Лекция № 8 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка в пространстве».
2. Значение развития пространственных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства.
4. Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»: В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
Значение развития пространственных представлений у дошкольников
ü Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
ü Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
ü Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
ü Развивается логика, мышление, воображение.
ü Формируются навыки ориентировки на улице.
ü Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
ü Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.
ü Развивает кругозор и др.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1.Анализ программных задач.
2.Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).
2. Учить различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.
3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).
4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).
5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).
6. Учить определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П).
7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).
8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.
Предварительная работа
Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.
Методика обучения
Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».
- Раскладывай круги правой рукой слева направо.
- Подними левую руку вверх?
- Взмахни флажком вправо, влево.
- Посмотри вниз, вверх.
- Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»;
«Где звенит колокольчик?» и др.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3)
Предварительная работа
В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и наречия.
Методика обучения
В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:
- Стол стоит справа от меня.
- Стул стоит передо мной.
- Сзади меня окно.
Усложнения
Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показывает рукой, потом только смотрит на него.
Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.
Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.
Дидактические игры
«Что изменилось?»: Выбирается водящий ребенок. Относительно него размещаются другие дети (один — впереди, другой — позади, третий — справа, четвертый — слева). Водящий говорит, кто, где стоит относительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и говорит, что изменилось, кто, где стоял раньше и стоит теперь (развитие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушками вокруг ребенка.
Замечание: чтобы другие дети смогли определить правильность высказываний водящего, необходимо его поставить спиной к группе. При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инструкцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя».
«Добавь слово»: Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:
- Стол стоит... (Впереди нас.)
- Полка висит... (Сзади нас.)
- Слева от вас... (Окно.)
- Справа от вас... (Цветок.)
Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.
«Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
Дидактические игры
«Где я?», «Ну-ка повернись!»; «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под столом»)) и др.
Замечание: игру «Мишка и пчелы» проводить не стоит, так как медведи не бегают за пчелами, а спасаются от пчел. Некоторые дети после этой игры во время летних прогулок пытаются ловить пчел, что опасно.
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;
«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изменившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель показывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);
«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др.
В заданном направлении
(задача 7)
Предварительная работа Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении:
- Повернись направо, налево.
- Сделай два шага назад, вперед.
Методика обучения
Со средней группы на занятиях по математике у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении:
- Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни
направо. Там ты найдешь секрет.
- Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три ша направо, один назад и повернуться налево.
Дидактические игры
«Правильно пойдешь — клад найдешь», «Прятки», «Жмурки»
Усложнения:
- сначала задания даются по частям, по мере выполнения;
- затем можно дать всю инструкцию целиком;
- постепенно увеличивается площадь для игры;
- увеличивается темп;
- можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами;
«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др.
Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД) Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:
· По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.
· Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.
· Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.
· Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.
В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.
Дидактические игры
«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.
Предварительная работа
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
- Разложи на карточке квадраты.
- Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
- На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Фрагмент 2:
- Найдите на странице левый верхний угол.
- Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз
и поставьте точку.
- Отсюда мы будем рисовать узор.
Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
Лекция № 8 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка в пространстве».
2. Значение развития пространственных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства.
4. Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве»: В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 353.