Стратегическое управление не может быть порождено одной реальностью, только на основе анализа невозможно сформировать образ будущего организации. Здесь уместно воспользоваться основными положениями школы дизайна как школы стратегического управления.
Как утверждают специалисты, путь к успеху не в том, чтобы «заполучить» правильную стратегию, а в том, чтобы выработать стратегическое мышление работников, принимающих важные решения. Иными словами, опираясь на логику когнитивной психологии, важно проникнуть в сознание стратега (здесь следует сделать упор на когнитивную школу стратегического управления).
Важная задача — поддерживать процесс обучения малых групп (т. е. развиваться стратегически через посредство обучения работников организации), тем более что конкуренция среди организаций в настоящее время представляет собой конкуренцию управленческих команд организаций-конкурентов.
Если формируется группа из людей, имеющих сходные ценностные ориентации, то выстраивается первый шаг к созданию команды единомышленников. Отсутствие общих ценностей — начало развала команды.
Команда может формироваться под определенную задачу. Если возникают новые цели, то надо быть готовым поменять людей.
14.2. Системное командообразование
Наиболее простая модель (модель «черный ящик») функционирования команды представляет собой систему, на входе в которую мы имеем поток типовых ресурсов (временных, финансовых, материальных, информационных, людских и энергетических), а на выходе — управленческие решения, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в оперативном управлении и на создание нового качества, необходимого для стратегического развития организации.
При описании модели команды управления необходимо описание субъектов, входящих в состав команды, состав функций, выполняемых командой, ролевой состав команды и т. д. В состав управленческой команды обычно входят менеджеры верхнего уровня управления и некоторые работники, не относящиеся к указанному уровню управления, но обладающие определенными качествами, необходимыми для эффективной работы команды (например, психолог или работник любой профессии, пользующийся авторитетом). Кроме того, в состав управленческой команды могут входить собственники организации (или их представители), представители местных органов власти, независимые консультанты, а в отдельных случаях и крупные потребители продукции организации.
функциональный состав команды позволяет выполнять все обычные процедуры системного анализа: формулирование проблем, сбор и анализ необходимой информации, выявление целей, формирование критериев, генерирование альтернатив, оптимизацию, выбор решения, декомпозицию решения до уровня мероприятий и ресурсов. Соответствующий указанной модели перечень, определяющий ролевой состав команды, может состоять из следующих персоналий: лидера команды (капитана, который является владельцем процесса выработки решений), «коммуникатора» (специалиста, осуществляющего общее управление процессом деятельности команды), внешнего консультанта (роль консультанта может выполнять и эксперт по отдельным вопросам, и консультант по управлению процессом выработки решения) и самих участников команды. Иногда роли в команде условно разделяются между постановщиками проблем, аналитиками, генераторами решений и финалистами (специалистами, подводящими итог каждому этапу работ).
Модель структуры управленческой команды довольно проста и напоминает открытую (ее еще называют парламентской) структуру управления, при которой лидер команды организует процесс управления, давая возможность каждому члену команды высказать свое суждение по каждой проблеме. В этом случае отсутствуют иерархические связи между членами команды, а капитан команды (ее лидер) — старший среди равных. Если рассматривать структуру команды как параметр самоуправляемой системы, в первую очередь следует отметить структуру парных связей между членами команды. Указанная структура должна обеспечивать стабильность (устойчивость) горизонтальных связей между членами управленческой команды, которые образуются в течение длительного времени формирования социокультуры команды (традиции, легендарные истории, фольклор и т. д.) и требуют постоянной поднастройки структуры команды.
Лидерство в команде
Бытует мнение, что определение стратегии и путей ее достижения выполняет директор, а его заместители и главные специалисты несут ответственность за разработку и осуществление стратегии и контролируют функциональные стратегии, направляют усилия по ее реализации. Иначе говоря, принятие стратегических решений требует лидерства менеджеров.
Вместе с тем решения стратегических проблем организаций в современных условиях не могут возникнуть исключительно в результате мыслительной деятельности суперлидеров. Оптимальным представляется формирование самоорганизуемых рабочих групп или автономных команд лидеров. В данном случае лица, входящие в группу, должны быть способными формировать и доносить до других новые системы приоритетов, а также ставить перед людьми значимые и привлекательные цели.
Лидер как слуга: служит людям организации и служит высшей цели — миссии организации. Последнее соображение опять же укладывается в классическую школу стратегий — школу дизайна.
Можно выделить три направления деятельности лидера: формирование общего видения будущего; выявление и анализ ментальных моделей; развитие в людях системного мышления.
Формирование общего видения будущего: соединение внешнего и внутреннего состояния организации; сочетание негативного и позитивного видения будущего; участие работников в формулировании образа будущего. Общее видение формируется под воздействием видения отдельных работников. Негативное видение выполняет роль прогнозирования неблагоприятных условий внешней среды. Однако формирование видения только под воздействием внешних факторов (например, под воздействием сил конкуренции) в конечном счете ослабляет организацию.
Выявление и анализ ментальных моделей. Хорошие идеи часто остаются нереализованными в силу того, что инициативы противоречат укоренившимся стереотипам мышления или ментальным моделям.
Выявление ментальных моделей осуществляется посредством:
• обнаружения скачков абстракции (подмена наблюдаемых фактов обобщениями);
• осознания различий между декларируемыми взглядами и проявляющимися на практике;
• достижения баланса мнений (совмещать искусство убеждения с искусством восприятия);
• разрушения защитных механизмов (вначале распознать защитный механизм, далее понять, как он действует, затем отключить его).
Развитие в людях системного мышления. Даже слабые, но системно нацеленные воздействия могут принести существенные и продолжительные улучшения. Навыки системного мышления заключаются в следующем:
• видение взаимосвязей (целостное видение) процессов — умение видеть взаимосвязи частей системы;
• отказ от обвинений (причины неудач искать не во внешней среде, а в первую очередь в себе самом);
• обозначение сложности динамических процессов (причина и следствие на практике часто разнесены во времени и пространстве);
• поиск мощного рычага (т. е. место приложения усилий, дающих наивысший результат);
• отказ от простых решений (не спешить начать бороться с проявлениями проблем, а вначале выявить причины их возникновения).
Лидер как человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь поставленной цели, тонко воздействует на отношения между людьми, поэтому люди готовы добровольно следовать за ним.
Лидерство — категория ситуационная. Эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства, поэтому целесообразно назначать лидеров для ситуаций лидерства, которые соответствуют ее потребностям, или так перестраивать конкретную ситуацию, чтобы она соответствовала лидерским потребностям.
Сущность ситуационного подхода свидетельствует о том, что он применим в стратегическом управлении только на стадии реализации стратегии или при условии принятия одной из предписывающих стратегий. Руководитель должен:
• иметь знания по управлению организацией (знать эталонные стратегии);
• уметь предвидеть вероятные последствия применения методик;
• уметь адекватно интерпретировать ситуацию (владеть SWOT-анализом);
• уметь обеспечивать достижение цели организации самым эффективным способом в условиях конкретной ситуации.
14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование
При формировании команды управления перед менеджером встает сложная задача по определению ее состава. В этом отношении может помочь типология личностей, разработанная Маерс и Бригс на базе положений К. Юнга.
В основу указанной типологии положены четыре шкалы предпочтений, изображенных на рис. 14.4.1, характеристики которых приведены в табл. 14.4.1.
Рис. 14.4.1. Шкалы предпочтений
Рассматривая познавательный процесс как последовательность восприятия (сбор информации — S и интуитивное агрегирование — N) и вынесения суждений (обдумывание — T и оценка последствий выработанного решения, чувствование — F), можно заметить, что величина параметров потенциала у разных людей будет разной, как это продемонстрировано на рис. 14.4.2. В табл. 14.4.1. приведены характеристики четырех шкал предпочтений.
Рис. 14.4.2. Структурные схемы двух разных типов личностей
Сочетание параметров шкал дает 16 типов (вариантов) личностей: ESTJ, ESFJ, ENFJ, ENTJ, ENTP, ENFP, ESFP, ESTP, ISTJ, ISFJ, INFJ, INTJ, INTP, INFP, ISFP, ISTP.
Возникает вопрос: какое сочетание типов личностей в команде будет оптимальным?
Очевидно, что команда, состоящая из абсолютно одинаковых типов личностей, мало чем будет отличаться по своему потенциалу от потенциала одного человека из команды. Такая команда — слабый помощник руководителя. Вероятно и то, что команда формируется для решения конкретной задачи, а в этом случае доминировать в команде должны те или иные типы личности. В идеале состав команды должен меняться в зависимости от стадии решения задачи или перехода к решению новой задачи.
Таблица 14.4.1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 367.