Обилие подходов к процедуре разработки стратегии свидетельствует, с одной стороны, об актуальности обозначенного вопроса, а с другой — о многофакторности этого процесса, что не позволяет определить универсальный метод получения искомого результата.
Основные положения школы дизайна, относящиеся к процессу разработки стратегий, заключаются в следующем.
1. Построение стратегии должно быть продуманным процессом мышления.
2. Построение стратегии базируется на концептуальной схеме сочетания интуитивного и формального подходов.
3. Стратегия должна быть уникальной и учитывать реальную ситуацию функционирования организации.
4. Процесс моделирования считается завершенным, когда сформулирована цельная картина видения организации в будущем.
5. Стратегическая концепция должна быть точно определенной и простой.
Условия, определяющие степень действенности стратегии, разработанной в рамках школы дизайна, заключается в следующем.
1. Индивид может обработать всю относящуюся к формированию стратегии информацию, но это возможно только в простых ситуациях.
2. Стратег должен обладать знанием текущей ситуации (но часто директор руководствуется только информацией отчетов, консультанты берутся за работу с наскока, члены совета директоров встречаются раз в квартал).
3. Ситуация должна оставаться продолжительное время стабильной или предсказуемой (стратег должен прогнозировать возможные изменения).
4. Организация должна быть готова к реализации централизованно сформулированной стратегии.
Стратегия в рамках школы дизайна отражает соответствие между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации. Это соответствие особенно значимо в период становления организации или перехода к радикальным изменениям при выходе из кризисного состояния.
Разработка стратегии с позиций школы планирования представляет собой совокупность формальных процедур, формального обучения, формального анализа, последовательности шагов, ведущих к результату, и множества цифр. Стадии планирования выглядят следующим образом:
Постановка задач. Определение целей функционирования организации для последующего контроля степени их достижения.
Внешний аудит. Составление прогноза о будущем состоянии организации на основе табличных данных о факторах внешней среды.
Внутренний аудит. Использование различных методик на основе табличных данных о параметрах внутренней среды организации.
Оценка стратегии. Под углом зрения управления деньгами с целью приумножения их количества: расчет прибыльности инвестиций, анализ рисков и т. д.
Операционализация стратегии. Процесс формулирования стратегий сопровождается значительными ограничениями, но детализация содержания и непосредственная реализация стратегии регламентирована в меньшей степени.
Программирование процесса в целом. «Планирование процесса планирования» заключается в построении иерархии: цели, стратегии, программы.
При завершении работы стратегии предстают перед нами полностью готовыми и практически применимыми. Это положение ошибочно. Имеют место и другие ошибки.
Ошибка предопределения. Планирование предполагает наличие стабильности во внешней и внутренней среде. В этом случае возможна экстраполяция имеющихся тенденций. Реальная действительность характеризуется изменчивостью.
Ошибка разделения. Система планирования предполагает отделение мыслей от действий по обработке имеющихся данных (как правило, неполных, излишних, недостоверных, несвоевременных, невербальных и т. д.); отделение стратегий от операций; отделение формулирования от осуществления.
Ошибка формализации. Эффективные стратегии неизбежно выявляют новые качества организации: в этом случае срабатывает неформальное предвидение, научение на основе внезапного озарения, а жесткое следование процедуре составления плана (правилам, ограничениям) наносит ущерб стратегическому мышлению.
Самая большая ошибка стратегического планирования заключается в том, что с его помощью можно только разрабатывать стратегические программы, но не сами стратегии.
В рамках школы позиционирования важно определить позицию организации путем выбора наиболее подходящей стратегии из числа стандартных.
Перечислим исходные положения школы:
• стратегии представляют позиции организаций на рынке;
• эти позиции являются экономическими и конкурентными;
• процесс формирования стратегии — это выбор позиции на рынке;
• главную роль в этом процессе играют аналитики, обосновывающие менеджерам выбор готовой стратегии из числа типовых;
• сам рынок формирует типовые стратегии;
• выбранные типовые стратегии активно воздействуют на структуру организации.
Примерами типовых стратегий могут служить матрица БКГ, кривая опыта, конкурентные стратегии Майкла Портера.
Основные направления исследований школы позиционирования приведены в табл. 10.2.1.
Генерические стратегические группы, предложенные Г. Минцбергом, приведены в приложении 6.
К критическим замечаниям необходимо отнести следующее.
Относительно фокусирования. Подход школы является не столько ошибочным, сколько узким. Школа ориентирована на экономические аспекты, но прирост прибыли зависит не только от экономических, но и социальных факторов.
Таблица 10.2.1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.