Трудовой договор с иностранным работником

 

В отношении иностранных работников действует национальный правовой режим. Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ они пользуются такими же правами, как и российские граждане, включая гарантии при трудоустройстве.

Российское законодательство содержит ряд запретов на трудовую деятельность иностранных граждан, что не противоречит международным нормам, регулирующим трудовую миграцию. Так, в Конвенции МОТ № 143 говорится, что государства могут ограничивать доступ к определенным видам работ или функций, когда это необходимо в их интересах. Такие ограничения не являются дискриминацией, поскольку определяются свойственными конкретному виду труда требованиями.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин не вправе: находиться на муниципальной службе; отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ[44]; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ[45]; заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Возраст, с которого допускается прием на работу, согласно ст.63 ТК составляет 16 лет; верхняя граница возраста отсутствует; с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки или попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Конвенция МОТ от 1973 г. № 138 о минимальном возрасте для приема на работу разрешает прием на работу по найму лиц в возрасте от 13 до 18 лет для выполнения легкой работы, которая не является вредной для их здоровья или развития, не наносит ущерба посещаемости школы, участию в программе профессиональной ориентации или подготовки. В то же время, Законом № 115-ФЗ установлено, что разрешение на работу выдается только лицам, достигшим 18-летнего возраста. Это означает, что иностранные работники моложе указанного возраста не могут быть приняты на работу на территории РФ. Положение о заключении трудового договора с 18-летнего возраста содержится и во многих двусторонних договорах РФ (например, соглашения с Вьетнамом, КНР, Словакией).

В некоторых межгосударственных соглашениях (с Вьетнамом, КНР) предусматриваются обязательные медицинские осмотры всех иностранных граждан, направляющихся для работы в РФ, независимо от того, какую работу им предстоит выполнять. При этом медицинское освидетельствование осуществляется вьетнамскими (китайскими) врачами перед выездом иностранных граждан из страны проживания на основе согласованных с органами здравоохранения РФ и Вьетнама (КНР) стандартов медицинского обследования. Каждый вьетнамский (китайский) гражданин по прибытии в РФ должен иметь справку о состоянии своего здоровья.

Как отмечается в литературе, работодателю, привлекающему иностранных работников, временно пребывающих в РФ, необходи­мо разработать типовой трудовой договор, проект которого затребует орган, ведающий вопросами миграции, при оформ­лении разрешения на привлечение иностранных работников[46].

В ч.2 ст.67 ТК говорится, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Однако международные правовые акты государств-участников СНГ и двусторонние договоры РФ исключают возможность приема на работу законных работников-мигрантов без оформления письменного трудового договора.

В современной российской действительности распространена практика подмены трудового договора гражданско-правовым. Это было выгодно для работодателей, так как позволяла не соблюдать требования, связанные с получением разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Закон № 115-ФЗ ввел разрешительный порядок привлечения иностранцев и лиц без гражданства для выполнения работ и оказания услуг по гражданско-правовым договорам (ст.13). Тем не менее, гражданско-правовой договор сохраняет привлекательность для работодателей, так как позволяет экономить средства на уплате единого социального налога, не платить обязательных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расторгать договоры с исполнителями работ без предоставления им гарантий, установленные трудовым законодательством. В случае подмены трудового договора гражданско-правовым иностранные граждане и лица без гражданства имеют все основания для обращения в суд. Если в суде будет установлено, что гражданско-правовым договором фактически регулируются трудовые отношения, то к ним должны применяться положения трудового законодательства (ч.3 ст.11 ТК). Данная позиция подтверждена в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»[47].

Условия трудового договора с иностранным работником должны соответствовать законодательству РФ и международным договорам, ратифицированным РФ. Таким образом, при определении условий трудового договора должны приниматься во внимание нормы международных догово­ров, заключенных РФ с иностранными государствами. Большинство двусторонних международных договоров о взаимной временной трудовой деятельности граж­дан, заключенных Правительством РФ, предусматривают, что работнику должны быть известны не только условия труда, но и условия проживания, покрытия расходов по его проезду из государства постоянного проживания в государ­ство временной трудовой деятельности и обратно (для при­глашенных работников).

Во избежание споров и недоразумений в трудовые договоры с трудящимися-мигрантами целесообразно включать условие о том, что работник обязан незамедлительно уведомить работодателя об аннулировании разрешения на работу. Также желательно предусмотреть в трудовом договоре обязанность ра­ботника предъявлять разрешение на работу по требованию работодателя. Самому же работодателю не следует забывать проверять наличие разрешения[48].

Иностранные работники имеют равные с российски­ми работниками права, предусмотренные ТК, в том числе на отдых (выходные и праздничные дни), отпуск, соблюдение установленной продолжительно­сти рабочего времени, на равную оплату труда и т.д. Однако работодателям, привлекающим и использующим трудящихся-мигрантов, необходимо знать и условия международ­ных договоров, заключенных РФ, осо­бенно тех, которые регулируют вопросы взаимной трудо­вой деятельности граждан РФ и других государств.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причи­на), послужившее основанием для заключения срочного тру­дового договора в соответствии с ТК и иными феде­ральными законами. Условие о сроке трудового договора с иностранным работником является наиболее значи­мым, поскольку трудовые отношения здесь находятся в прямой зависимости от докумен­тов, дающих право иностранному гражданину находиться в РФ. Трудовой договор должен быть составлен на русском языке, являющимся согласно ст.68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории. Обязанность работодателя по составлению трудового договора с иностранным работником, не владеющим русским языком, на иностранном языке (языке, которым владеет работник), действующим законодательством не предусмотрена.

Международными договорами РФ, как правило, предус­матривается, что работник должен ознакомиться с текстом трудового договора (контракта) на государственном языке государства его постоянного проживания или другом по­нятном ему языке. В основном требования международных договоров, содержащих нормы трудового права, сводятся к тому, что работодатель обязан обеспечить трудящемуся-миг­ранту понимание условий его найма в результате объясне­ний, данных ему на его родном языке; работник должен свободно и сознательно согласиться на условия его найма. Во избежание споров с трудящимся-мигрантом работодателю целесообразно составлять трудовой договор на двух языках – русском и понятном работнику.

Трудовые договоры могут освобождать трудящихся-мигрантов от работы в дни национальных праздников. Такие условия основаны на международных договорах РФ с соответствующими странами. Так, вьетнамские граждане освобождаются от работы в день национального праздника СРВ – 2 сентября и на 2 дня Нового Года по лунному календарю. Если вьетнамские граждане по согласованию с их руководством привлекаются в эти праздничные дни к работе, то компенсация осуществляется в установленном российским законодательством порядке[49]. Аналогично, китайские граждане освобождаются от работы в день национального праздника КНР – 1 октября и в день Нового Года по лунному календарю. При привлечении к работе в указанные дни им выплачивается компенсация в соответствии с трудовым законодательством России, то есть применяется ст. 153 ТК об оплате в двойном размере, либо по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Что касается оплаты труда, то общее требование заключается в том, что она не может быть меньше минимального размера, зафиксированного в законодательстве места работы. Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная) 1949 г. провозглашает равенство мигрантов с гражданами страны пребывания в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальным законодательством, еще и возможность участвовать в процедурах но установлению ее размера. Заработная должна выплачиваться регулярно и в наличной форме.

Прекращение трудовых отношений с работниками - ино­странными гражданами осуществляется по таким же прави­лам, как и прекращение трудовых отношений с российски­ми гражданами. Поскольку с ино­странными гражданами заключаются срочные трудовые до­говоры, то увольнение работников, разрешительные доку­менты которых прекратили свое действие или были аннули­рованы, осуществляется по п. 2 ст. 77 ТК РФ – истечение срока трудового договора. В том случае, если трудовой договор досрочно прекраща­ется в связи с аннулированием разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников, то согласно п.13 ст.18 Закона № 115-ФЗ работник имеет право заключить новый трудовой договор с другим работодателем, если на период, остав­шийся до истечения этого срока, остается не менее 3 меся­цев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Дополнительные условия трудового договора с трудящимся-мигрантом могут касаться: осуществления социального, медицинского и страхования работника и членов его семьи; обеспечения жильем; создания необходимых условий для повышении квалификации: возмещении расходов по возвращению работника-мигранта и членов его семьи в страну жительства, а также по провозу имущества. Эти и другие условия не должны ухудшать положения трудящегося-мигранта по сравнению с гражданами РФ, кроме тех исключений, которые предусмотрены российским законодательством и потому не считаются дискриминацией.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования были сделаны выводы:

В сфере правового регулирования внешней трудовой миграции большое значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, региональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ. При этом международные договоры и соглашения выступают для РФ ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции. На наш взгляд, первостепенной задачей для РФ является ратификация международных конвенций, касающихся вопросов трудовой миграции, что позволит привести российское законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.

Правовой институт внешней трудовой миграции носит комплексный характер, поскольку составляющие его нормы находятся в разных отраслях права: административном, гражданском, конституционном, международном, трудовом, праве социального обеспечения и др. Основным источником правового регулирования отношений в данной сфере является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 11.1.2003 № 141-ФЗ, 18.97.2006) «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Иностранным работникам в РФ предоставляется национальный режим за некоторыми изъятиями, которые могут устанавливаться исключительно международными договорами и федеральным законом.

Процесс привлечения иностранной рабочей силы в РФ включает: 1) получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников; 2) оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; 3) внесение средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ; 4) получение иностранным гражданином разрешения на работу; 5) установление трудовых отношений путем заключения трудового договора.

Трудящийся-мигрант – это физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства. Содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает. На наш взгляд, эти категории должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда).

Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных организаций, международных договорах и российском законодательстве. Условия трудового договора с иностранными работниками должны соответствовать законодательству РФ и международным договорам, надлежаще ратифицированным РФ.

В целях защиты прав иностранных работников Министерству здравоохранения и социального развития РФ необходимо разработать типовую форму трудового договора с иностранным работником, что соответствует Рекомендации МОТ № 86 от 1949 г. о трудящихся-мигрантах, в которых содержатся основные требования к такому типовому договору. Перспективным также является разработка и принятие специального федерального закона о правовом статусе трудящихся-мигрантов, а также дополнение ТК РФ отдельной главой, регулирующей труд иностранных работников.

Ряд авторов для решения актуальных вопросов внешней трудовой миграции предлагают ужесточить меры ответственности в этой сфере. Но более перспективным видится путь тщательного совершенствования действующего законодательства о трудовой миграции, приведение его в соответствие с международными стандартами, ликвидация пробелов и противоречий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Международно-правовые акты

1. Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей». 18.12.1990. // Международное публичное право: сборник документов. М., 1996. Т.1. С. 492-512.

2. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». 18.06.1998. // Росс. газета. 1998. 16 дек.

3. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости». 25.06.1958. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1262-1265.

4. Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся- мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.965-981.

5. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции, обеспечении равенства в области социальных и гражданских прав труд мигрантов». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ, 1991. Т.2. С. 1779-1786.

6. Рекомендация МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях». 22.06.55. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.

7. Рекомендации МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1787-1794

8. Рекомендация МОТ № 86 «О трудящихся-мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С. 982-999.

9. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. 24.11.1974. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

10. Соглашение между правительством Республики Молдовы и Правительством РФ о трудовой длительности и социальной защите граждан РФ и Республикой Молдовы, работающих за пределами границ своих государств. 27.05.1993. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

11. Соглашение между правительством РФ и Правительством Киргизской республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов. 28.03.96. // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 5857.

12. Соглашение между правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной граждан России и Украины, работающих за пределами границ государств 14.01.1993. // Бюллетень международных договоров. 1993. №3.

13. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ. 19.07.1994. // Рос. газета. 1994. 6 янв.

14. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, объединениях и организациях РФ. 29.09.92. // Росс. газета. 1996. 6 июля.

15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в сфере выполнения договоров подряд и взаимном трудоустройстве. 13.02.1995. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

16. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории РФ. 15.03.94. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».

17. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан . 29.06.99. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».

18. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Породной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в РФ. 03.11.2000. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7.

Нормативные правовые акты

 

19. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Рос. газета. 1993. № 237. 25 дек.

20. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.

21. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

22. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

23. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 257.

24. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 47. С. 4911.

25. Постановление Правительства РФ от 16.01.2003 N 21 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов // СЗ РФ. 2003. № 4. Ст. 324.

26. Постановление Правительства от 22.12.2006 N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 247.

27. Инструк­ция об организации работы по подготовке и выдаче тер­риториальными органами Минтруда РФ по вопросам за­нятости населения заключений о целесообразности привлече­ния и использования иностранных работников: утв. приказом Минтруда РФ от 15.07.2003 № 175. // Рос. газета. 2003. 22 авг.

 

Специальная литература

28. Андрианова Н.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. М., 2002. 22 с.

29. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2.

30. Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / В.А.Асриян. М., 2004. 24 с.

31. Бондаренко А.А., Абрамова Э.В. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности // Миграционное право. 2006. N 5.

32. Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // Человек и труд. 1994. № 6.

33. Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

34. Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции. // Труд за рубежом. 1997. № 3.

35. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.

36. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2002. 24 с.

37. Киселев И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М. 2003.

38. Конюшева Н. Привлечение иностранной рабочей силы // ЭЖ-Юрист. 2005. № 42.

39. Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (постатейный) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

40. Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. 264 с.

41. Труханович Л.В. Труд иностранных граждан в России. / Л.В.Труханович, Э.Р.Григорьев. М., 2004. 192 с.

42. Храмкин Д.В. Если на работу принят иностранный гражданин... // Российский налоговый курьер. 2007. N 9.

Судебная практика

43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.


[1] См.: Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

[2] См.: Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве. // Российский юридический журнал. 1997. № 4. С.15-16.

[3] См.: Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 (ред. от 27.07.2007) «Вопросы Федеральной миграционной службы»; Постановлении Правительства РФ от 04.11.1993 № 1127 «Об органе, обеспечивающем осуществление международных договоров РФ по вопросам внешней трудовой миграции» др.

[4] Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … к.ю.н. Екатеринбург, 2002. С. 4.

[5] Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3032.

[6] См.: Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12

[7] Конвенция принята 18 декабря 1990 года Резолюцией 45/158 на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Полный текст Конвенции см.: Сов. журнал международного права. 1991. № 3-4. С.135-172.

[8] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 177-193.

[9] См., например, Рекомендацию МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях», принятую 22 июня 1955 г. // в кн.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.

[10] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1330-1337.

[11] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1779-1794.

[12] Андрианова Н.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

[13] См.: Жильцова Ю.В. Указ. соч., С.7.

[14] Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции // Труд за рубежом. 1997. № 3. С.42.

[15] Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // Человек и труд. 1994. № 6. С. 34-38.

[16] Бюллетень международных договоров. 1997. № 2.

[17] Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.

[18] Бюллетень международных договоров. 2005. № 10.

[19] Бюллетень международных договоров. 1995. № 5.

[20] Бюллетень международных договоров. 1999. № 2.

[21] Полный текст всех соглашений - в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс: Международное Право».

[22] Андриянова М.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

[23] См.: Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 410.

[24] Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М., 2006.

[25] Киселев И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М. 2003. С. 7.

[26] Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. ст. 1915.

[27] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 257.

[28] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[29] Собрание законодательства РФ. 2003. N 4. Ст. 324.

[30] Собрание законодательства РФ. 2002. N 41. ст. 3996.

[31] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[32] Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.

[33] Данное правило не касается иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

[34] Порядок подачи ходатайств и их рассмотрения определен Инструкции об организации деятельности органов внут­ренних дел по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учета и хранения бланков приглашений, ут­в. приказом МВД России от 31.01.2003 № 72.

[35] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 247.

[36] См. подробнее об этом: Конюшева Н. Привлечение иностранной рабочей силы // ЭЖ-Юрист. 2005. N 42.

[37] Российская газета. 22 августа 2003 г. N 166.

[38] Бондаренко А.А., Абрамова Э.В. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности // Миграционное право. 2006. N 5. С.40.

[39] Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006. С. 86-87.

[40] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[41] Храмкин Д.В. Если на работу принят иностранный гражданин... // Российский налоговый курьер. 2007. N 9.

[42] Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

[43] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). ст. 257.

[44] Согласно ч.1 ст.56 Кодекса торгового мореплавания в состав экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане. Однако указанные лица не могут занимать должности: капитана судна; старшего помощника капитана судна; старшего механика; радиоспециалиста.

[45] Перечень таких объектов и организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.

[46] Труханович Л.В., Григорьев Э.Р. Труд иностранных граждан в России / Л.В.Труханович, Э.Р.Григорьев. М., 2004. С. 90.

[47] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

[48] См.: Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (постатейный) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

[49] Ст.10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством СРВ от 29.09.1992 г.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 27.