ПЛАН
1.Анализ программных задач.
2.Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).
2. Учить различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.
3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).
4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).
5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).
6. Учить определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П).
7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).
8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.
Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я (задача 1)
Предварительная работа В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.
Методика обучения В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.
Последовательность формирования знаний:
1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):
— Покажи, где голова.
— На что надел ботинки?
— Помоем спинку...
2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)
— Впереди — лицо, грудь, живот.
— Сзади — спина.
—Вверху — голова.
—Внизу — ноги.
—Руки — по бокам.
3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):
— В какой руке держишь ложку?
— В какую руку взял хлеб?
В какой руке держишь карандаш?
Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):
- Левая нога там, где левая рука.
- Правая нога с той стороны, где правая рука.
Дидактические игры«Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание)); «Кто правильно скажет и покажет» и др.
Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я -> (задача 2)
Предварительная работа
Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.
Методика обучения
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».
- Раскладывай круги правой рукой слева направо.
- Подними левую руку вверх?
- Взмахни флажком вправо, влево.
- Посмотри вниз, вверх.
- Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»;
«Где звенит колокольчик?» и др.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3)
Предварительная работа
В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и наречия.
Методика обучения
В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:
- Стол стоит справа от меня.
- Стул стоит передо мной.
- Сзади меня окно.
Усложнения
Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показывает рукой, потом только смотрит на него.
Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.
Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.
Дидактические игры
«Что изменилось?»: Выбирается водящий ребенок. Относительно него размещаются другие дети (один — впереди, другой — позади, третий — справа, четвертый — слева). Водящий говорит, кто, где стоит относительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и говорит, что изменилось, кто, где стоял раньше и стоит теперь (развитие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушками вокруг ребенка.
Замечание: чтобы другие дети смогли определить правильность высказываний водящего, необходимо его поставить спиной к группе. При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инструкцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя».
«Добавь слово»: Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:
- Стол стоит... (Впереди нас.)
- Полка висит... (Сзади нас.)
- Слева от вас... (Окно.)
- Справа от вас... (Цветок.)
Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.
«Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 278.