После выбора или разработки стратегии участие работников расширяется в силу привлечения к внедрению работников всех уровней организации.
В рамках отдельных школ внедрение стратегии начинается после завершения всех необходимых работ, т. е. процесс формулирования стратегии отделен от внедрения, при этом центральный пункт подхода — структура организации должна логически вытекать из стратегии.
Однако трудно представить ситуацию, в которой можно точно обозначить завершение работы над стратегией. Более того, точное и окончательно завершенное определение стратегии ведет к утрате гибкости, поскольку в условиях динамично меняющегося окружения жестко заданная стратегия не может быть реализована в принципе.
Динамика разработки и корректировки стратегии
Последнее замечание наводит на мысль о том, что отделение формулирования от осуществления стратегии равносильно отделению мышления от действия. Поэтому «формулировщики» и исполнители стратегии в идеале должны быть участниками и того, и другого процесса.
Инициатором разработки стратегии, как правило, является один из субъектов целеполагания, имеющих отношение к организации. Разработка стратегии может проходить только «в его голове» или в группе (команде управления). Групповая динамика обеспечивает лучшие решения, что подтверждается и теорией, и практикой.
На всех этапах разработки стратегии в процесс вовлекаются эксперты различных уровней из различных областей знаний, реализуя тем самым синергический эффект системы, которой является организация.
Завершенность стратегии всегда относительная: относительно ситуации на момент завершения работы. Но изменения внешней и внутренней среды требуют адекватных реакций разработчиков стратегии, которые определенной долей предвидения вносят корректировки в конкретные формулировки стратегии и ее содержание (политики, программы, проекты). Отсюда следует, что предвидение возможных изменений позволяет организациям дольше двигаться в стратегически верном направлении, что является конкурентным преимуществом.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается проблема выбора стратегии развития организации?
2. Можно ли продумать процесс создания стратегии от начала и до конца?
3. В чем специфика разработки стратегии с позиций школы дизайна?
4. Какова действенность стратегии в рамках школы дизайна?
5. Разработка стратегии с позиций школы стратегического планирования.
6. Стадии планирования в рамках школы стратегического планирования.
7. В чем ошибки школы стратегического планирования?
8. Определите разработку стратегии с позиций школы позиционирования.
9. Прокомментируйте матрицу исследований школы позиционирования.
10. Критические замечания по поводу положений школы позиционирования.
11. Формирование стратегии с позиций школы предпринимательства.
12. Назовите отрицательную составляющую школы предпринимательства.
13. Определите формирование стратегии с позиций школы познания.
14. Структурирование формирования стратегии в рамках школы познания.
15. Прокомментируйте формирование стратегии с позиций школы обучения.
16. Назовите стержневые компетенции как результат обучения.
17. Формирование стратегии с позиций школы власти.
18. Назовите четыре генерические стратегии школы власти.
19. Формирование стратегии с позиций школы культуры.
20. К каким организациям применимы положения школы культуры?
21. Формирование стратегии с позиций школы конфигурации.
22. Назовите шесть основных трансформационных стратегий.
23. Динамика разработки и корректировки стратегии.
Глава 11
Методы разработки стратегии
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.