Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: “Финансовое право”

 

Тема: «Местные бюджеты: особенности их формирования и использования»

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ

1.1. Территориальная организация местного самоуправления. Понятие, функции местного бюджета

1.2. Структура местного бюджета органов местного самоуправления

1.2.1. Формирование доходов местных бюджетов

1.2.2. Формирование расходов местных бюджетов

Глава 2. Формирование и использование местного бюджета на примере г. Читы

2.1. Структура формирования бюджета

2.2. Перспективы совершенствования доходности

Заключение

Библиография



Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Государство в рыночной экономике выступает одновре­менно:

- как организатор экономического порядка, ответствен­ный за установление общих "правил игры" и являющийся гарантом их стабильности и выполнения;

- как предприниматель, осуществляющий экономичес­кую деятельность в пределах установленных норм и правил;

- как персонификатор и выразитель общественных це­лей и интересов.

Сильное Российское государство — это эффективно фун­кционирующая система, элементами которой являются феде­ративные отношения, развивающаяся экономика, эффектив­ное государственное управление и власть. Реализация соци­альных целей развития государства предполагает практичес­ки работающие правовой, политический и хозяйственный ме­ханизмы ответственности власти и основных субъектов эконо­мики за достижение высокого уровня жизни в стране.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное ре­гулирование, является финансовая система общества, глав­ное звено которой — бюджетная система. Именно посред­ством финансовой системы государство образует централи­зованные фонды и воздействует на формирование децентра­лизованных фондов денежных средств, обеспечивая возмож­ность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Для создания эффективной финансовой системы, разу­меется, необходимы высокий уровень эффективности произ­водства, а также доходов на душу населения, и устойчивые демократические традиции принятия решений в стране.

Бюджет, занимая центральное положение в финансо­вой системе страны и являясь главной составляющей госу­дарственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функ­ций органов государственной власти, но и основа его сувере­нитета.

Тем не менее, бюджет, будучи центральным звеном фи­нансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основан­ная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполне­ние финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к ис­полнению закона, так и сферах формирования институцио­нальных основ финансовых отношений.

Одна только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее ак­тивной политикой федерального центра по реализации при­оритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. По существу это означает, что госу­дарство должно сосредоточиться на важнейших стратеги­ческих и пространственных финансовых приоритетах, и для этого необходимо сместить акценты в подходе к управлению не только финансовыми, но и экономическими процессами, что в свою очередь подтверждает практическую значимость исследования темы работы.

Выступая как система денежных отношений, местный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов — отношения между социальными слоями и группами и государством, в связи с чем, является актуальным для исследования, так как по местным бюджетам формируется федеральный бюджет в стране.

Объектом исследования выступает анализ формирующих местный бюджет этапов и статей, способствующих дальнейшему развитию региона и повышению уровни жизни проживающего в нём населения, где бюджет создаётся и реализуется.

Предметом исследования служат формирующие местный бюджет элементы и статьи. Таким образом, бюджетные отношения, которые фор­мируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хо­зяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономи­ческой стабилизации, и в экономическом росте воспроизвод­ственного потенциала всего общества. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изуче­ние местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретичес­ких и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.



Заключение

Итоги работы состоят в следующих аспектах анализа и исследования. Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления и направляемых на финан­сирование вмененных им полномочий, выступают вало­вой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

В условиях рынка финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления фор­мируются и используются в основном в форме бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов. Часть финансовых ресурсов субъектов хозяйствования может быть использована на выполнение финансовых обяза­тельств перед бюджетами разных уровней, государствен­ными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплату штрафных санкций и т.п. Таким образом, основой доходного потенциала бюд­жетов региона выступает валовой региональный продукт, часть которого в результате распределительных и пере­распределительных процессов аккумулируется в доходах бюджетов соответствующего уровня.

Доходный потенциал регионального (муниципально­го) бюджета характеризует возможность в рамках терри­тории обеспечивать расходные обязательства региональ­ных (муниципальных) органов управления доходами со­ответствующих бюджетов. Это понятие чаще всего используется в практике современного бюджетного пла­нирования. Консолидированный доходный потенциал бюджета региона или муниципального образования (района) оп­ределяет возможности территорий по формированию доходов соответствующих консолидированных бюджетов — бюджета региона и бюджета районного муниципально­го образования. Использование понятия консолидиро­ванного доходного потенциала позволяет оценить воз­можности генерирования доходов территориями, в составе бюджетной системы которых формируются бюд­жеты разного вида (региональный, районные (городс­кие), сельские и поселковые муниципальные бюджеты) и более рационально подойти к организации межбюджет­ных отношений в пределах вмененной им бюджетной компетенции. К сожалению в большинстве своём анализ доходности бюджета Читинской области отражает дотационный характер региона и не состоятельность действующих властей в решении всех задач, планируемых на предстоящий период.

Совокупный доходный потенциал регионального бюд­жета характеризует потенциальные возможности субъек­та РФ генерировать доходы бюджетов всех уровней в рам­ках данной территории. Это понятие в настоящее время практически не используется в бюджетной практике. С нашей точки зрения, формирование и оценка совокуп­ного доходного потенциала необходимо для объективной оценки степени централизации бюджетных доходов ре­гиона в рамках бюджетной системы РФ, выявления воз­можностей укрепления самостоятельности территори­альных бюджетов за счет реформирования системы меж­бюджетного перераспределения доходов.

Выбор направлений развития и реализации доходного потенциала территорий во многом определяется приори­тетами структурных составляющих бюджетных доходов. Бюджетная классификация РФ определяет три основные группы: собственно доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской и иной приносящей до­ход деятельности. В первую группу включаются 19 под­групп: различные виды налогов и налоговых платежей, доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг, продажи материальных и не­материальных активов, штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.п. Во вторую группу входят безвозмездные пе­речисления от нерезидентов, от других бюджетов бюджет­ной системы РФ, от государственных и негосударствен­ных организаций и др. В составе третьей группы различают доходы и безвозмездные поступления от собственности и иной приносящей доход деятельности, рыночные прода­жи товаров и услуг и т.д. Чаще всего потенциальные воз­можности увеличения тех или иных видов поступлений в бюджеты рассматриваются применительно к первой и третьей группе, поскольку они в большей степени про­гнозируемы.

Анализ доходов муниципального бюд­жета г. Читы свидетельствует о том, что в настоящее время в его структуре преобладают налоговые доходы, доходы от ис­пользования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от оказания платных услуг, безвозмездные перечисления из вышестоящих бюд­жетов в форме дотаций, субсидий и целевых субвенций. В целях укрепления самостоятельности территори­альных бюджетов особое значение приобретает понятие собственных доходных источников. Бюджетный кодекс РФ в современной трактовке к числу собственных отно­сит не только налоговые и неналоговые доходы, зачисля­емые в соответствующие бюджеты, но и основную массу безвозмездных перечислений муниципальным бюджетам. Данная позиция основана на точке зрения ряда ученых по вопросу о собственности бюджетных средств в части перераспределяемых между уровнями бюджетов (для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности). Я не согласна с такой постановкой вопроса, поскольку соб­ственные средства объективно не могут и не должны пер­манентно (ежегодно) изменяться в зависимости от ряда субъективных факторов: численности постоянного на­селения, оценки налогового потенциала территории, структуры бюджетных расходов и т.п.

Моя тчка зрения на определение налогового по­тенциала региона заключается в целостном двуедином рассмотрении данной категории. Первый аспект базиру­ется на предположении об оптимальности и целесооб­разности использования всех экономических ресурсов региона. С позиции региональных экономических ресур­сов налоговый потенциал определяется как максималь­но возможный объём финансовых ресурсов, который может быть мобилизован в системе национального хо­зяйства региона через налогообложение при оптималь­ном и обоснованном использовании каждого из имею­щихся ресурсов региона.

Согласно второму аспекту следует исходить из возможностей действующей налоговой системы мобили­зовать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему госу­дарства. С этих позиций налоговый потенциал трактуется как возможность ресурсной базы региона приносить ре­альные доходы в бюджетную систему государства в виде налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства, с учётом сложившихся условий исполь­зования всех налоговых источников, фактически вовле­чённых в общественное производство. Реализация того или иного подхода к определению налогового потенциала для целей его оценки зависит от круга поставленных задач. Так, первый аспект решает стратегические задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы с целью улучшения финансово-экономической ситуации государства в целом; второй же более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, меж­бюджетного выравнивания асимметрии в развитии реги­онов, оценки деятельности налоговых органов отдель­ных территорий и краткосрочного планирования нало­говых поступлений в бюджетную систему государства.

Таким образом, доходный потенциал бюджетов тер­риторий определяется не только с позиции наличия того или иного объемы финансовых ресурсов, которые могут быть аккумулированы в соответствующем бюджете, но и с позиции создания реальных предпосылок для его наи­более полной реализации в контексте концептуальных и программных основ территориального развития. Большое внимание бюджетированию в своём послании уделил Президент РФ[9].

Бюджетная политика должна формироваться ис­ходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения пози­тивных структурных изменений в экономике и со­циальной сфере, решения проблем макроэкономи­ческой сбалансированности, повышения эффектив­ности и прозрачности управления общественными финансами.

Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации. Акцент в антиинфляцион­ных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относитель­но высокой инфляции.



Библиография

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ

3. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О вве­дении в действие части первой Налогового кодекса Российс­кой Федерации".

4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счет­ной палате Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 18.12.2006 N 233-ФЗ"О Внесении изменений в федеральный закон "О бюджетной классификации Российс­кой Федерации "

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1003 "Об утверждении программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы".

8. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".

9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года

10. Постановление областной Думы № 201 от 21.06.2006 г. Закон Читинской области № 819-ЗЧО. Об исполнении областного бюджета за 2005 г.

11. Проект Закона Читинской области. Об областном бюджете на 2007 г.// Забайкальский рабочий. № 202-203. 2006 г. от 16.10.2006 г.


Учебная литература

12. Андреев А. Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. 2001. № 1.

13. Баларбны В. И. Налоговое право: теория, практика, спо­ры. М.: Книжный мир, 2000.

14. Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное само­управление в Германии. М.: Дело и сервис, 2000.

15. Бетин О. И. Бюджетный федерализм в России, пробле­мы регулирования и управления. М.: Изд-во МГУ, 1999.

16. Биръоков А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности ре­гионов // Финансы. 2001. № 11.

17. Бутов В. И., Игнатов В. Н., Кетова Н. П. Основы региональ­ной экономики М.: Книжный дом: "Университет"; Ростов н/Д: Изд. центр "Мир Т", 2000.

18. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. В. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.

19. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. М. В. Рома­новского. М.: Юрайт, 1999.

20. Бюджетный федерализм: проблемы, теории, опыт. М.: Консорциум по вопросам прикладных экономических иссле­дований, 2001.

21. Годин A.M., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.

22. Годин A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная систе­ма Российской Федерации. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К°», 2002.

23. Государственные и территориальные финансы / Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000.

24. Игудин А. Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. 2000. 12. С. 15—17.

25. Петров В. А. Основные направления бюджетной политики до 2001 г. // Финансы. 1998. № 5.

26. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3.

27. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков/ Моск. Центр Восток-Запад. – М.: Диалог-МГУ, 2004. – 235 с.

 

 


[1]  Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.

[2] Источник: Бюджеты Читинского региона за 1998-2003 г.г. * за 10 месяцев 2003 года

[3] Стю 87 Бюджетного кодекса РФ 1998 года и статью 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года

[4] Стат. Управление: бюджет г. Читы за 2005 год

[5] Источник: расчеты на основе данных о бюджетах исполнения местных органов государственного управления г. Чита за 2005 год.

[6] К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований// Юрист. № 7. 2006

[7] Кудрин А.Л. Экономическая политика и Федеральный бюджет 2006 года// Финансы № 2, 2006

[8] Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов //Финансы №9,2006

[9] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года

 



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: “Финансовое право”

 

Тема: «Местные бюджеты: особенности их формирования и использования»

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ

1.1. Территориальная организация местного самоуправления. Понятие, функции местного бюджета

1.2. Структура местного бюджета органов местного самоуправления

1.2.1. Формирование доходов местных бюджетов

1.2.2. Формирование расходов местных бюджетов

Глава 2. Формирование и использование местного бюджета на примере г. Читы

2.1. Структура формирования бюджета

2.2. Перспективы совершенствования доходности

Заключение

Библиография



Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Государство в рыночной экономике выступает одновре­менно:

- как организатор экономического порядка, ответствен­ный за установление общих "правил игры" и являющийся гарантом их стабильности и выполнения;

- как предприниматель, осуществляющий экономичес­кую деятельность в пределах установленных норм и правил;

- как персонификатор и выразитель общественных це­лей и интересов.

Сильное Российское государство — это эффективно фун­кционирующая система, элементами которой являются феде­ративные отношения, развивающаяся экономика, эффектив­ное государственное управление и власть. Реализация соци­альных целей развития государства предполагает практичес­ки работающие правовой, политический и хозяйственный ме­ханизмы ответственности власти и основных субъектов эконо­мики за достижение высокого уровня жизни в стране.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное ре­гулирование, является финансовая система общества, глав­ное звено которой — бюджетная система. Именно посред­ством финансовой системы государство образует централи­зованные фонды и воздействует на формирование децентра­лизованных фондов денежных средств, обеспечивая возмож­ность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Для создания эффективной финансовой системы, разу­меется, необходимы высокий уровень эффективности произ­водства, а также доходов на душу населения, и устойчивые демократические традиции принятия решений в стране.

Бюджет, занимая центральное положение в финансо­вой системе страны и являясь главной составляющей госу­дарственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функ­ций органов государственной власти, но и основа его сувере­нитета.

Тем не менее, бюджет, будучи центральным звеном фи­нансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основан­ная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполне­ние финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к ис­полнению закона, так и сферах формирования институцио­нальных основ финансовых отношений.

Одна только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее ак­тивной политикой федерального центра по реализации при­оритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. По существу это означает, что госу­дарство должно сосредоточиться на важнейших стратеги­ческих и пространственных финансовых приоритетах, и для этого необходимо сместить акценты в подходе к управлению не только финансовыми, но и экономическими процессами, что в свою очередь подтверждает практическую значимость исследования темы работы.

Выступая как система денежных отношений, местный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов — отношения между социальными слоями и группами и государством, в связи с чем, является актуальным для исследования, так как по местным бюджетам формируется федеральный бюджет в стране.

Объектом исследования выступает анализ формирующих местный бюджет этапов и статей, способствующих дальнейшему развитию региона и повышению уровни жизни проживающего в нём населения, где бюджет создаётся и реализуется.

Предметом исследования служат формирующие местный бюджет элементы и статьи. Таким образом, бюджетные отношения, которые фор­мируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хо­зяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономи­ческой стабилизации, и в экономическом росте воспроизвод­ственного потенциала всего общества. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изуче­ние местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретичес­ких и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.



Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.