КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: “Финансовое право”
Тема: «Местные бюджеты: особенности их формирования и использования»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ
1.1. Территориальная организация местного самоуправления. Понятие, функции местного бюджета
1.2. Структура местного бюджета органов местного самоуправления
1.2.1. Формирование доходов местных бюджетов
1.2.2. Формирование расходов местных бюджетов
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета на примере г. Читы
2.1. Структура формирования бюджета
2.2. Перспективы совершенствования доходности
Заключение
Библиография
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Государство в рыночной экономике выступает одновременно:
- как организатор экономического порядка, ответственный за установление общих "правил игры" и являющийся гарантом их стабильности и выполнения;
- как предприниматель, осуществляющий экономическую деятельность в пределах установленных норм и правил;
- как персонификатор и выразитель общественных целей и интересов.
Сильное Российское государство — это эффективно функционирующая система, элементами которой являются федеративные отношения, развивающаяся экономика, эффективное государственное управление и власть. Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающие правовой, политический и хозяйственный механизмы ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение высокого уровня жизни в стране.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Для создания эффективной финансовой системы, разумеется, необходимы высокий уровень эффективности производства, а также доходов на душу населения, и устойчивые демократические традиции принятия решений в стране.
Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе страны и являясь главной составляющей государственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
Тем не менее, бюджет, будучи центральным звеном финансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и сферах формирования институциональных основ финансовых отношений.
Одна только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее активной политикой федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. По существу это означает, что государство должно сосредоточиться на важнейших стратегических и пространственных финансовых приоритетах, и для этого необходимо сместить акценты в подходе к управлению не только финансовыми, но и экономическими процессами, что в свою очередь подтверждает практическую значимость исследования темы работы.
Выступая как система денежных отношений, местный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов — отношения между социальными слоями и группами и государством, в связи с чем, является актуальным для исследования, так как по местным бюджетам формируется федеральный бюджет в стране.
Объектом исследования выступает анализ формирующих местный бюджет этапов и статей, способствующих дальнейшему развитию региона и повышению уровни жизни проживающего в нём населения, где бюджет создаётся и реализуется.
Предметом исследования служат формирующие местный бюджет элементы и статьи. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.
Заключение
Итоги работы состоят в следующих аспектах анализа и исследования. Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и направляемых на финансирование вмененных им полномочий, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
В условиях рынка финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются в основном в форме бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов. Часть финансовых ресурсов субъектов хозяйствования может быть использована на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплату штрафных санкций и т.п. Таким образом, основой доходного потенциала бюджетов региона выступает валовой региональный продукт, часть которого в результате распределительных и перераспределительных процессов аккумулируется в доходах бюджетов соответствующего уровня.
Доходный потенциал регионального (муниципального) бюджета характеризует возможность в рамках территории обеспечивать расходные обязательства региональных (муниципальных) органов управления доходами соответствующих бюджетов. Это понятие чаще всего используется в практике современного бюджетного планирования. Консолидированный доходный потенциал бюджета региона или муниципального образования (района) определяет возможности территорий по формированию доходов соответствующих консолидированных бюджетов — бюджета региона и бюджета районного муниципального образования. Использование понятия консолидированного доходного потенциала позволяет оценить возможности генерирования доходов территориями, в составе бюджетной системы которых формируются бюджеты разного вида (региональный, районные (городские), сельские и поселковые муниципальные бюджеты) и более рационально подойти к организации межбюджетных отношений в пределах вмененной им бюджетной компетенции. К сожалению в большинстве своём анализ доходности бюджета Читинской области отражает дотационный характер региона и не состоятельность действующих властей в решении всех задач, планируемых на предстоящий период.
Совокупный доходный потенциал регионального бюджета характеризует потенциальные возможности субъекта РФ генерировать доходы бюджетов всех уровней в рамках данной территории. Это понятие в настоящее время практически не используется в бюджетной практике. С нашей точки зрения, формирование и оценка совокупного доходного потенциала необходимо для объективной оценки степени централизации бюджетных доходов региона в рамках бюджетной системы РФ, выявления возможностей укрепления самостоятельности территориальных бюджетов за счет реформирования системы межбюджетного перераспределения доходов.
Выбор направлений развития и реализации доходного потенциала территорий во многом определяется приоритетами структурных составляющих бюджетных доходов. Бюджетная классификация РФ определяет три основные группы: собственно доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В первую группу включаются 19 подгрупп: различные виды налогов и налоговых платежей, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг, продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.п. Во вторую группу входят безвозмездные перечисления от нерезидентов, от других бюджетов бюджетной системы РФ, от государственных и негосударственных организаций и др. В составе третьей группы различают доходы и безвозмездные поступления от собственности и иной приносящей доход деятельности, рыночные продажи товаров и услуг и т.д. Чаще всего потенциальные возможности увеличения тех или иных видов поступлений в бюджеты рассматриваются применительно к первой и третьей группе, поскольку они в большей степени прогнозируемы.
Анализ доходов муниципального бюджета г. Читы свидетельствует о том, что в настоящее время в его структуре преобладают налоговые доходы, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от оказания платных услуг, безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субсидий и целевых субвенций. В целях укрепления самостоятельности территориальных бюджетов особое значение приобретает понятие собственных доходных источников. Бюджетный кодекс РФ в современной трактовке к числу собственных относит не только налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в соответствующие бюджеты, но и основную массу безвозмездных перечислений муниципальным бюджетам. Данная позиция основана на точке зрения ряда ученых по вопросу о собственности бюджетных средств в части перераспределяемых между уровнями бюджетов (для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности). Я не согласна с такой постановкой вопроса, поскольку собственные средства объективно не могут и не должны перманентно (ежегодно) изменяться в зависимости от ряда субъективных факторов: численности постоянного населения, оценки налогового потенциала территории, структуры бюджетных расходов и т.п.
Моя тчка зрения на определение налогового потенциала региона заключается в целостном двуедином рассмотрении данной категории. Первый аспект базируется на предположении об оптимальности и целесообразности использования всех экономических ресурсов региона. С позиции региональных экономических ресурсов налоговый потенциал определяется как максимально возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хозяйства региона через налогообложение при оптимальном и обоснованном использовании каждого из имеющихся ресурсов региона.
Согласно второму аспекту следует исходить из возможностей действующей налоговой системы мобилизовать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему государства. С этих позиций налоговый потенциал трактуется как возможность ресурсной базы региона приносить реальные доходы в бюджетную систему государства в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий использования всех налоговых источников, фактически вовлечённых в общественное производство. Реализация того или иного подхода к определению налогового потенциала для целей его оценки зависит от круга поставленных задач. Так, первый аспект решает стратегические задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы с целью улучшения финансово-экономической ситуации государства в целом; второй же более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, межбюджетного выравнивания асимметрии в развитии регионов, оценки деятельности налоговых органов отдельных территорий и краткосрочного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства.
Таким образом, доходный потенциал бюджетов территорий определяется не только с позиции наличия того или иного объемы финансовых ресурсов, которые могут быть аккумулированы в соответствующем бюджете, но и с позиции создания реальных предпосылок для его наиболее полной реализации в контексте концептуальных и программных основ территориального развития. Большое внимание бюджетированию в своём послании уделил Президент РФ[9].
Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации. Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции.
Библиография
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ
3. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 18.12.2006 N 233-ФЗ"О Внесении изменений в федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации "
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1003 "Об утверждении программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы".
8. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года
10. Постановление областной Думы № 201 от 21.06.2006 г. Закон Читинской области № 819-ЗЧО. Об исполнении областного бюджета за 2005 г.
11. Проект Закона Читинской области. Об областном бюджете на 2007 г.// Забайкальский рабочий. № 202-203. 2006 г. от 16.10.2006 г.
Учебная литература
12. Андреев А. Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. 2001. № 1.
13. Баларбны В. И. Налоговое право: теория, практика, споры. М.: Книжный мир, 2000.
14. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и сервис, 2000.
15. Бетин О. И. Бюджетный федерализм в России, проблемы регулирования и управления. М.: Изд-во МГУ, 1999.
16. Биръоков А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов // Финансы. 2001. № 11.
17. Бутов В. И., Игнатов В. Н., Кетова Н. П. Основы региональной экономики М.: Книжный дом: "Университет"; Ростов н/Д: Изд. центр "Мир Т", 2000.
18. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. В. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.
19. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. М. В. Романовского. М.: Юрайт, 1999.
20. Бюджетный федерализм: проблемы, теории, опыт. М.: Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2001.
21. Годин A.M., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.
22. Годин A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К°», 2002.
23. Государственные и территориальные финансы / Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
24. Игудин А. Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. 2000. 12. С. 15—17.
25. Петров В. А. Основные направления бюджетной политики до 2001 г. // Финансы. 1998. № 5.
26. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3.
27. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков/ Моск. Центр Восток-Запад. – М.: Диалог-МГУ, 2004. – 235 с.
[1] Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.
[2] Источник: Бюджеты Читинского региона за 1998-2003 г.г. * за 10 месяцев 2003 года
[3] Стю 87 Бюджетного кодекса РФ 1998 года и статью 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года
[4] Стат. Управление: бюджет г. Читы за 2005 год
[5] Источник: расчеты на основе данных о бюджетах исполнения местных органов государственного управления г. Чита за 2005 год.
[6] К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований// Юрист. № 7. 2006
[7] Кудрин А.Л. Экономическая политика и Федеральный бюджет 2006 года// Финансы № 2, 2006
[8] Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов //Финансы №9,2006
[9] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: “Финансовое право”
Тема: «Местные бюджеты: особенности их формирования и использования»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ
1.1. Территориальная организация местного самоуправления. Понятие, функции местного бюджета
1.2. Структура местного бюджета органов местного самоуправления
1.2.1. Формирование доходов местных бюджетов
1.2.2. Формирование расходов местных бюджетов
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета на примере г. Читы
2.1. Структура формирования бюджета
2.2. Перспективы совершенствования доходности
Заключение
Библиография
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Государство в рыночной экономике выступает одновременно:
- как организатор экономического порядка, ответственный за установление общих "правил игры" и являющийся гарантом их стабильности и выполнения;
- как предприниматель, осуществляющий экономическую деятельность в пределах установленных норм и правил;
- как персонификатор и выразитель общественных целей и интересов.
Сильное Российское государство — это эффективно функционирующая система, элементами которой являются федеративные отношения, развивающаяся экономика, эффективное государственное управление и власть. Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающие правовой, политический и хозяйственный механизмы ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение высокого уровня жизни в стране.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Для создания эффективной финансовой системы, разумеется, необходимы высокий уровень эффективности производства, а также доходов на душу населения, и устойчивые демократические традиции принятия решений в стране.
Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе страны и являясь главной составляющей государственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
Тем не менее, бюджет, будучи центральным звеном финансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и сферах формирования институциональных основ финансовых отношений.
Одна только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее активной политикой федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. По существу это означает, что государство должно сосредоточиться на важнейших стратегических и пространственных финансовых приоритетах, и для этого необходимо сместить акценты в подходе к управлению не только финансовыми, но и экономическими процессами, что в свою очередь подтверждает практическую значимость исследования темы работы.
Выступая как система денежных отношений, местный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов — отношения между социальными слоями и группами и государством, в связи с чем, является актуальным для исследования, так как по местным бюджетам формируется федеральный бюджет в стране.
Объектом исследования выступает анализ формирующих местный бюджет этапов и статей, способствующих дальнейшему развитию региона и повышению уровни жизни проживающего в нём населения, где бюджет создаётся и реализуется.
Предметом исследования служат формирующие местный бюджет элементы и статьи. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.
Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.