Стратегические цели организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании , под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организаций известно, что каждая организация — это целевая общность людей, однако цель не должна пониматься упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство, и эффективность достижения этих групп целей различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации в принципе. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории А. Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, работники организации, потребители (покупатели) продукта организации, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из шести названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. Во втором случае цели организации представляются в виде перечня целей: неэкономических (социальных); экономических (качественных и количественных показателей деятельности); временных (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем — выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

• положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);

• инновации в технологии, методах организации труда;

• производительность при меньших затратах ресурсов;

• ресурсы, будущая потребность в них;

• доходность — количественный уровень необходимой доходности;

• управленческие аспекты — персональные достижения менеджеров организации;

• персонал в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность — высокую зарплату, лучшие условия труда, общение и т. д.);

• социальная ответственность — обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечивать его качественными товарами и услугами, формировать благоприятную экологическую среду, участвовать в решении острых социальных проблем.

Как критерии качества целей обычно используются такие показатели:

• конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);

• напряженность и достижимость (повышает мотивацию);

• измеримость;

• сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);

• гибкость возможной корректировки стратегии.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

В недавние годы преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей для себя и тем более для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утратила часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, но продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее западные исследователи не смогли определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

Факторы, определяющие цели организации, представлены на рис. 9.3.1.

 

Рис. 9.3.1. Факторы, определяющие цели организации

 

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 9.3.2).

 

Рис. 9.3.2. Схема разработки стратегических целей организации

Контрольные вопросы

1. В чем заключается управление организациями на основе видения?

2. Каково назначение видения?

3. Каково требование к содержанию видения?

4. Дайте определение такой категории, как «видение».

5. Опишите процедуру разработки видения.

6. Дайте определение миссии организации.

7. Каково назначение миссии?

8. В чем основное содержание миссии организации?

9. Каково требование к содержанию миссии?

10. Опишите процедуру разработки миссии.

11. Дайте определение цели организации.

12. Каково назначение цели организации?

13. В чем основное содержание целей организации?

14. Каково требование к содержанию целей?

15. Опишите процедуру разработки целей.

16. Что можно отнести к базовым критериям целей организации?

17. В чем заключаются цели организации как системы?

18. Каково назначение стратегии организации?

19. В чем основное содержание стратегии?

20. Каково требование к содержанию стратегии организации?

21. Из чего вытекает миссия организации?

22. Что включает в себя философия бизнеса?

23. Что влияет на разработку стратегии?

Раздел III

методические аспекты детализации стратегии организации

Глава 10
Формирование стратегии организации

10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии

Ниже приведена табл. 10.1.1, иллюстрирующая проблему выбора в рамках различных школ стратегического развития организаций.

Выбор вариантов стратегического развития организации начинается с определения самой процедуры формирования перечня альтернатив: или путем разработки новых вариантов стратегий, или рассмотрения уже имеющихся (стандартных).

 

Таблица 10.1.1


Проблема выбора


 

На практике процесс создания стратегии представляет собой комбинирование сложившихся подходов разных школ, опирающихся на использование интеллектуальных и социальных подходов, учет требований внешней среды, энергии лидерства и прочих сил организации, выбор между постепенными и революционными изменениями. Трудно себе представить ситуацию, в которой процесс разработки стратегии может быть продуман от начала и до конца теоретически; по ходу разработки стратегии процесс, как правило, корректируется.

В то же время мышление руководителя как главного стратега ежедневно сопряжено с реагированием на нюансы оперативного управления и стремлением к самообучению в условиях непрерывных трансформаций организации.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.