СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА НАУЧНЫХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТ»
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Ересь
1.2 Секта
1.3 Культ
1.4 Новое религиозное движение
Раздел 2. ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТА
2.1 Популярный подход
2.2 Психологический подход
2.3 Социологический подход
2.4 Богословский подход
Раздел 3. ГРУППА С ДОКТРИНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
Раздел 4. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
Раздел 5. КАТЕГОРИИ КУЛЬТОВ
ГЛАВА 2. ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ – АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Раздел 1. СПОРНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ: ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ГОЛОСА, «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ» И «НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»
1.1 Культ мормонства
1.2 Церковь Адвентистов Седьмого Дня
1.3 Церковь единения
1.4 «Путь международный»
1.5 «Церковь Живого Слова»
1.6 Свидетели Иеговы
1.7 «Вселенская Церковь Божия»
Раздел 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1 Неприятие учения о Святой Троице
2.2 Учения псевдохристианских культов о Христе
2.3 Отрицание исторической непрерывности существования Церкви Христа
2.4 Верховный авторитет основателей и лидеров культов
2.5 Авторитетность книг основателей культов
2.6 Нарушение прав человека и жестокое обращение с людьми
2.7 Крайности и преступления в половых отношениях
2.8 Эксплуатация рядовых членов и обогащение вождей
2.9 Обожествление человека
2.10 Методы привлечения новых членов и появление положительных лидеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Христиане в бывшем Советском Союзе долгие годы ждали благодатных перемен, когда им будет предоставлена свобода для повсеместной проповеди Евангелия, воспитательной работы среди детей и молодежи, а также благотворительной деятельности. Такие перемены начались в 1988 г., когда в СССР были освобождены заключенные за веру, открыто стали ввозиться Библии и другая духовная литература, христианам было разрешено проповедовать Благую весть Христа на улицах и в парках, в тюрьмах, больницах и других недоступных ранее местах.
С провозглашением политических и религиозных свобод, в странах СНГ возникли новые проблемы, которые связаны с появлением религиозных культов, групп и течений, проповедующих лжеучения, ведь свобода религии означает свободу деятельности для всех религий, в том числе и для малых независимых религиозных групп или культов. Их последователи стараются привлечь к себе как неверующих, так и христиан, в особенности молодежь. Некоторые из этих малых религиозных групп причисляют себя к христианской Церкви и не отвергают связи с христианством.
Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри нее. Отвергая богодуховность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собою неутвержденных в Слове Божием христиан и неверующих, препятствуя их познанию Христа. Неудивительно, что часто в их сети попадают добрые и искренние люди.
Культы, учения и религии, на первый взгляд, достаточно разнообразны. Немало религиозных групп претендует на христианскую ортодоксальность. Есть разного рода приверженцы восточных религий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез христианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе, моральные устои и призывают к служению сатане.
Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия – все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм – это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность – это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Не всякая “дорога к храму” ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на “собрание по изучению Библии” приведет к Богу.
Предметом работы является проблема возникновения культов в христианской жизни.
В выборе объекта работы мы ограничили наше исследование рассмотрением псевдохристианских культов в свете Истинной Веры.
В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является:
· всестороннее рассмотрение такого социального и религиозного явления как «культ»,
· выявить различия между понятиями «культ», «секта», «ересь», «новые религиозные движения»,
· определить признаки и категории культа,
· сравнить ортодоксальный и культовые подходы в вопросах христианской веры.
Актуальность данной работы: Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо, чтобы человек обладал информацией о деятельности той или иной организации. В связи с этим и была выбрана эта тема.
Уровень религиозной информированности в нашей стране пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон о свободе вероисповедания дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан. Данная работа научной ценности не имеет, однако могла бы помочь найти истинный путь к Богу тем, кто заблудился в лабиринтах, выстроенных лжепророками и сектантами.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
На протяжении столетий люди использовали для обозначения «неправильных» религиозных групп самые разные термины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. К сожалению, единого общепринятого определения культа, равно как и единой терминологии, не существует — выбор тех или иных терминов и смысл, который в них вкладывается, как правило, определяется личными убеждениями автора.
Вторая проблема заключается в том, что с течением времени некоторые исторические термины обросли эмоциональными коннотациями, которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварной литературы и желтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», часто воспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именно поэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, тем самым еще больше увеличивая неразбериху в понятиях.
Тем не менее, разобраться в этой путанице можно и нужно — для этого нам следует вернуться к изначальному, историческому смыслу основных понятий.
Ересь
В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis («акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейской культуре так называли религиозные или политические партии — например фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Именно в таком смысле иудеи называли христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). Изначально это понятие носило вполне нейтральный, описательный характер.
Однако для христиан, которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любой выбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Именно поэтому апостол Петр говорит о «пагубных ересях», т. е. разрушительных выборах (2 Пет. 2:1), а апостол Павел ставит «ереси» в один ряд с волшебством и идолослужением (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот термин для обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина «схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету [17]
Некоторые современные источники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению» [18]. Однако это определение нуждается в некотором уточнении.
Как справедливо отмечает А.Л. Дворкин, слово еретик означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине [19].
Таким образом, ересь — это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционному богословию.
Поскольку в большинстве современных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных») границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к набору общих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, и определение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора или проповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях — доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и ту же конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольно серьезные вопросы.
Секта
Ни один термин, обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в русской культуре таким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта». Большинство наших соотечественников сразу представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями. Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.
В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.
Этимология слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали [20].
Культ
С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями:
Наше понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.
Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждый исследователь изобретает свой собственный вариант определения.
Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ» приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Беккер приклеил ярлык «культов» к мелким и недолговечным группам — он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригинальной трехчастной типологией религиозных откликов, разработанной Трёльчем; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационной структурой.
В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».
Несмотря на трудности с поиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина «секта», практически все определения культа учитывают не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.
Слово «культ» имеет четкую историю, которая началась задолго до того, как им воспользовались светские СМИ и общественные науки. Этот термин дает абсолютный критерий оценки, который социология — в силу самой своей природы — предложить не в состоянии. Таким образом, это понятие отлично подходит для описания богословской гетеродоксии, которая определяется согласно абсолютному, объективному и неизменному критерию.
Новое религиозное движение
Социологи, исповедующие «объективно-беспристрастый» подход к изучению псевдохристианских движений, считают, что понятия «ересь», «секта» и «культ» безнадежно перегружены эмоциональными и богословскими коннотациями. На протяжении последней четверти XX века они предлагали различные варианты «нейтральных» понятий, более подходящих для научного исследования. Однако широкое распространение получил только один термин, предложенный профессором Айлин Баркер — английским социологом, преподавателем Лондонской школы экономики:
Новым религиозным движением (НРД) называется религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации или церкви, — в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой.
Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от исследователя, а также от страны. Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после 2-й мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.
Ахиллесовой пятой термина «новые религиозные движение» (равно как и прочих социологических терминов) является относительность, неточность и субъективность определения.
Популярный подход
Популярный подход — это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Культ — это все, с кем я не согласен».
Психологический подход
Толчком к изучению природы авторитаризма и психологического насилия послужили послевоенные события в коммунистических странах — в особенности в Китае 1950-х годов, где идеологическая обработка населения была особенно сильна. Именно тогда родился термин «промывка мозгов» — так американский журналист Эдвард Хантер перевел китайское выражение hse nao, которым китайцы называли процесс «освобождения» людей от старой идеологии.
Промывка мозгов — это система затуманивания мозгов, имеющая своей целью склонить человека к принятию того, что в ином случае было бы для него отвратительно. Человек утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами. Но для того, чтобы народ не увидел опасность, которую таит в себе промывка мозгов, красные утверждают, что это всего лишь новое название для чего-то хорошо знакомого и пользующегося безусловным уважением — например, обучения или исправления.
В основе психологического подхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой человек, при определенных условиях, может стать жертвой такого влияния.
Перемены в психике и поведении людей, ставших жертвами тоталитарных культов, настолько резки и глубоки, что родители и некоторые психологи называют приведшие к ним методы воздействия «программированием» или «зомбированием». Соответственно, решение проблемы видится в том, чтобы «депрограммировать» человека, т. е. дать ему объективную информацию о культе и помочь ему увидеть, что культ лишил его способности самостоятельно мыслить.
Что касается определений, то чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.
Тоталитарная секта — это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.
Деструктивный культ — группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.
Несмотря на то, что психологические исследования помогают нам понять внутренний мир культистов и предлагают действенные методики общения с ними, главным недостатком психологического подхода является ненадежность критериев. Отчасти именно поэтому к числу культов иногда относят совершенно нормальные христианские организации. Кроме того, поскольку большинство психологов люди неверующие или невоцерковленные, они, в лучшем случае, могут помочь человеку уйти из культа, но помочь ему обрести истинную веру они не могут.
Социологический подход
Социологи не судят об истинности или ложности убеждений культов (в отличие от богословского подхода) и о хороших или плохих последствиях вовлечения в культ для конкретных членов (в отличие от психологического подхода). Социологи уделяют основное внимание существованию таких новых религиозных сообществ как маргинальных субкультур или групп, конфликтующих с обществом в целом. Для социологов важно исследовать, каким образом и почему появляются новые ценности, убеждения и обычаи; каким образом новые религиозные идеи приобретают популярность; и каким образом появляются на свет экспериментальные общины.
Социологи, как правило, всегда давали определение культа исходя из образа жизни, методов привлечения новых членов и авторитарности руководства, а не из особенностей вероучения или каких-либо критериев ортодоксии.
Это направление исследований берет начало в работах немецкого социолога Макса Вебера и приобретает законченный вид в трудах немецкого богослова Эрнста Трёльча. В своей работе The Social Teaching of the Christian Churches (1931), Трёльч вывел три основных типа христианского мышления и проследил как их взаимосвязи, так и их влияние на жизнь общества до XVIII столетия. Его типология включала в себя церковную религию, сектантскую религию и мистицизм. Первые два типа он связывал с двумя формами церковной организации, церковью и сектой, тогда как третий тип религии отличается крайним индивидуализмом и обычно не приводит к созданию организаций, так как ее последователи объединены в «невидимую церковь».
В 1966 году социолог Томас О'Ди подытожил исследования Трёльча и его последователей, сведя отличительные признаки секты и церкви к следующим пунктам:
ЦЕРКОВЬ | СЕКТА |
1. Членство по праву рождения | 1.Добровольное членство |
2. Формализованные средства благодати, иерархия и догма | 2.Дух возрождения, аскетизм, строгие этические нормы |
3. Открытая социальная структура, каждый может объявить себя членом церкви | 3. Элитизм, закрытая социальная структура, членство в секте возможно только через обращение |
4. Тенденция приспосабливаться к обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтами | 4. Отделение от общества в целом и отмежевание от его ценностей и институтов |
Как мы видим, церковь в данной типологии — это устоявшееся, традиционное, а потому омертвевшее сообщество, имеющее низкую степень «трения с обществом». Напротив, секта — это молодое, новаторское, а потому живое и активное сообщество, имеющее высокую степень «трения с обществом». В рамках этой типологии образование живых, энергичных сект изнутри устаревших традиционных церквей и последующее превращение сект в церкви на протяжении нескольких поколений верующих — это нормальный процесс общественно-религиозной жизни. Именно поэтому многие современные социологи (в частности, Айлин Баркер) выступают в защиту культов.
Культ в данной типологии — это тоже молодая энергичная группа, только в отличие от секты не имеющая исторических связей с какими-либо из ранее существовавших в данном обществе церквей. Культ — это религиозное нововведение, либо импортированное из какой-то другой культуры, либо самостоятельно развившееся внутри данной культуры.
Богословский подход
Богословский подход к определению культа основан на понятии христианской ортодоксии или исторического христианства. Несмотря на то, что между христианскими конфессиями существуют давние и серьезные разногласия по ряду вероучительных моментов, можно выделить несколько учений, отрицание которых выводит человека за пределы христианской традиции в любом ее толковании. Минимальным воплощением этих учений являются вселенские Символы веры: Апостольский, Никео-Цареградский, Афанасьевский и Халкидонское определение.
Богословское определение культа имеет ряд преимуществ по сравнению с психологическим или социологическим определением. Главное преимущество заключается в том, что богословский подход вооружает нас четким, объективным и неизменным критерием — учением Писания.
Культ христианства — «группа людей, которые, называя себя христианами, принимают характерную систему вероучения, проповедуемую одним лидером, группой лидеров или организацией и отрицающую (прямо или косвенно) одно или несколько основополагающих учений христианской веры, изложенных в 66 книгах Библии».
Это определение слишком обширно и требует некоторых пояснений:
«Культ христианства…» В данном случае мы говорим о еретических отклонениях от исторического христианского учения.
«…группа людей…» Один человек, исповедующий небиблейские взгляды — это еще не культ. Он должен приобрести некоторое число сторонников, прежде чем возникнет культ. Тем не менее, никакого критерия минимальной численности не существует — среди культов есть и огромные многомиллионные организации, и маленькие группы в несколько десятков человек.
«…называя себя христианами…» Очень важно различать группы, именующие себя христианами, и группы, не претендующие на принадлежность к христианству. Культисты убеждены, что они уже услышали истинное Евангелие, хотя на самом деле их убеждения противоречат Библии.
«…характерную систему вероучения…» Для того, чтобы называться культом, группа должна иметь какое-то мнение по основным вероучительным моментам. Это не значит, что ее вероучение обязательно должно быть сложным и глубоким. Но группа, которая не делает никаких религиозных утверждений, даже если она выглядит очень необычно, не может называться культом христианства.
«…одним лидером, группой лидеров или организацией…» Примеры культа одного лидера — Церковь объединения, Белое братство, Церковь Последнего Завета. Примеры культа группы лидеров — Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (сменилось 15 пророков). Пример культа организации — Общество Сторожевой Башни.
«…отрицающую (прямо или косвенно)…» Некоторые культы (Свидетели Иеговы, кристадельфиане) откровенно отрицают историческое христианское учение. Другие культы (мормоны) пользуются христианкой терминологией, но вкладывают в эти слова совершенно небиблейский смысл.
«… одно или несколько основополагающих учений христианской веры…» Отрицания даже одного принципиального учения христианства достаточно, чтобы считать группу культом. Но культы, как правило отрицают целый ряд библейских учений.
«…изложенных в 66 книгах Библии». Некоторые культы добавляют к Писанию современные откровения и пророчества. Но для христиан 66 канонических книг Библии являются единственным богодухновенным источником вероучения.
Раздел 5. КАТЕГОРИИ КУЛЬТОВ
Теперь, когда смысловая наполненность термина «культ» определена, встает вопрос о выработке подхода к оценке различных культов, об умении выделить главную черту в том или ином культе — о делении культов на категории.
Вопрос этот непростой, и даже среди специалистов он решается по-разному. В зависимости от того, что, по мнению исследователя, является главной, отличительной чертой культа, а что второй, менее существенной, некоторые из них могут одновременно входить в две или даже большее число категорий. Кроме того, не совпадает и само число категорий, на которые делят культы различные ученые: у одних их или три, или четыре, у других — большее количество. Однако нас интересует не научная скрупулезность классификации, а создание единой целостной картины, которая бы дала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от других и в чем они похожи. Вот почему все культы мы подразделили на 5 основных категорий.
1. Псевдохристианские. Сторонники этих культов считают свои вероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле они не таковы. К этой категории относят такие культы, как: Свидетели Иеговы, Международный путь, «Христианская наука», Вселенская церковь божия, Иглезия ни Кристо (Церковь Христова) на Филиппинах.
2. Восточные. Эти культы не претендуют на связь с христианством.
3. Псевдонаучные. К этой категории принадлежат культы, которые представляют себя в основном как психотерапевтические организации. Они проводят сеансы для лечения людей — как физически, так и душевно.
4. Синкретические. Учения культов этой категории преимущественно состоят из элементов двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переистолковывания противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. К этой категории принадлежат культы: Теософское общество, Бехаизм, Масонство, Церковь единения корейского «мессии» Муна.
5. Оккультные. Слово оккультизм обозначает скрытый, тайный, мистический.
Как мы уже сказали выше, некоторые культы имеют две или более особых характерных черт и не могут быть отнесены ни к одной категории. Например, Теософское общество, будучи синкретическим движением, является в то же самое время и псевдохристианским, и оккультическим. О Церкви единения, основанной Муном, можно сказать, что она и синкретическое, и псевдохристианское.
Количество культов в мире не исчерпывается упомянутыми нами.
Культ мормонства
Известный американский культ мормонов, официально называющийся Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней, провозглашает достоверность своего учения на основе нескольких видений, которые якобы были явлены Иосифу Смиту, своему пророку. В первом видении 1820г. он увидел двух пресветлых мужей, которые объявили себя Богом Отцом и Сыном Иисусом Христом. Они сказали Смиту, что все христианские деноминации и церкви отступили от истины и поэтому необходимо создать новую церковь. Во втором видении, имевшем место в 1823г., Смит получил разъяснение, как найти золотые плиты, которые содержат «полноту вечного Евангелия». Это Евангелие якобы было написано на языке израильтян, которые прибыли в Америку приблизительно за шестьсот лет до нашей эры после первого разрушения Иерусалима.
Смит говорил, что он нашел плиты и перевел их содержание на английский язык с помощью урима и туммима (специальных очков, которые лежали вместе с плитами). Так появилась «Книга Мормона», основополагающий документ мормонизма. Мормоны признают богодухновенность Библии, но на практике «Книга Мормона» считается ими более важной.
В молодости он также имел откровение, что должен жениться на девушке по имени Эмма Хэйл, а когда вошел в зрелый возраст, то стал получать откровения о том, что может иметь побочных жен. В одном из его откровений было увещевание жене Смита, чтобы она приняла волю свыше и не противилась появлению других жен.
Мормоны практиковали многоженство до его запрещения в 1980г. правительством Соединенных Штатов.
Церковь единения
Интересно происхождение чисто корейского культа, известного под названием Церкви единения (или соединения). Ее основателем является кореец Сан Мьюнг Мун, который, хотя формально не объявляет себя последним мессией, но всячески показывает, что является им. Мун учит, что во время своего пришествия на землю почти две тысячи лет тому назад Христос не смог полностью выполнить Божиего замысла о спасении человечества. Поэтому должен прийти другой, последний мессия. По мнению Муна, этот мессия должен быть коренным жителем Кореи, страны, которую Мун называет «третьим Израилем». Родители Муна обратились в христианство, когда ему было десять лет.
По учению Муна, первым вертикальным или духовным грехом было половое сношение между Евой и сатаной. Затем случился горизонтальный или физический грех, когда Ева имела половое сношение с Адамом и через него передала сатанинское осквернение всему рожденному человечеству. Когда пришел на землю Христос, Он смог предоставить людям только духовную основу для спасения через искупление на кресте. Так как Он умер неженатым, то не смог дать людям основы для физического спасения. Поэтому для такого спасения нужна совершенная мессианская пара, новые Адам и Ева (Мун и его жена), которые через свою совершенную брачную жизнь смогут освободить человечество от сатанинского осквернения.
Путь международный»
«Путь международный» является известным в Америке культом. Его основал Виктор Уирвилл в конце пятидесятых годов этого столетия. Уирвилл полностью отвергал христианское учение о Троице и божественном достоинстве Христа. Для него Христос был Словом явившимся во времени. Уирвилл отвергал Духа Святого, настаивая в то же время на необходимости проповедовать на разных языках. Он считал, что спасение человека связано с его публичным исповеданием веры и также со знанием языков. Происхождение своего культа Уирвилл связывал с одним случаем, когда, по его свидетельству, он во время молитвы услышал глас Божий. Этот голос он принял за голос Бога Отца, который сказал ему, чтобы он начал проповедовать людям истинное знание Слова Божия, которого люди лишились с первого века христианской эры. Слыша то, что говорил ему голос, Уирвилл не был уверен, что он не сделал ошибки. Поэтому он решил испытать Бога, попросив Его послать знамение в виде снега, хотя был разгар лета. По свидетельству Уирвилла, открыв глаза, он увидел, что снег завалил буквально все вокруг. Через это видение он удостоверился в том, что Бог посылает его проповедовать забытую истину.
Церковь Живого Слова»
На основе «видения подобного видению ап. Павла на дороге, ведущей в Дамаск», американец Джон Стивене основал в 1954 г. свой культ под названием «Церковь Живого Слова». Своих последователей Стивене сделал своими рабами, с которыми он мог расправляться как хотел за малейшие провинности. В учении Церкви Живого Слова содержатся идеи христианства, восточных религий, оккультизма и гностицизма.
Не все культы и новые верования базируются на особых откровениях. Многие из них появились, когда, по свидетельству их основоположников, они пришли к «истине» через исследование Библии и в результате этого к сознанию своего особого призвания проповедовать ее другим людям.
Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы отвергают учение о Святой Троице и божественную сущность Христа, называя его архангелом Михаилом. Они не признают Духа Святого, а считают Его просто силой Иеговы. Согласно их учению, душа человека умирает вместе с телом. Хотя Христос умер на кресте во искупление грехов, однако спасение дается благодаря личным заслугам и добрым делам людей. Второе пришествие Христа, по их учению, произошло невидимо в 1914г., а видимое случится при жизни людей, которые уже родились до того года или в том году. Толкуя по-своему Откровение (7:1—8), Свидетели Иеговы считают, что рожденные свыше это только 144 тысячи избранных, которые будут царствовать на небесах, а рядовые члены организации будут жить после воскресения на земле под управлением Михаила и 144 тысяч во время Тысячелетнего Царства. Они думают, что лишь тот, кто будет в это время полностью верен Богу, удостоится вечной жизни. Иначе говоря, Свидетели Иеговы не соглашаются с учением Нового Завета почти во всех его главных пунктах.
Основоположником секты Свидетели Иеговы был американец Чарлз Расселл (1852—1916). В 1870г. он организовал группу для изучения Библии. Таким образом возникло движение «Международная Ассоциация библейских студентов», которое в двадцатом веке стало называться Свидетели Иеговы.
Расселл начал изучать Библию и думал, что пришел к «постижению истины» путем независимого изучения Библии. Таким образом, он разработал свою систему толкования Библии, решив, что пришествие Христа будет в 1914г. Однако, когда его предсказания не сбылись, то после смерти Расселла его последователям пришлось их менять. В настоящее время члены секты Свидетели Иеговы не любят, чтобы их называли расселлитами, так как они не во всем с ним согласны.
Вселенская Церковь Божия»
Герберт Армстронг, основатель «Вселенской Церкви Божией», подвергся влиянию адвентизма. Он соблюдал субботу и во многом придерживался ветхозаветного Закона. Но он не соглашался с учением о Троице, и не потому, что был строгим монотеистом, а потому что считал не нужным ограничивать Бога только тремя лицами. Армстронг считал, что человек тоже должен стать в конце концов Богом.
Кроме того Армстронг учил, что народы Англии и Соединенных Штатов Америки являются Ефремом и Манассией, потерянными коленами израильского народа.
Таким образом, свое осмысление Библии привело Армстронга к основанию культа Вселенской Церкви Божией.
Важно отметить, что, говоря о своих откровениях, видениях, «постижениях» и т.д, основатели необычных религиозных сект и культов претендуют на их абсолютную истинность и наивысший авторитет.
Библия, конечно, тоже говорит о явлениях и голосах Божиих, откровениях, видениях и познании истины, открытой нам Духом Святым. История израильского народа и апостольской Церкви говорит, что Бог пользовался этими методами для передачи людям своего откровения, которое записано в Библии. Если мы глубоко изучим этот вопрос, то найдем, что учение Библии не основывается на откровениях, видениях, голосах и т. д., данных лишь одному человеку. Истинное откровение Божие было дано через многих лиц и разными способами. Свыше тридцати человек разных положений, профессий, образования, возраста и т.д. были использованы Богом для передачи единого откровения в различных образах.
Что касается самого Христа, следует помнить, что Он не написал ни одной книги.
Удивительно то, что авторами отдельных книг Нового Завета были десять человек, но все они оставили одно учение Спасителя. Чтобы достичь единства они не собирались вместе и не обсуждали как писать и что писать. Их книги и послания были написаны ими в разное время и в разных местах их пребывания. Притом они были написаны на греческом языке, не на арамейском, которым пользовался Господь наш Иисус Христос во время Своего служения в Палестине. Затем важно обратить внимание на то, что если считать началом Божиего откровения Его призвание Авраама, то откровение Библии продолжалось около восемнадцати столетий. Моисей начал записывать его примерно через четыреста лет после Авраама, а апостол Иоанн закончил его книгой Откровение в конце I столетия новой эры. Избранные мужи Божий писали Библию около 1400 лет в разных культурных, политических и духовных условиях. Однако по вдохновению от Духа Святого они написали одно целостное откровение Божие.
Имея в виду многовековую практику принятия непререкаемого значения Библии, приходится удивляться тому, как поспешно и необдуманно люди верят различным «откровениям» их основателей. Кому-то являются какие-то видения или он слышит голоса, и вдруг разрабатывает свою теорию, выдвигает «научные» идеи, которые через пару десятков лет становятся устаревшими, затем смешивает все это с идеями других религий, делает выводы и пишет книги. Сразу же находятся люди, которые принимают эти ложные теории за божественные откровения и распространяют их среди других людей. Мы уже говорили об этом выше и считаем нужным повторить, что за культами и их учениями стоят силы, враждебные Богу любви и евангельской истине. Они толкают основателей культов на различные откровения, видения и т. п., а также способствуют как происхождению, так и распространению разного рода ложных учений. Поэтому, что касается новых, необычных и просто странных культов, мы должны помнить, что Божие откровение в Библии непререкаемо как по своему содержанию, так и по методу его изложения и утверждения среди народа Божия. Мы не отвергаем, что и в наши дни Бог может каким-то особым образом открыть нечто важное и нужное для человека. Но мы не согласны с тем, что такое откровение может стать основой для нового учения или доктрины, которое либо совсем не соответствовало бы Библии, либо оправдывало бы крайнее или искаженное ее истолкование.
Обожествление человека
Кроме учения о божестве своих основателей и вождей, есть культы, которые вообще учат, что всякий человек есть бог и может достичь состояния божества.
Мормонское учение о божестве человека связано с понятием этого культа о Боге. Бригхам Янг, преемник Смита и тоже авторитетный лидер, разработал эту теорию на основе откровений Смита. Хотя она официально не проповедуется, однако является основным мировоззрением мормонизма. Согласно другого мормонского выражения: «Каким человек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может стать».
Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Божией», учил, что уподобляясь Богу на земле с помощью молитвы, жизненных трудностей и возрастая духовно, человек удостоится того, чтобы в день воскресения родиться Богом.
С точки зрения библейского монотеизма, это абсурдно, потому что Библия определяет идею о Боге совершенно иначе. Бог вечен, вездесущ и всесилен, а человек является Его творением и поэтому никогда не сможет быть равным Ему. Всесильным может быть только Один. Если кто-то другой сможет стать всесильным, тогда первый должен будет лишен Своего всесилия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В практике Русской Православной Церкви любое, отличное от доктрины этой церкви верование (религиозное течение) принято называть сектантством или культом, и давать негативную окраску всей его деятельности. Однако, очевидно, что это далеко не так. При наложении некоторых определений понятия «культ» выявляется незначительный срез религиозных или псевдорелигиозных организаций, которые подпадают под определение «деструктивного течения». В отношении именно такого рода организаций, вероятно, и будет правомерным применение термина «религиозный культ».
В социальном плане «культ» – это группа последователей, как правило, искусственно созданного образа, замкнувшаяся в своих узких интересах, с соответствующим понятием о Боге какой-либо личности или группы личностей, имеющая интересы, не соответствующие общественным, а зачастую прямо противоречащим им, в связи с наличием приоритета внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.
С точки зрения психологии и правоохранительных органов «культ» - это группа, имеющая духовного, часто обожествляемого лидера, узнаваемая по манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов, с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, материального отречения, разрыва с общепринятыми установками (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющая собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов.
Подобными характеристиками обладают в полной мере далеко не все культы, но имеющие этот набор могут именоваться деструктивными или тоталитарными организациями.
Деструктивные культы – это все многообразие культов, разрушительных по отношению к естественному, гармоническому состоянию личности – духовному, психическому и физическому, а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом. По своему характеру они противоположны традиционным вероучениям, хотя часто имеют с ними внешнее сходство. Этим термином принято обозначать религиозные группы, осужденные судебными органами или подозреваемые в совершении уголовно-административных преступлений против личности или собственности.
Классифицировать сектантское движение не просто по ряду причин. Во-первых, оно чрезвычайно мобильно (новые религии создаются и исчезают постоянно); во вторых, в доктрине одной организации может содержаться сразу несколько основополагающих постулатов, относящихся к разным течениям; в-третьих, само разделение достаточно условно, но довольно показательно.
Название «псевдохристианство» говорит о том, что культы, входящие в эту группу, являются христианскими только исходя из критериев похожести пропагандируемых постулатов, маскируя за названием свое истинное лицо. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов, зачастую провозглашая, что жизнь в культе организована так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения культа. Реальная история возникновения культа от адептов зачастую и вовсе скрывается.
В таких культах создатель религиозной доктрины чаще всего обожествлялся, называя себя Богом или, в лучшем случае, пророком или мессией. Под знаменем «истинной веры» в тоталитарных культах происходит большое количество противоправных, а зачастую, и глубоко аморальных действий. К деструктивным культам псевдохристианской ориентации можно отнести: «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет», корейские протестантские секты, Религиозное движение «Семья или Дети Бога».
Культы, претендующие на обладание «новым откровением» - мормоны (или «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна («Церковь Объединения» с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, сайентологи.
Культы самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в такую организацию, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и, в конце концов, когда человек все-таки покинет её, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. Некоторые культы оставляют куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и программировании.
Поэтому жизненно необходимо иметь доступ к надежной и объективной информации об этих группах, направленной в первую очередь к подросткам и преподаваемой в рамках школьной учебной программы, а также к детям последователей различных групп религиозного, изотерического или спиритистского типа.
Евангелизация не сможет осуществиться, если служители ложных культов навяжут людям свои учения. Только Христово Евангелие является Божьей истиной, и его благовествование ведет к спасению души каждого верующего. Поэтому истинные христиане ответственны за то, чтобы Благая весть достигла сердец людей силою Духа Святого. С этой целью христиане должны возрастать в знании Слова Божиего и жить по библейским принципам. Чтобы воспрепятствовать распространению ложных религий, они также должны иметь представление об основах учений различных культов и уметь противопоставить им истину Слова Божиего.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Христианство и религии мира. http://www.pserpuhov.ru/gazeta/200310/20031006.php
2. Буайе Ж. Ф. «Империя Муна» (М., 1990)
3. Деструктивные псевдохристианские культы.
http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/distruct/semia.html
4. Электронная энциклопедия Сектовед.
http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=3
5. Деструктивные псевдохристианские культы.
http://www.usinfo.ru/rossija36.htm#ДЕСТРУКТИВНЫЕ%20ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ%20КУЛЬТЫ
6. Газета «НГ-религии», 23.10.1997 г.
7. "Религии и секты в современной России". Информационно-консультационный центр при Соборе Св. Александра Невского Новосибирск – 1997.
8. Диакон Андрей Кураев «Все ли равно как верить?»Сборник статей по сравнительному богословию. – М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994.
9 . Эткинд А. «Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича» //Минувшее: исторический альманах – М.: СПб., Феникс, 1996 , № 19.).
10. "Сайентология - процветающий культ жадности и власти"/статья (журнал "Time" от 6 мая 1991 г.)
11. Джин Ричи "Тайный мир культов" (Jean Ritchie, The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.
12. Джеймса Бойла «Секты-убийцы». Электронный вариант.
13. Электронный источник работ по религии: http://www. kiev-orthodox.org.
14 Чайковский А.Е., Капочкина Н.А., Кудрявцев М.С. История религий. /учебно-методические пособия. Нижегородский государственный технический университет, 2001. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/hist_relig/content.htm.
15 Николай Порублев. Культы и мировые религии. http://www.church.kiev.ua/Librery/htm/00283.htm.
16. Оваденко Игорь. Государство и религиозные организации: тоталитарные секты в Украине. http\www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/67.
17. Энциклопедия «Кругосвет».
http://www.krugosvet.ru/articles/24/1002415/1002415a1.htm.
18. M.W.R. Farrer. «Ересь» / Элвелл У., ред. Теологический энциклопедический словарь (М.: Духовное возрождение, 2003.
19. Дворкин, А.Л. Сектоведение (Н.Новгород: Изд-во во имя св. князя Александра Невского, 2000), с. 34.
20. H.K. Gallatin. «Секта, сектантство» / Элвелл У., ред. Теологический энциклопедический словарь (М.: Духовное возрождение, 2003)
21. Дмитрий Розетт. Определение и признаки культа. http://apologetika.org.ua/index.php3?razd=1&id1=41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА НАУЧНЫХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТ»
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Ересь
1.2 Секта
1.3 Культ
1.4 Новое религиозное движение
Раздел 2. ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТА
2.1 Популярный подход
2.2 Психологический подход
2.3 Социологический подход
2.4 Богословский подход
Раздел 3. ГРУППА С ДОКТРИНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
Раздел 4. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
Раздел 5. КАТЕГОРИИ КУЛЬТОВ
ГЛАВА 2. ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ КУЛЬТЫ – АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Раздел 1. СПОРНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ: ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ГОЛОСА, «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ» И «НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»
1.1 Культ мормонства
1.2 Церковь Адвентистов Седьмого Дня
1.3 Церковь единения
1.4 «Путь международный»
1.5 «Церковь Живого Слова»
1.6 Свидетели Иеговы
1.7 «Вселенская Церковь Божия»
Раздел 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ КУЛЬТОВ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1 Неприятие учения о Святой Троице
2.2 Учения псевдохристианских культов о Христе
2.3 Отрицание исторической непрерывности существования Церкви Христа
2.4 Верховный авторитет основателей и лидеров культов
2.5 Авторитетность книг основателей культов
2.6 Нарушение прав человека и жестокое обращение с людьми
2.7 Крайности и преступления в половых отношениях
2.8 Эксплуатация рядовых членов и обогащение вождей
2.9 Обожествление человека
2.10 Методы привлечения новых членов и появление положительных лидеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Христиане в бывшем Советском Союзе долгие годы ждали благодатных перемен, когда им будет предоставлена свобода для повсеместной проповеди Евангелия, воспитательной работы среди детей и молодежи, а также благотворительной деятельности. Такие перемены начались в 1988 г., когда в СССР были освобождены заключенные за веру, открыто стали ввозиться Библии и другая духовная литература, христианам было разрешено проповедовать Благую весть Христа на улицах и в парках, в тюрьмах, больницах и других недоступных ранее местах.
С провозглашением политических и религиозных свобод, в странах СНГ возникли новые проблемы, которые связаны с появлением религиозных культов, групп и течений, проповедующих лжеучения, ведь свобода религии означает свободу деятельности для всех религий, в том числе и для малых независимых религиозных групп или культов. Их последователи стараются привлечь к себе как неверующих, так и христиан, в особенности молодежь. Некоторые из этих малых религиозных групп причисляют себя к христианской Церкви и не отвергают связи с христианством.
Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри нее. Отвергая богодуховность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собою неутвержденных в Слове Божием христиан и неверующих, препятствуя их познанию Христа. Неудивительно, что часто в их сети попадают добрые и искренние люди.
Культы, учения и религии, на первый взгляд, достаточно разнообразны. Немало религиозных групп претендует на христианскую ортодоксальность. Есть разного рода приверженцы восточных религий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез христианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе, моральные устои и призывают к служению сатане.
Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия – все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм – это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность – это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Не всякая “дорога к храму” ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на “собрание по изучению Библии” приведет к Богу.
Предметом работы является проблема возникновения культов в христианской жизни.
В выборе объекта работы мы ограничили наше исследование рассмотрением псевдохристианских культов в свете Истинной Веры.
В соответствии с вышеизложенным, целью настоящей работы является:
· всестороннее рассмотрение такого социального и религиозного явления как «культ»,
· выявить различия между понятиями «культ», «секта», «ересь», «новые религиозные движения»,
· определить признаки и категории культа,
· сравнить ортодоксальный и культовые подходы в вопросах христианской веры.
Актуальность данной работы: Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо, чтобы человек обладал информацией о деятельности той или иной организации. В связи с этим и была выбрана эта тема.
Уровень религиозной информированности в нашей стране пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон о свободе вероисповедания дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан. Данная работа научной ценности не имеет, однако могла бы помочь найти истинный путь к Богу тем, кто заблудился в лабиринтах, выстроенных лжепророками и сектантами.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ КУЛЬТА
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
На протяжении столетий люди использовали для обозначения «неправильных» религиозных групп самые разные термины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. К сожалению, единого общепринятого определения культа, равно как и единой терминологии, не существует — выбор тех или иных терминов и смысл, который в них вкладывается, как правило, определяется личными убеждениями автора.
Вторая проблема заключается в том, что с течением времени некоторые исторические термины обросли эмоциональными коннотациями, которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварной литературы и желтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», часто воспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именно поэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, тем самым еще больше увеличивая неразбериху в понятиях.
Тем не менее, разобраться в этой путанице можно и нужно — для этого нам следует вернуться к изначальному, историческому смыслу основных понятий.
Ересь
В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis («акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейской культуре так называли религиозные или политические партии — например фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Именно в таком смысле иудеи называли христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). Изначально это понятие носило вполне нейтральный, описательный характер.
Однако для христиан, которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любой выбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Именно поэтому апостол Петр говорит о «пагубных ересях», т. е. разрушительных выборах (2 Пет. 2:1), а апостол Павел ставит «ереси» в один ряд с волшебством и идолослужением (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот термин для обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина «схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету [17]
Некоторые современные источники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению» [18]. Однако это определение нуждается в некотором уточнении.
Как справедливо отмечает А.Л. Дворкин, слово еретик означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине [19].
Таким образом, ересь — это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционному богословию.
Поскольку в большинстве современных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных») границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к набору общих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, и определение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора или проповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях — доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и ту же конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольно серьезные вопросы.
Секта
Ни один термин, обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в русской культуре таким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта». Большинство наших соотечественников сразу представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями. Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.
В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.
Этимология слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали [20].
Культ
С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями:
Наше понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.
Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждый исследователь изобретает свой собственный вариант определения.
Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ» приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Беккер приклеил ярлык «культов» к мелким и недолговечным группам — он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригинальной трехчастной типологией религиозных откликов, разработанной Трёльчем; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационной структурой.
В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».
Несмотря на трудности с поиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина «секта», практически все определения культа учитывают не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.
Слово «культ» имеет четкую историю, которая началась задолго до того, как им воспользовались светские СМИ и общественные науки. Этот термин дает абсолютный критерий оценки, который социология — в силу самой своей природы — предложить не в состоянии. Таким образом, это понятие отлично подходит для описания богословской гетеродоксии, которая определяется согласно абсолютному, объективному и неизменному критерию.
Новое религиозное движение
Социологи, исповедующие «объективно-беспристрастый» подход к изучению псевдохристианских движений, считают, что понятия «ересь», «секта» и «культ» безнадежно перегружены эмоциональными и богословскими коннотациями. На протяжении последней четверти XX века они предлагали различные варианты «нейтральных» понятий, более подходящих для научного исследования. Однако широкое распространение получил только один термин, предложенный профессором Айлин Баркер — английским социологом, преподавателем Лондонской школы экономики:
Новым религиозным движением (НРД) называется религиозная, этническая или духовная группа, не получившая (или еще не получившая) общественное признание в качестве деноминации или церкви, — в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение и не является сектой.
Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от исследователя, а также от страны. Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после 2-й мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.
Ахиллесовой пятой термина «новые религиозные движение» (равно как и прочих социологических терминов) является относительность, неточность и субъективность определения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.