1. Какова доля организации на рынке?
2. Каков процент загрузки мощностей организации?
3. Какова динамика размера прибыли?
4. Растут ли продажи продукции организации быстрее, чем рынок в целом?
5. Какова динамика кредитов организации?
6. Как можно охарактеризовать имидж организации в глазах потребителей?
7. Является ли организация лидером в технологии (инновациях, качестве)?
8. Каковы последние стратегические действия организации?
9. Каковы размеры и различия географических рынков продукции?
10. В чем проявляется деловая активность организации?
11. Насколько позитивно реагирует организация на запросы общества и приоритеты?
12. Вступает ли организация в конфликт с регулирующими нормами?
13. Как организация поддерживает баланс между интересами работников (собственников) и общества в целом?
14. К чему стремится руководство организации?
15. Какова бизнес-философия организации?
16. Как относится к риску руководство организации?
17. Каковы этические воззрения менеджеров организации?
18. Перечислите традиции организации, легенды и мифы?
19. Каковы отношения между работниками организации?
20. Готова ли организация извлечь выгоду из благоприятной ситуации?
21. Насколько сильно положение организации в наиболее перспективных областях?
22. Способна ли организация противостоять угрозе поглощения?
23. Приемлема ли сегодняшняя стратегия организации для данной отрасли, если учесть влияние движущих сил?
24. Насколько действующая стратегия организации соответствует ключевым факторам успеха отрасли в будущем?
25. Хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предлагает существующая стратегия (особенно против тех, влияние которых может усилиться)?
26. В каких ситуациях сегодняшняя стратегия не может соответствующим образом защитить организацию от внешних угроз и внутренних слабостей?
27. Каковы сильные и слабые стороны сегодняшней стратегии?
Конкурентная позиция
1. Насколько вертикально интегрирована организация: влияние на поставщиков сырья и материалов, а также дилеров продукции организации?
2. Насколько широк ассортимент выпускаемой продукции?
3. Какие каналы распределения использует организация?
4. Каков набор сервисных услуг?
5. Как географически размещена деятельность организации?
6. Как соотносятся уровень цен и качество продукции по сравнению с конкурентами?
7. Как можно оценить прочность конкурентной позиции организации?
8. Каковы перспективы изменения конкурентной позиции организации?
9. Какое место занимает организация среди конкурентов?
10. Есть ли у организации конкурентные преимущества и в чем они выражаются?
11. Способна ли организация защищать свою конкурентную позицию от товаров-заменителей, конкурентов существующих (и появляющихся вновь), напора потребителей и поставщиков?
12. Понятны ли организации действия конкурентов?
13. Насколько гибки действия конкурентов, их положение на рынке?
14. Насколько необходимо конкурентам закреплять свое финансовое положение?
15. Ведет ли организация разведывательную деятельность в части наблюдения за конкурентами?
16. Растет ли количество потребителей на рынке или сокращается?
17. Насколько дифференцированы товары на рынке?
18. Как изменились в последнее время затраты и производительность?
19. Может ли наступление одного или нескольких конкурентов повредить организации (где и как)?
20. Имеет ли организация конкурентное преимущество или она должна работать, чтобы преодолеть конкурентные недостатки?
21. Необходимы ли дополнительные действия, чтобы снизить издержки, извлечь выгоду из существующих возможностей, усилить конкурентное положение организации?
22. Есть ли ноу-хау во внутриорганизационном управлении?
23. Является ли силой организации процедуры продаж продукции?
24. Отсутствие чего необходимого и важного можно считать слабостью организации?
25. Что ставит организацию в неблагоприятные условия?
26. Есть ли у организации четкое направление развития, в чем оно заключается?
27. Имеется ли у организации устаревшее оборудование (сколько (%) примерно)?
28. Каковы три наиболее важные внутренние проблемы организации?
29. Есть ли у организации возможность обслуживать дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки?
30. Что мешает организации осваивать зарубежные рынки?
31. Имеются ли более дешевые технологии производства продукции организации?
32. Появились ли новые технологии, дающие новые возможности организации?
33. Могут ли конкуренты организации внедрить новые продукты?
34. Как изменились в последнее время требования потребителей и поставщиков?
35. Являются ли иностранные производители аналогичной продукции конкурентами организации?
36. Имеются ли новые правила ведения бизнеса, которые наносят организации больший ущерб, чем ее конкурентам?
37. Является ли безработица угрозой для организации?
Пять сил
(Воздействие большое, среднее, незначительное)
1. Насколько велико соперничество внутри отрасли?
2. Имеются ли товары-заменители?
3. Можно ли ожидать вхождения в отрасль новых конкурентов?
4. Велико ли влияние поставщиков на рынке?
5. Каковы возможности потребителей диктовать свои условия?
Анализ цепочек ценностей
1. Помогает ли организация снизить своим поставщикам себестоимость для последующего снижения закупочной цены на покупаемые у них материалы?
2. Имеет ли организация влияние, обеспечивающее ей контроль дилеров в части завышения оптовых цен?
3. Какова сбытовая сеть организации?
4. Имеются ли на рынке дешевые товары-заменители?
5. Можно ли перераспределить затраты между убыточной и высокорентабельной продукцией организации?
6. Можно ли сократить расходы организации и рационализировать операции?
7. Можно ли убрать из технологического процесса высокозатратные этапы, передав их на субподряд (дочерним организациям, временным творческим коллективам…).
8. Инвестируются ли средства в ресурсосбережение?
9. Занимаются ли в организации совершенствованием этапов технологических процессов, имеющих самые высокие издержки?
10. Можно ли, упростив дизайн продукции, снизить издержки?
Лидерство по издержкам
1. Насколько целесообразно увеличивать/сокращать:
объем производимой продукции;
объем оказываемых услуг;
• изменения, вносимые в производимую продукцию;
• оплату труда работников по сравнению с конкурентами;
• каналы сбыта;
• научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу;
• усилия по повышению эффективности деятельности относительно конкурентов?
2. Нужно ли:
• удалить «излишества» в продукции;
• упростить саму разработку продукции;
• использовать более рациональную технологию;
• больше продукции продавать непосредственно потребителю;
• перенести мощности ближе к потребителю продукции;
• увеличить вертикальную интеграцию;
• выпускать широкую (узкую) номенклатуру товаров?
3. Как защищается лидерство по издержкам; наступает ли организация на конкурентов, имея преимущества?
4. Как организация противостоит силе покупателя?
5. Как организация защищена от диктата поставщиков?
6. Снижает ли организация цену, чтобы защититься от новых конкурентов на рынке?
7. Как защищается организация от товаров-заменителей?
8. Насколько использованы возможности по полной загрузке мощностей?
Приложение 5
Вопросы для диагностического интервью
(по рекомендации А. И. Пригожина)
Знакомство
1.1. Вы профессионал в этой сфере деятельности или пришли в нее каким-то иным образом?
1.2. Как Вы попали именно в эту организацию?
1.3. С какой должности начинали?
1.4. Если бы Вам предложили хорошее место в другой организации, воспользовались бы Вы этим предложением? Почему?
Организация
2.1. Какое место занимает Ваша организация среди себе подобных?
2.2. Кто основной клиент Вашей организации?
2.3. Есть ли у организации конкурентные преимущества и в чем они заключаются?
2.4. В какой фазе жизненного цикла сейчас находится Ваша организация?
2.5. Могли бы Вы подобрать образное слово, описывающее Вашу организацию?
Функции подразделения
3.1. Как можно кратко описать основные функции и задачи Вашего подразделения?
3.2. Что является результатом деятельности Вашего подразделения?
3.3. Есть ли у Вас потребители этого результата (внешние и внутренние)?
3.4. Считаете ли Вы, что оправдываете их ожидания?
3.5. С какими подразделениями Вы осуществляете взаимодействие?
3.6. Результаты каких подразделений Вы используете? Как Вы оцениваете их качество?
3.7. Ощущаются ли трудности с распределением обязанностей на Вашем уровне (нерациональность, перегрузка, недогрузка)?
3.8. Что происходит, если Вам поручают несвойственные для Вас функции?
Проблемы
4.1. Как подходят к выполнению своих обязанностей те лица и подразделения, с которыми Вы осуществляете взаимодействие (на уровень ниже, на уровне, на уровень выше)?
4.2. С какой степенью отдачи работают люди в Вашем подразделении? В других подразделениях? В организации в целом?
4.3. Могли бы они повысить свою отдачу и при каких условиях?
4.4. Предположим, Ваши работники собрались где-то без Вас. Как Вы думаете, о чем они будут говорить между собой?
4.5. Если спустя много лет Ваша организация перестанет существовать, как, по-вашему, определят причины этого будущие аналитики?
4.6. В чем Вы видите основные проблемы организации в настоящем? В будущем?
4.7. Почему именно это Вы склонны ощущать как проблемы?
4.8. Каким образом можно было бы решить эти проблемы? Делалось ли что-то для этого?
4.9. Решение каких названных проблем может снизить остроту прочих или снять их?
Позиционность
5.1. Как Вы считаете, все ли согласятся, что названные Вами проблемы действительно являются проблемами?
5.2. Можно ли предположить, о чем на совещании обязательно скажут те или иные люди?
5.3. Можно ли выделить различие интересов в организации и группы, ориентированные на эти интересы?
5.4. Существуют ли различия мнений о будущих задачах; приоритетных клиентах; развитии продукта; способе действий, приоритетах распределения ресурсов.
5.5. Есть ли в Вашей организации подразделения, которые оплачиваются, на Ваш взгляд, выше или ниже, чем они того стоят?
5.6. Что желательно пересмотреть в сегодняшней деятельности организации?
Социометрия
6.1. Возникли трудности, есть потребность посоветоваться. С кем бы Вы захотели сделать это по-человечески? По компетентности?
6.2. С кем бы Вы захотели перейти в другую организацию, если бы Вам предложили там хорошее место, условия и возможность сформировать свою команду?
6.3. Хотелось бы Вам оказаться на отдыхе с коллегами по работе?
6.4. С кем бы Вы посоветовали консультантам обязательно встретиться в организации?
Приложение 6
Генерические стратегические группы
(предложены Г. Минцбергом)
Нашедшие свою нишу: высокоспециализированные организации (обычно по качеству и дизайну) с узким диапазоном основных видов бизнеса.
Пионеры: узкий диапазон деятельности и высоконоваторское моделирование; игроки, делающие первые ходы.
Местные производители: недифференцированные стратегии, реализуемые в определенных географических нишах.
Доминирующие фирмы: «весомые» ценовые лидеры либо производители массовой продукции «вниз по течению», выпускающие широкий круг товаров, нередко вертикально интегрированные.
Фирма «я-тоже»: нечто типа доминирующих фирм, но никак не господствующая, стратегии носят поддерживающий характер.
Всемирные производители: с мощным маркетингом, производством и сбытом на рынках по всему миру.
Профессионалы: компании, оказывающие клиентам профессиональные услуги, например, консультирование.
Производители спецзаказов: время от времени выполняют спецзаказы для своих, обычно разбросанных по всему миру клиентов, делают акцент на дизайнерские находки и сложные технологии.
Рационализаторы: так называемые «глобальные компании»; распространяют по всему миру «образцовую» продукцию, одновременно оперируя на крупных сегментах на широкой географической основе.
Кристаллические диверсификаторы или сетевые компании: высокоди-версифицированные с широким диапазоном деятельности и значительным объемом различных по дизайну и большей частью созданных в результате внутреннего развития своих основных направлений товаров.
Конгломераты: часто создаются в процессе несвязанной диверсификации путем приобретения доминирующих компаний.
Словарь
Агрегат — любая выделенная совокупность: от неструктурированной (множество, конгломерат) до высокоорганизованной системы.
Адаптивность — способность к приспособлению.
Алгоритм — система операций, применяемых по строго определенным правилам, последовательное выполнение которых приводит к решению задачи.
Альтернатива — вариант, одна из двух или больше возможностей; то, что можно иметь, использовать и т. д. вместо чего-то еще.
Анализ — 1) мысленное или реальное разделение целого на части; 2) до недавнего времени — синоним научного исследования вообще.
Анализ SWOT — анализ сильных и слабых сторон организации, оценка ее возможностей и потенциальных угроз (возможности определяются как нечто, позволяющее организации делать что-то новое; угроза — это то, что может нанести ущерб организации, лишить ее существующих преимуществ).
Антитеза — стилистическая фигура, состоящая в противопоставлении резко отличных слов или словесных групп.
Бифуркация — скачок параметров системы после критического расхождения траектории развития.
Бюрократия — специфическая форма управленческих структур и отношений, характеризуемая безличной системой управления.
Венчур-центр — структурное подразделение, которое непосредственно связано с выполнением бизнеспроектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
Вид — подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода.
Видение — идеальная картина будущего организации, которая вдохновляет, стимулирует, мобилизует.
Виртуальный — возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.
Внешняя среда — то, что находится вне границ системы и взаимодействует с ней.
Граф — 1) символическая диаграмма, состоящая из множества вершин и ребер (дуг), соединяющих некоторые из них (или все); 2) графическая модель структуры.
Групповая динамика — совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.
Декомпозиция — 1) операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности; 2) повторное или многократное разделение, в результате чего получаются разветвленные древовидные иерархические структуры.
Диагностика — установление и изучение признаков, характеризующих состояние исследуемого объекта, для представления возможных отклонений объекта и предотвращения нарушения нормального режима его работы.
Дивергенция — расхождение признаков организма в процессе его эволюции.
Дисфункция — нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы, преимущественно качественного характера.
Дифференциация — разделение целого на части.
Дуальность — двойственность, выбор базовых подсистем из набора.
Идеология — система идей, выражающая интересы, идеалы кого-либо.
Иерархия — способ построения, организации сложных систем, при котором части расположены по уровням и вся система становится многоуровневой, обладая при этом свойством целостности.
Имущество — то, что находится в чьей-либо собственности.
Инверсия — изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.
Интерпретация — многоступенчатая процедура истолкования, разъяснения чего-либо.
Институционализация — процесс формирования различных объектов социальной деятельности в качестве социальных институтов.
Институционализм — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности.
Класс — категория, подразделение (в различных классификациях).
Классификация — 1) операция отнесения заданного объекта к одному из классов, внутри которого объекты считаются неразличимыми; результат этой операции; 2) простейший вид моделирования.
Клиент — лицо, пользующееся услугами консультанта.
Клика — группа людей, стремящаяся любыми средствами достигнуть каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
Консультант — специалист в какой-либо области, дающий советы по вопросам своей специальности.
Конфигуратор — набор различных языков описания изучаемой системы, достаточный для проведения системного анализа данной проблемы. Определяется природой проблемосодержащей и проблеморазрешающей систем с целью анализа.
Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.
Концепция — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел какого-либо произведения, научного труда.
Критерий — 1) средство для вынесения суждения; стандарт для сравнения; правило для оценки; 2) мера степени близости к цели; в этом смысле — модель цели.
Латентный — скрытый, внешне не проявляющийся.
Либерализация экономики — расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность.
Лидер — авторитетный член организации или малой группы, личное влияние которого позволяет ему играть роль в социальных процессах, ситуациях.
Медиатор — лицо, выступающее посредником в дискуссии.
Мероприятие — организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-либо.
Миссия — предназначение, смысл существования организации (формирует взгляды менеджмента, выражает цели, служит стимулом, помогает формированию задач).
Метод — способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
Методология — совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Модель — отображение: целевое; абстрактное или реальное, статическое или динамическое; конечное, упрощенное, приближенное; имеющее наряду с безусловно истинным, условно-истинное, предположительно-истинное и ложное содержание; реализующееся и развивающееся в процессе его практического использования.
Модель состава системы — модель, описывающая, из каких подсистем и элементов состоит система.
Модель структуры системы — модель, описывающая все отношения (связи) между элементами модели состава системы.
Модель «черного ящика» — модель, описывающая только входы и выходы системы, но не ее внутреннее устройство.
Модератор — методический посредник в групповой работе, оказывающий активное влияние на содержание работы.
Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо.
Мотивация — стремление человека к достижению предельно возможных целей.
Наблюдение — метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной или косвенной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Номинальный — являющийся каким-либо только по названию, но не выполняющий своего назначения.
Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры.
Ориентация — 1) направленность действий экономического субъекта и выбор им такой направленности; 2) побуждение, предписание действовать определенным образом.
Открытая система — система, обменивающаяся с внешней средой веществом, энергией и информацией.
Парадигма — модель постановки, принятая за образец или предлагаемая вновь.
Патернализм — 1) покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы к своим работникам; 2) убеждение в том, что государство обязано принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.
Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств ее достижения.
Поведение — изменение состояния системы, исходом которого является некоторый результат.
Подсистемы — системы более низкого уровня иерархии, чем основная система, которую они составляют.
Политики функциональные — стратегии отдельных функциональных подразделений, которые вытекают из стратегии организации в целом.
Пользование — 1) извлечение пользы; употребление для своей надобности; 2) получение вещи на срок при определенных условиях от собственника.
Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы.
Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории; руководящая идея, основное правило деятельности.
Принятие решений — целевой выбор на множестве альтернатив.
Присвоение — противозаконное отторжение объекта собственности от собственника, производимое лицом, желающим стать собственником.
Проблема — 1) проблема развития — неудовлетворительное состояние системы, изменение которого к лучшему является непростым делом; 2) проблема функционирования — удовлетворительное состояние системы, сохранение которого требует постоянных и непростых усилий.
Проблематика — совокупность проблем, которые неразрывно связаны с проблемой, подлежащей разрешению.
Проблемная ситуация — такая ситуация, когда неудовлетворенность существующего положения осознана, но неясно, что следует сделать для его изменения.
Программа — совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.
Проект — 1) система сформулированных в заданных рамках целей, создаваемых или модулируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению; 2) замысел, воплощенный в форму описания, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Профит цент — структурное подразделение, деятельность которого непосредственно связана с выполнением одного или нескольких бизнес-проектов организации.
Процедура — официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела.
Равновесие — способность системы сохранять сколь угодно долго свое состояние при отсутствии возмущений внешней среды.
Развитие — последовательное изменение состояний системы; процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию (изменение во времени).
Распоряжение — одна из форм приказа о необходимости сделать определенные действия.
Реактивный — способный отвечать на воздействия извне.
Регулирование — способ управления с обратной связью, основанный на обнаружении ухода объекта с программной траектории и выработке регулирующего воздействия для возвращения объекта на эту траекторию.
Респондент — тот, кто отвечает на вопросы анкеты, и тот, у которого берут интервью.
Ресурсы — совокупность природных, трудовых, капитальных, оборотных, информационных и финансовых средств.
Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния.
Род — в систематике: группа, которая соединяет несколько видов, обладающих общими признаками.
Самоорганизация — способность системы формировать структуру, обеспечивающую ее целостность и эмерджентность.
Самореализация — в иерархии потребностей А. Маслоу высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.
Самоуправление — способ, режим управления организацией, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет сама организация без внешнего вмешательства.
Свойства — качества параметров объектов (внешнее проявление способа получения знания об объекте).
Связь — явление, обеспечивающее возникновение и сохранение целостных свойств системы.
Семинар — особая форма каких-либо занятий при активном участии учащихся
Симптом — сигнал, знак, позволяющий отличать нормальное состояние организации от патологического.
Синдром — устойчивое сочетание специфических симптомов.
Синергия — возрастание эффективности деятельности в результате соединения, отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).
Синкретизм — 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо; 2) в философии — разновидность эклектизма; сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений.
Синтез — 1) мысленное или реальное соединение частей в единое целое; 2) метод познания, основанный на соединение частей в целое.
Система — средство достижения цели; основные особенности систем: целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними, подчиненность связей всей организации системы некоторой цели.
Система ценностей — идеологическая основа для постановки целей социотехнических систем; объект системного анализа на этапе выявления действительных целей лиц, причастных к решаемой проблеме.
Системность — 1) обладание всеми признаками системы; 2) всеобщее свойство материи, форма ее осуществления, а следовательно, неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление.
Системный анализ — система методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем.
Системный подход — в настоящее время рассматривается либо как одна из ранних форм системного анализа, либо как начальная фаза современного системного анализа, этап первоначального, качественного анализа проблемы и постановки задач.
Собственность — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Состояние — общесистемные свойства, характеризуемые входными и выходными воздействиями.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Социальный — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Социометрия — метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания межличностных отношений между членами
Стратегия — модель достижения целей путем рационального использования всех возможных ресурсов.
Структура — совокупность связей между частями системы, обеспечивающая целостность системы и основные ее свойства.
Субъект экономический — лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Тип — высшее подразделение в систематике животных и растений.
Тоталитаризм — концепция, призванная объяснить особый тип политической системы и политического режима.
Тренд — направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада.
Трофические процессы — процессы, регулирующие обмен веществом одной системы с другой.
Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические субъекты, осуществляемое с целью получить желаемые результаты.
Управление изменениями — процесс прогнозирования и планирования всех потенциальных изменений для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также мониторинг и координация исполнителей, реализующих изменения.
Управление стратегическое — система действий, необходимых для достижения поставленных целей, путем эффективного распределения ресурсов.
Устойчивость — способность системы возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних возмущений.
Фасилитатор — участник групповой работы, облегчающий своими действиями, метафорами, высказываниями решение проблем, стоящих перед группой.
Феномен — необычное явление, основа мягких систем и их самоменеджмента.
Форма — способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.
Функция — деятельность, внешнее проявление свойств системы.
Хозяин — 1) то же, что владелец;
2) полновластный распорядитель;
3) лицо, пользующееся наемным трудом, частный предприниматель;
4) человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела.
Цель — субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.
Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального объекта (человека, группы людей, общества).
Ценностные ориентации личности — разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
Центр затрат — структурное подразделение, которое непосредственно не приносит прибыли, а обслуживает другие подразделения организации.
Центр финансового учета — структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, выполнение которых влияет на прибыль, получаемую от этого вида деятельности.
Центр финансовой ответственности — структурное подразделение (осуществляющее операции, конечная цель которых — максимизация прибыли), способное отвечать перед руководством организации за достижение поставленных перед ним целей и соблюдать уровень расходов в пределах установленных лимитов.
Элемент — условно неделимая часть системы, способ выделения которой зависит от формулировки целей анализа и построения системы.
Эмерджентность — 1) особенность систем, состоящая в том, что свойства системы не сводятся к совокупности свойств частей, из которых она состоит, и не выводятся из них; 2) внутренняя целостность систем; 3) результат, полученный при функционировании самоорганизуемых систем.
Энтропия — мера неопределенности случайного объекта.
Литература
1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. — СПб.: Питер, 2002.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999.
3. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.
4. Афонин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пособие. — М.: Дашков и К°, 2002.
5. Большаков А.С. Менеджмент: стратегия успеха. — СПб.: Литера, 2001.
6. Боумен К. Основы стратегического менеджмента.: Пер. с англ./Под ред. Л. Г. Зайцева, И. М. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.
7. Боумен К. Стратегия на практике. — СПб.: Питер, 2003.
8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. — М.: Финпресс,
2000.
9. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1998.
10. Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Как эффективно управлять организацией? — М.: Бератор-Пресс, 2003.
11. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. — М.: Рагс, 2001.
12. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
13. Гертман М. Стратегический менеджмент: Пер. с франц. /Под ред. Д. О. Ямпольской. — СПб.: Нева, 2003.
14. Грэттон Линда. Живая стратегия: как поместить людей в центр решения корпоративных задач: Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
15. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: Пер с англ. — М.: Вильямс, 2003.
16. Джини Даниель Дак. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. — М.: Альпина Паблишер, 2003.
17. Джон ван Маурик. Эффективный стратег: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
18. Добренькова Е. В., Долгоруков А. М. Стратегическое управление бизнесом. — М.: Международный институт бизнеса и управления, 2001.
19. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 1999.
20. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М.: Финпресс, 1998.
21. ЗубА.Т ., ЛоктионовМ.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001.
22. Инвестиционная политика/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М: Кнорус,
2005.
23. Инструменты реализации стратегии/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005.
24. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс/Стивен Кардел/Пер. с англ. Т. Ткаченко. — М.: Фаир-Пресс, 2005.
25. Кандалинцев В. Г. Сбалансированное управление предприятием: Учеб. пособие — М.: Кнорус, 2005.
26. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. — М.: Олимп-бизнес, 2004.
27. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров: Пер. со швед. — М.: Дело,1996.
28. Кемпбэл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
29. Кныш М. И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. — СПб.: КультИнформПресс, 2002.
30. Ковени М. Стратегический разрыв: Технология воплощения корпоративной стратегии в жизнь/М. Новени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
31. Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
32. Контроллинг функциональных стратегий/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир, 2004.
33. Лапыгин Ю. Н. Основы стратегического управления: Курс лекций. Ч. 1 и 2. — Владимир: ВГПУ, 2002.
34. Лапыгин Ю. Н. Стратегическое самоуправление. — Владимир: ВГПУ, 1999.
35. Лапыгин Ю. Н., Илларионов А. Е., Лачинина Т. А. Разработка и реализация стратегии муниципалитета. — Владимир: ВлГУ, 2005.
36. Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Стратегическое развитие организации. — М.: Кнорус, 2005.
37. Лапыгин Ю. Н., Лешин А. Е. Сбалансированная система показателей муниципалитета. — Владимир: ВлГУ, 2005.
38. Лапыгин Ю. Н., Скуба Р. В. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. — Владимир: ВИБ, 2003.
39. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001.
40. Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки)//Х. Маккей. Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы)/Пер. с англ. Б. Карлоф. — Уфа: Акад. Менеджмента; М.: Экономика, 1993.
41. Маркова В. Д., С. А. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.
42. Мащенко В. Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003.
43. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. — СПб.: Питер, 2002.
44. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Пер. с англ./ Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000.
45. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001.
46. Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. — М.: Вильямс. 2003.
47. Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — Н. Новгород: НКИ, 2000.
48. Панов А. И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2004.
49. Парахина В. Н. и др. Стратегический менеджмент: Учебник/В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. — М.: Кнорус, 2005.
50. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. — М.: ИНФРА-М, 1999.
51. Попов С. А. Стратегический менеджмент. Видение— важнее, чем знание. — М.: Дело, 2003.
52. Портер М. Э. Конкуренция.: Учеб. пособие: Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2001.
53. Родионова В. Н., Федоркова Н. В., Чекменев А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2003.
54. Сазерленд Д., Кэнуэлл Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.
55. Смирнов Э. А. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд. — М.: Феникс, Национальный институт бизнеса, 2004.
56. Смирнова В. Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. — М.: ИНФРА-М, 2000.
57. Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. — М.: Проспект, 2003.
58. Стратегическое планирование/Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Тандем. — Экмос, 1998.
59. Стратегическое развитие организации/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: Кнорус, 2005.
60. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: Учеб. пособие/ Ю. В. Соболев, В. Л. Дикань, А. Г. Дейнека, Л. А. Позднякова. — Харьков: Олант, 2002.
61. Стратегия развития муниципалитета. — М.: Юркнига, 2003.
62. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. — 2-е изд./Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003.
63. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. — М.: Вильямс, 2003.
64. Тренев Н. Н. Стратегическое управление: Учеб. пособие для вузов. — М.: Приор, 2003.
65. Уорд Кит. Стратегический управленческий учет: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
66. Факторы стратегического развития/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, 2005.
67. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
68. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
69. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2006.
70. Эффективность стратегического управления/Под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВлГУ, 2004.
Примечания
1
Голубков Е. П. Какое решение принять? — М.: Экономика, 1990; Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. — М.: Советское радио, 1976; Пригожин А. И. Социология организаций. — М.: Иаука, 1980.
(обратно)
2
Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — С.69.
(обратно)
3
Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, И. М. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. — С.13.
(обратно)
4
Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров: Пер. со швед. — М.: Дело,1996. — С.263.
(обратно)
5
Томпсон А. А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. — С.11.
(обратно)
6
Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1998. — С. 12.
(обратно)
7
Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в предпринимательской компании): Пер. с англ. — М.: ИИФРА-М, 1996. — С. 176.
(обратно)
8
Стратегическое планирование/Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Тандем, 1998. — С. 329.
(обратно)
9
Тренев Н. Н. Стратегическое управление: Учеб. пособие для вузов. — М.: Приор, 2002. — С.34.
(обратно)
10
Там же. — С. 67
(обратно)
11
Лапыгин Ю. Н. Основы стратегического управления. Ч. 1. — Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, 2002. — С.46.
(обратно)
12
Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. — М.: Тандем, 1998. — С.329.
(обратно)
13
Мащенко В. Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003. — С.132.
(обратно)
14
Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 107–110.
(обратно)
15
Составлено по: Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки)//Х. Маккей. Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы)/Пер. с англ. Б. Карлоф — Уфа: Акад. менеджмента. — М.: Экономика, 1993. — С. 298–299.
(обратно)
16
Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки)//Х. Маккей. Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы)/Пер. с англ. Б. Карлоф. — Уфа: Акад. менеджмента; М.: Экономика, 1993. — С. 311.
(обратно)
17
Там же. С. 243.
(обратно)
18
Стратегическое планирование/Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Тандем, 1998. — С. 298.
(обратно)
19
Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1998. — С. 47.
(обратно)
20
Стратегическое планирование… — С. 300.
(обратно)
21
Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента: Учебно-практическое пособие. — М.: Приор 1998. — С. 56.
(обратно)
22
Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ./ Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — С. 74–136.
(обратно)
23
* Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. — М.: Финпресс, 2000. — С. 65.
** Соломанидина Т. О. Миссия организации//Управление персоналом. — 2002. — № 3. — С. 20.
*** Озеров Г. М. Стратегия организации: от корпоративных намерений к плану действий//Управление персоналом. — 2002. — № 4. — С. 48.
**** Стратегическое планирование/Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Тандем, 1998. — С. 229.
***** Томсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ./Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. — С. 48.
(обратно)
24
Бурмистров А. Н. Упражнение для директора, или конструктор для разработки миссии компании//Управление персоналом. — 2002. — № 3 —С. 46–48.
(обратно)
25
Означает выбор эксперта из цифрового ряда: 1 2 3.
(обратно)
26
Соломанидина Т. О. Миссия организации… — С. 20.
(обратно)
27
* Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С. 33, 34.
** Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — С. 33.
*** Стратегическое планирование. — С. 301.
*** Озеров Г.М. Стратегия организации… — С. 48.
**** Томсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.
(обратно)
28
Озеров Г. М. Стратегия организации… — С. 48.
(обратно)
29
* Томсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент… — С. 63.
** Озеров Г. М. Стратегия организации… — С. 49.
*** Соломанидина Т. О. Миссия организации. — С. 20.
(обратно)
30
Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки)//Х. Маккей . Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы)/Пер. с англ. Б. Карлоф. — Уфа: Акад. менеджмента; М.: Экономика, 1993. — С. 297.
(обратно)
31
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. — СПб.: ДваТрИ, 1996. — С. 41.
(обратно)
32
Там же. — С. 41.
(обратно)
33
Реструктурирование предприятий. — М.: Дело, 1996. — С. 194.
(обратно)
34
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами… — С. 29.
(обратно)
35
Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 8–9.
(обратно)
36
Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — С. 113–114.
(обратно)
37
Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ./Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. — С. 124–125.
(обратно)
38
Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001. — С. 180.
Найти
(обратно)
39
Там же.
(обратно)
40
Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. — М.: Инфра-М, 1999. — С. 202.
(обратно)
41
Попов С.А. Стратегическое управление… — С. 203.
(обратно)
42
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — С. 203–204.
(обратно)
43
Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РА ГС, 2001. — С. 36.
(обратно)
44
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент… — С. 209–210.
(обратно)
45
Материалы сайта http://www.b-news.narod.ru
(обратно)
46
Коленсо М. Стратегия кайзен… — С. 86–87.
(обратно)
47
Lewin K. Feedback problems of social diagnosis and action: Part II-B of Frontiers in Group Dynamics//Human Relations. 1947. № 1. — 147–153.
(обратно)
48
Quinn J. B. and Voyer J. Logical incrementalism: managing strategy formation. Mintzberg H., Quinn J. B. and Ghoshal S. (eds). The Strategy Process. Englewood Cliffs: Prentice Hall. 1998.
(обратно)
49
Кэмпбел Д , Стоунхаус Дж ., Хьюстон Б . Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. — М.: Проспект, 2003. — С. 169.
(обратно)
50
Там же. — С. 170.
(обратно)
51
Алексеев Н. Управление изменениями в условиях новой экономики//Консультант директора. 2003. — № 16 (196). — С. 2.
(обратно)
52
Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки)//Х. Маккей . Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы)/Пер. с англ. Б. Карлоф. — Уфа: Акад. менеджмента; М.: Экономика, 1993. — С. 214–215.
(обратно)
53
Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент… — С. 435.
(обратно)
54
Huse E. Organizational development and change. — L., 1975.
(обратно)
55
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999. — С. 377–386.
(обратно)
56
Построено по: Kotter John P., Schlesinger L. A. and Sathe V. Organization: Text, Cases and Readings on the Management of Organizational Design and Change, 2nd. ed. — Homewood, 111.: Irwin, 1986. — P. 359.
(обратно)
57
Портер М. Э. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2001. — С. 50.
(обратно)
58
Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 22–26.
(обратно)
59
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 1999. — С. 40–42.
(обратно)
60
Приложения 1, 2 и 3 составлены по: Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М.: Финпресс, 1998.
(обратно)
Оглавление
· Предисловие
· Раздел I Подходы к стратегическому управлению организациями
· Глава 1 Проблемно-целевое управление организациями
· 1.1. Проблемная ситуация
· 1.2. Моделирование проблемной ситуации
· 1.3. Анализ проблемной ситуации
· 1.4. Целеобразование в организациях
· 1.5. Стратегическая система целей
· Контрольные вопросы
· Глава 2 Школы стратегий
· 2.1. Обзор школ стратегического управления
· 2.2. Стратегия как явление
· 2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина
· Контрольные вопросы
· Глава 3 Стратегическое управление органиэащией
· 3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления
· 3.2. Стратегическое планирование
· 3.3. Стратегическое управление
· Контрольные вопросы
· Глава 4 Типология стратегий организаций
· 4.1. Эталонные стратегии
· 4.2. Стратегические модели
· Контрольные вопросы
· Глава 5 Конкурентные стратегии организации
· 5.1. Типология конкурентов
· 5.2. Стратегические направления конкуренции
· 5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий
· 5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
· Контрольные вопросы
· Раздел II Теоретические основы разработки стратегии организации
· Глава 6 Подходы к разработке стратегии организации
· 6.1. Подходы школы предпринимательства
· 6.2. Общая схема разработки стратегии
· 6.3. Методические основы формирования стратегии организации
· Контрольные вопросы
· Глава 7 SWOT-анализ организации
· 7.1. Метод SWOT-анализа
· 7.2. Прим-анализ
· 7.3. Анализ внешней среды организации
· 7.4. Матрица решений как результат swot-анализа
· Контрольные вопросы
· Глава 8 Анализ действующей стратегии организации
· 8.1. Принципы оценки развития организации
· 8.2. Проблемы действующей стратегии
· 8.3. Конкурентоспособность цен и издержек
· 8.4. Прочность конкурентной позиции
· 8.5. Стратегические проблемы
· Контрольные вопросы
· Глава 9 Философия бизнеса организации
· 9.1. Стратегическое видение организации
· 9.2. Миссия организации
· 9.3. Стратегические цели организации
· Контрольные вопросы
· Глава 10 Формирование стратегии организации
· 10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии
· 10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ
· 10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии
· Контрольные вопросы
· Глава 11 Методы разработки стратегии
· 11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий
· 11.2. Традиционные методы разработки стратегий
· 11.3. Матричный метод разработки стратегий
· Контрольные вопросы
· Глава 12 Модели детализации стратегии
· 12.1. Политики, или функциональные стратегии
· 12.2. Проект, или черный ящик
· 12.3. Программа как модель состава
· Контрольные вопросы
· Глава 13 Стратегические изменения в организациях
· 13.1 Перемены как проблема менеджмента организации
· 13.2. Типология концепций стратегических перемен
· 13.3 Сопротивления изменениям в организациях
· 13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям
· Контрольные вопросы
· Глава 14 Командообразование в стратегическом управлении
· 14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп
· 14.2. Системное командообразование
· 14.3. Лидерство в команде
· 14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование
· 14.5. Стратегия создания команды
· Контрольные вопросы
· Глава 15 Эффективность стратегических изменений
· 15.1. Концепция эффективности организаций
· 15.2. Эффективность управления организацией
· 15.3. Подходы к оценке стратегических изменений
· Контрольные вопросы
· Приложения
· Приложение 1 Области стратегических позиций
· Приложение 2 Характеристика областей стратегических позиций
· Приложение 3 Виды организационных стратегий развития бизнеса
· Приложение 4 Опросник
· Приложение 5 Вопросы для диагностического интервью (по рекомендации А. И. Пригожина)
· Приложение 6 Генерические стратегические группы (предложены Г. Минцбергом)
· Словарь
· Литература
Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.