527

Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов; выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

· Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость — только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.

· В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

· Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

· Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

· Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Философия Нового времени

Период развития философии в странах западной Европы в XVII – XVIII вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники. Это повлияло на настроение в обществе. Так появилось новые направления в философии (Эта эпоха ставит вопрос не о том, как устроен мир, а о том, как мы можем знать, как устроен мир, какова природа знания. Т.е. – это вопрос методологии. Эта эпоха занялась поиском ответа о природе знаний.

Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии XVII века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм: это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия. Человеческий разум – является источником знания. Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

Томас Гоббс

 Томас Гоббс (1588-1649), английский философ, в своем известном труде «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» первым изложил теорию общественного договора в конкретной, наиболее четкой и рациональной, то есть основывающейся на аргументах разума, форме.

1) В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы.

2)  Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех».

3) Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком. В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем.

4) Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

5)  Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил.

6) Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

Джон Локк

Джон Локк (1632 – 1704) английский философ. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества.

1) В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства.

2) Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство.

3) Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность.

4) Следует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы.

5) Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом.

6) При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью.

7) Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) французский философ-просветитель. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка.

1) Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде.

2) Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех».

3) Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности.

4) Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду. Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением.

5) Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Лекция по Философии

Тема 2: «История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли»

План:

1. Философия Древнего Востока

2. Античная философия

     3.Эмпирические школы в древнегреческой философии

     4. Средневековая философия

     5. Философия эпохи Возрождения

     6. Философия Нового времени

     7. Западная философия XIX –ХХ вв.

Интернет-ресурсы для самоподготовки:

1. Что такое древневосточная и античная философия https://www.youtube.com/watch?v=ZEmbTWrv0N4

2. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель https://www.youtube.com/watch?v=gX2tt5Hq9y8

3. Апории Зенона https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=1bc9DplRpGA

4. Что такое философия эпохи Средневековья и Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=Y0incXeQtEQ

5. Философия эпохи Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=8B_GZk9lRY0

 

 

Введение

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической парадигмы. Эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерным для них ориентациями на воспроизводство существующего уклада жизни, кастово-классовой иерархии и закрепление индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывается философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания.

Философия Древнего Востока

Древняя Индия

Философская мысль Древней Индии зафиксирована в «Ведах» и «Упанишадах».

Веды : это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии (философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности). Когда осмысливается один предмет философии – природа (но, слова «философия» еще не, на этом этапе происходит сбор эмпирических (опытных) данных).   

Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда. Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур- и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.

Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами. Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами. Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире. Араньяка — раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.

Упанишады: (буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником).

Онтология в Упанишадах: в основе мира разные начала в одном случае – это пища, а в другом случае – это некое бестелесное начало – атман.

Гносеология в Упанишадах: выделяется 2 вида познания.

1. На основе ощущений и наблюдений – это низшее познание.

2. На основе мистических интуиций. Основная идея – отвлеченность от внешней действительности и сосредоточенность на внутреннем созерцании (самосозерцании) – это высшее познание.

(Йога – духовное влияние на соматическое состояние. Мысль – влияет на соматику).

Древний Китай

В древнекитайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основной тезис которого «все сущее подчиняется законом неба».

Лао-Цзы: автор трактата «Дао-дэ-цзин». Считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение», «говорить», «выражать», «учить» и т.п.

В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. Дао безвкусно, пресно, проникает везде и повсюду. Оно подобно воде, которая внешне кажется мягкой, но обладает огромной разрушительной и созидающей силой.

Когда бегущая вода встречает на своем пути преграду, она останавливается, увеличивает свой объем и силу и потом переливается через нее. Следуйте примеру воды: остановитесь и увеличьте свою силу до тех пор, пока препятствие не перестанет мешать вам на вашем пути.

Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию («Дао-дэ-цзин», §42).

Конфуций: древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности).

Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества. Интересным является в конфуцианстве отношение к Благородному мужу (правителю) и управлению государством. Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не совершающий ошибок. Понятие "благородного мужа" имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает человеку возможность для саморазвития.

Античная философия

Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI в. до н.э. – VI в. н.э.

Основными факторами, которые способствовали развитию древнегреческой философии были:

· переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;

· увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;

· развитие научного знания, торговли и ремесел;

· превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

Периодизация древнегреческой философии

1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.

2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.

3.  Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Милетская школа философии

Традиционно принято считать, что древнегреческая философия начинается с Милетской школы философии, которая зародилась в городе Милете (современная Турция) в VI в. до н.э. Такие науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология зародились благодаря милетцам. Учение милетской школы представляет собой философию, которая слывет в узких кругах как натурфилософия, то есть, философия естества, философия природы. Ее основателем принято считать Фалеса Милетского, а его приемниками и учениками – Анаксимандра и Анаксимена.

Фалес Милетский (ок. 625 — 547 до н. э.) древнегреческий философ и математик, был купцом, большую часть своей жизни провел в путешествиях и являлся выдающимся ученым и мудрецом. В 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом.

Фалес произвел переворот в античном мировоззрении, начав поиск субстанции – первоосновы всего сущего. Он обобщил многообразие существующих взглядов и предположил, что все сущее состоит из влаги. Он, сделал попытку найти основу всего сущего без посредничества мифа. Фалес полагал:

· что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается.

· Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

· Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом.

· Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.), древнегреческий философ. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 год до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

· В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном» (от греч — «Беспредельное»). Апейрон – это нечто сверхразумное не имеющее границ.

· Самый важный аспект философии Анаксимандра Милетскоговечность апейрона и смертность мира. Все, что возникает из апейрона должно туда вернуться. Мир, который возвращается в апейрон исчезает, и на его место возникает новый мир. То есть, с исторической точки зрения, — это циклическая модель истории, столь популярная в Индуизме.

Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э.) древнегреческий философ. «Мир вдыхает в себя воздух».

· Первоначалом философ считал воздух, в отличии от непонятного апейрона его учителя. Анаксимен Милетский вводит идею разрежения и сгущения воздуха, через которые возникают все материи: вода, земля, камни и огонь.

· Воздух для Анаксимена — всеобъемлющее дыхание. По сути это пар, близкий к пустоте, или, если хотите, к первичному хаосу, «учение» о котором можно найти в любой мифологии.

· В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Гераклит (544—483 гг. до н. э.) древнегреческий философ. Примыкает к Милетской школе. Гераклит утверждал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат слова: «Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку, нельзя войти дважды», т.е. нет ничего устойчивого.

· Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира.

· Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.

· Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей.

· Мир – не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим.

Элейская школа философии

Элейская школа – философская школа Древней Греции существовала в VI-V веках до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии), в честь которого и получила свое название.

Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания, этим они отличались от милетской школы, Гераклита, Пифагора и пифагорейцев.

Их интересовало само бытие. Кстати, понятие «бытие» в философский обиход ввели именно элейцы. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию. Огромным плюсом в истории развития элейской школы стал тот факт, что их учения стали фундаментальными в создании такого раздела философского знания как онтология.

Представители: яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Ксенофан, будучи учителем Парменида, явился своего рода предшественником учения элейцев, но к самой школе отношения не имел.

В основу идей философской школы элеатов легли мысли Ксенофана о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Также, как и милетцы, Ксенофан признавал мир материальным, но в отличие от них считал его неизменным. Движение он признавал только, как возникновение или упадок.

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.). Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.

· Парменид доказывал, ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь, нечто не может превратиться в ничто».

· Центральная идея Парменида, тезис о соотношении мышления и бытия. «Попробуйте мыслить ни о чем и вы убедитесь, что это невозможно».

· «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара».

Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»

Зенон (около 490 до н. э., — около 430 до н. э.) рассматривает проблему развития через движение (ученик Парменида, представитель Элейской школы философии, которая подвергала критике учение Гераклита). Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества

Апории Зенона:

1. Ахилес и черепаха.

2. Стрела.

3. Дехотомия.

Вывод: в целом элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими рассуждениями показали, что едва ли кто из их современников осмысливал, что такое движение.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.