*?*
Ширина луча РЛСО по уровню 0,5 по азимутальной и угломестной *?*
Лекция 5. 13.04.19
*?*
Технический облик:
1. Количество ступеней;
2. Тип аэродинамической схемы;
3. Тип боевой части;
4. Силовая установка;
5. Использование газодинамического управления для создания управляющих сил и моментов;
6. Тип головки самонаведения;
7. Система управления:
a. Контур самолет-ракета;
b. Ракета-ракета;
c. Автономный контур;
d. Внешний контур управления системы самолет-ракета.
Формирование рационального облика ракеты на проектном уровне:
1. Выбор внешнего облика;
2. Оценка стартовой массы;
3. Формирование компоновочной схемы;
4. Баллистическое проектирование;
5. Оценки экономических характеристик.
Формирование облика на проектном уровне производится с использованием критериев:
1. Минимизация стартовой массы ракеты / максимизация полезной нагрузки. При заданных массо-габаритных ограничениях и вероятности поражения цели w>=w_заданное;
2. Минимизация затрат на поражение цели, при условии выполнения массо-габаритных ограничений и w>=w_зад.;
Блок схема алгоритма задачи формирования облика на проектном уровне имеет следующий вид:
*рис 5*
1. ТТТ модель ПВО;
2. Признаки и параметры внешнего облика ракеты;
a. Аэродинамическая компоновка;
b. Геометрические формы элементов ракеты;
c. Геометрические параметры элементов ракеты;
d. Тип компоновки и параметры воздухозаборника;
3. Оценка аэродинамических характеристик ракеты;
4. Оценка баллистических характеристик;
5. Оценка системы управления (формирование состава бортовой системы ракеты и определение характеристик точности);
6. Оценка поражающего действия боевой части;
7. Весовой баланс;
8. Экономические характеристики;
9. Оценка эффективной поверхности рассеивания;
10. Вероятность поражения цели одной ракетой с учетом противодействия ПВО;
11. Расчет потери управляемых ракет;
12. Потребный наряд управляемых ракет для обеспечения условия w>=w_зад;
13. Расчет боевого наряда носителей и управляемых ракет;
14. Расчет затрат на поражение цели с вероятностью w не менее заданной;
15. Критерий *?* при условии w>=w_зад;
16. Выход или возврат на следующую итерацию.
Критерий при формировании на проектном уровне – *?* с вероятностью не ниже заданной.
Аэродинамическая компоновка формируется в несколько этапов, первыми из которых является выбор геометрических параметров. В качестве частных критериев при выборе геометрических форм и размеров могут быть следующие:
1. Минимум относительного запаса топлива;
2. Минимум стартовой массы;
3. Минимум стоимости ракеты;
4. Минимум стоимости одного пуска;
5. вес доставляемой к цели боевой части;
6. минимум показателей радио и тепловой заметности;
7. максимум эффективности одной ракеты при ограничениях на массогабаритные характеристики;
8. минимум потерь ракет от средств ПВО на поражение целей с вероятностью не ниже заданной;
9. минимум потерь самолетов носителей при поражении целей с вероятностью не ниже заданной.
Окончательное решение по выбору геометрических параметров принимает с учетом требований по устойчивости и маневренности на всех режимах полета. Стартовую массу в первом приближении можно оценить в следующем соотношении:
*?*.
Где
*?* - масса полезной нагрузки;
*?* - относительная стартовая масса;
*?*
*таблица*
Оценка стартовой массы ракеты во втором приближении может быть произведена на базе статистического материла по относительным массам отдельных элементов ракеты:
корпуса
*?*
Крыла
*?*
Оперения
*?*
Рулевых приводов
*?*
Топлива
*?*
Двигателей
*?*
Общее выражение стартовой массы ракеты например, с двигателем твердого топлива имеет следующий вид:
Под выбором компоновки понимаю выбор взаимного расположения частей ракеты, размещение двигательной установки боевой части, бортового оборудования. После выбора аэродинамической компоновки выполняется баллистическое проектирования, целью которого является определение высотно-скоростного профиля траекторий, программы работы двигателя и относительная масса топлива, удовлетворяющих заданным граничным условиям полета.
Граничные условия состоят из начальных *?* и конечных условий.
Задача баллистического проектирования решается методом итераций. При ее решении используется математическая модель включающая следующие модули:
1. массо-геометрический;
2. модуль расчета аэродинамических характеристик;
3. газодинамических и *?* двигательной установки.
4. Движение ракеты, как материальной точки в вертикальной плоскости;
5. Дальность полета ракеты;
6. Модель движения цели;
7. Минимальная и максимальная высоты полета;
8. Минимальная и максимальная скорости полета;
9. Уравнение кинетических связей для принятого метода наведения;
10. Располагаемая поперечная и продольная перегрузки.
Приступая к баллистическому проектированию необходимо выбрать расчетный случай, которому соответствует наиболее трудные в энергетическом соотношении условия полета требующие наибольшего значения *?*. если такой расчетный случай неочевиден, то баллистическое проектирование выполняется для нескольких вариантов расчетных траекторий и принимается вариант требующий наибольшего значения *?*. последовательность решения задачи баллистического проектирования следующая:
1. Выполняется баллистический расчет численным интегрирование уравнения движения опорного варианта ракеты для расчетного случая с учетом заданных ограничений и граничных условий. Для опорного варианта должны быть заданы:
a. Стартовая масса;
b. Опорная нагрузка на крыло;
c. Относительный запас топлива;
d. Время работы двигательной установки;
e. Тяговооруженность;
f. Удельный импульс тяги.
2. *?*
За счет опорного варианта *?*, если при баллистическом расчете ограничение выполняется для всех расчетных случаев, то баллистическое проектирование завершается. Далее выполняется формирование структурного облика ОСУ и ее характеристик.
Состав блока системы управления ракетой в общем случае содержит 4 контура. *?*
Формирование структурного облика БАСУ проводится с учетом решаемых ею задач:
1. Стабилизация углового положения;
2. Управления углами ориентации;
3. Управление координатами, скоростями и ускорениями;
4. Навигация;
5. Коррекция параметров движения на маршруте полета;
6. Обнаружение, селекция и наведение ракеты на цель;
7. Высокоточного конечного наведения;
8. Информационного взаимодействия с системами подготовки пуска внешнего целеуказания и другими ракетами строя.
Базовый состав БСУ включает:
1. БЦВМ;
2. Навигационная система:
a. БИНС на основе лазерных гироскопов;
b. ССМ (система спутниковой навигации);
c. БВ (баровыстотомер);
d. РВ (радиовысотомер).
3. Система наведения:
a. РГСН (пассивный канал + активный канал см диапазона);
b. Система конечного наведения (СКН / доводочный канал мм диапазона).
4. Система автоматического управления;
5. Система обмена информацией и ракетами строя;
При наличии данной комплектации в БАСУ возможен пуск ракет залпом, при этом лидирующая ракета залпа запускается по внешнему целеуказанию в район цели. С помощью БОСУ этой ракеты производится доразведка цели с последующей передачи уточненной информации на остальные ракеты залпа. В блоке БАСУ выполняется так же формирование оптимальных по критерию минимум потерь самолетов носителей или ракет, траекторных характеристик *?* при доставке боевой части к цели.
В блоке оценки характеристик БАСУ содержат блок расчета точности попадания ракеты в цель, определение углов захвата целей головкой самонаведения, определение дальности захвата цели каналами ГСН, определение углов слежения за целью на траектории полета ракеты, расчет поперечной и продольной перегрузок, управление измененеием поперечной перегрузки, продольной перегрузки, реализуемые траекторные характеристики.
Далее проводится оценка поражающего действия боевой части. Основной критерий при оценке поражающего действия – минимум полигонного наряда ракет, необходимый для выполнения заданной расчетной боевой задачи в заданных условиях, частный критерий – минимум массы боевой части, при условии, что вероятность поражения цели по заданному типу будет не менее заданной величины. Исходные данные для оценки поражающего действия БЧ - вес, состав, тип взрывателя, состав поражающих элементов, характеристика поражающего действия, характеристики зоны поражения боевой части, вес ракеты при встрече с целью, точность попадания, углы подхода к цели, скорость встречи с целью.
БЧ ракеты модульного типа при действии по наземным целям – фугасно-проикающего действия, *?*.
*?*?*?*
*?* между выше перечисленными блоками и итерационные циклы для параметрически задаваемых долей веса ракеты, выделяемых для БЧ и бортовой системы управления.
Рациональными вариантами основных элементов ракеты для исследований на системном уровне является следующее:
1. Масса бортовой системы управления в кг;
2. Точность наведения с вероятностью отклонения
*?*?*?*
Обоснование рациональной комплектации и типажа управляемой ракеты производится по минимальной стоимости решения всего объема задач, при условии, что эффективность выполнения каждой из них будет не меньше каждой из них. В типовой операции, задаются требования к количеству объекту противника, являющимися целями и требуемая вероятность их поражения.
*таб*
Для проведения сравнительной оценки эффективности различных вариантов комплектации ракеты по полным затратам необходимы следующие исходные данные:
1. *?* - стоимость разработки каждого варианта комплектации;
2. *?* - себестоимость производства одного изделия;
3. *?* - себестоимость годовой эксплуатации одного изделия;
4. *?* - срок службы в годах образца комплектации;
5. *?* - продолжительность в годах нахождения рассматриваемого варианта на оснащение войск;
6. *?* - расход ракет I,j комплектации для поражения целей в k расчетной боевой задаче *?*.
Полная стоимость *?* .
На системном уровне задача обоснования рационального типажа управляемых ракет заключается в определении оптимального по принятому критерию качественного *?*?*?*.
Форма задания множества расчета боевых задач зависит от типа объекта для действия которой управляемой ракеты предназначенно. Все основные боевые задачи ударной авиации можно свести к задаче поражения различного типа наземных надводных целе противника. *?*?*?*.
По результатам имитационного моделировании операции выполнения расчетной боевой задачи i го типа определены потребные боевые наряды управляемых ракет разрабатываемого типа Р *?*.
*?*?*?*
Необходимо определить рациональный состав парка управляемых ракет включающих разрабатываемую ракету r-го типа и управляемые ракеты существующего типа, *?* заданных объемов боевых задач при минимальных суммарных затратах на разработку, серийное производство и эксплуатацию входящих в парк управляемых ракет.
Рассмотрим формализацию задачи. Требуется определить вектор *?*, 1 если расчетная боевая задача i-го типа выполняется управляемой ракетой r-го типа и 0 если расчетная БЗ i-о типа выполняется управляемой ракетой j-го типа, j!=r.
*?* доставляющие минимум функций *?*
*?*?*?*
Временные показатели, оценивающие продолжительность выполнения работ по реализации этого согласования. Временные показатели обычно переводят в разряд ограничений. В качестве элементов согласования используются:
*?*
*?*
Боевой потенциал — это математическое ожидание ущерба нанесенного противнику к матожиданию собственных потерь.
С1 – полная стоимость *?*
С_раф – полная стоимость расчетного авиационного формирования;
БП1 – боевой потенциал АК с разрабатываемой УР;
БР_раф – боевой потенциал расчетного авиационного формирования.
Дополнительными условиями согласования облика АК и УР являются следующие:
*?*
*?*
БП_1г – минимально допустимый (граничный) боевой потенциал;
«дзита»_i – относительный понендицал боевого комплекса;
m – количество подсистем АК.
Задача согласования – найти такие значения ТТХ АУР и ее подсистем и взаимодействующих с ней подсистем АК из области возможных решений определяемых условием 2 и уравнением 3, которые бы обеспечивали максимум показателей k_1, k_2.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.