ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников

1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов нормами международного права

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации

2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы

2.3. Трудовой договор с иностранным работником

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу за рубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения. СССР был отгорожен «железным занавесом» от международного рынка труда и от иностранных инвестиций. Вплоть до начала 80 годов прошлого века для советских граждан существовали жесткие ограничения на выезд за рубеж и въезд иностранных граждан в СССР.

Россия вплотную столкнулась с ними в процессе демократических преобразований 80-90 годов и особенно после распада СССР. Россия становится как «донором» рынка труда, принимая большое количество мигрантов из стран СНГ и Китая, так и его «реципиентом», поскольку российские граждане трудятся в различных странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу. Вместе с тем в России до последнего времени отсутствовало комплексное регулирование правовых отношений с участием трудящихся-мигрантов, не была сформирована понятийная база, не наработана судебная и правоприменительная практика. При этом опыт советского законодательства здесь неприменим, поскольку абсолютно не соответствует новым реалиям.

Миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию является одним из направлений внешней трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывающий влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное положение. Указанная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость проведения специального исследования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации[1].

Таким образом, вопросы, касающиеся порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации, являются весьма актуальными и еще недостаточно изученными в правоприменительной практике.

К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).

Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «трудовой миграции» и «иностранного работника»;

- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;

- выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве;

- рассмотреть особенности трудового договора с трудящимся-мигрантом;

- сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.

В качестве методов исследования применялись сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования были сделаны выводы:

В сфере правового регулирования внешней трудовой миграции большое значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, региональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ. При этом международные договоры и соглашения выступают для РФ ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции. На наш взгляд, первостепенной задачей для РФ является ратификация международных конвенций, касающихся вопросов трудовой миграции, что позволит привести российское законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.

Правовой институт внешней трудовой миграции носит комплексный характер, поскольку составляющие его нормы находятся в разных отраслях права: административном, гражданском, конституционном, международном, трудовом, праве социального обеспечения и др. Основным источником правового регулирования отношений в данной сфере является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 11.1.2003 № 141-ФЗ, 18.97.2006) «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Иностранным работникам в РФ предоставляется национальный режим за некоторыми изъятиями, которые могут устанавливаться исключительно международными договорами и федеральным законом.

Процесс привлечения иностранной рабочей силы в РФ включает: 1) получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников; 2) оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; 3) внесение средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ; 4) получение иностранным гражданином разрешения на работу; 5) установление трудовых отношений путем заключения трудового договора.

Трудящийся-мигрант – это физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства. Содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает. На наш взгляд, эти категории должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда).

Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных организаций, международных договорах и российском законодательстве. Условия трудового договора с иностранными работниками должны соответствовать законодательству РФ и международным договорам, надлежаще ратифицированным РФ.

В целях защиты прав иностранных работников Министерству здравоохранения и социального развития РФ необходимо разработать типовую форму трудового договора с иностранным работником, что соответствует Рекомендации МОТ № 86 от 1949 г. о трудящихся-мигрантах, в которых содержатся основные требования к такому типовому договору. Перспективным также является разработка и принятие специального федерального закона о правовом статусе трудящихся-мигрантов, а также дополнение ТК РФ отдельной главой, регулирующей труд иностранных работников.

Ряд авторов для решения актуальных вопросов внешней трудовой миграции предлагают ужесточить меры ответственности в этой сфере. Но более перспективным видится путь тщательного совершенствования действующего законодательства о трудовой миграции, приведение его в соответствие с международными стандартами, ликвидация пробелов и противоречий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Международно-правовые акты

1. Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей». 18.12.1990. // Международное публичное право: сборник документов. М., 1996. Т.1. С. 492-512.

2. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». 18.06.1998. // Росс. газета. 1998. 16 дек.

3. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости». 25.06.1958. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1262-1265.

4. Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся- мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.965-981.

5. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции, обеспечении равенства в области социальных и гражданских прав труд мигрантов». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ, 1991. Т.2. С. 1779-1786.

6. Рекомендация МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях». 22.06.55. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.

7. Рекомендации МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1787-1794

8. Рекомендация МОТ № 86 «О трудящихся-мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С. 982-999.

9. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. 24.11.1974. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

10. Соглашение между правительством Республики Молдовы и Правительством РФ о трудовой длительности и социальной защите граждан РФ и Республикой Молдовы, работающих за пределами границ своих государств. 27.05.1993. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

11. Соглашение между правительством РФ и Правительством Киргизской республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов. 28.03.96. // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 5857.

12. Соглашение между правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной граждан России и Украины, работающих за пределами границ государств 14.01.1993. // Бюллетень международных договоров. 1993. №3.

13. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ. 19.07.1994. // Рос. газета. 1994. 6 янв.

14. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, объединениях и организациях РФ. 29.09.92. // Росс. газета. 1996. 6 июля.

15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в сфере выполнения договоров подряд и взаимном трудоустройстве. 13.02.1995. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».

16. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории РФ. 15.03.94. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».

17. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан . 29.06.99. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».

18. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Породной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в РФ. 03.11.2000. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7.

Нормативные правовые акты

 

19. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Рос. газета. 1993. № 237. 25 дек.

20. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.

21. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

22. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

23. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 257.

24. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 47. С. 4911.

25. Постановление Правительства РФ от 16.01.2003 N 21 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов // СЗ РФ. 2003. № 4. Ст. 324.

26. Постановление Правительства от 22.12.2006 N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 247.

27. Инструк­ция об организации работы по подготовке и выдаче тер­риториальными органами Минтруда РФ по вопросам за­нятости населения заключений о целесообразности привлече­ния и использования иностранных работников: утв. приказом Минтруда РФ от 15.07.2003 № 175. // Рос. газета. 2003. 22 авг.

 

Специальная литература

28. Андрианова Н.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. М., 2002. 22 с.

29. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2.

30. Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / В.А.Асриян. М., 2004. 24 с.

31. Бондаренко А.А., Абрамова Э.В. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности // Миграционное право. 2006. N 5.

32. Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // Человек и труд. 1994. № 6.

33. Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

34. Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции. // Труд за рубежом. 1997. № 3.

35. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.

36. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2002. 24 с.

37. Киселев И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М. 2003.

38. Конюшева Н. Привлечение иностранной рабочей силы // ЭЖ-Юрист. 2005. № 42.

39. Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (постатейный) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

40. Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. 264 с.

41. Труханович Л.В. Труд иностранных граждан в России. / Л.В.Труханович, Э.Р.Григорьев. М., 2004. 192 с.

42. Храмкин Д.В. Если на работу принят иностранный гражданин... // Российский налоговый курьер. 2007. N 9.

Судебная практика

43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.


[1] См.: Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

[2] См.: Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве. // Российский юридический журнал. 1997. № 4. С.15-16.

[3] См.: Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 (ред. от 27.07.2007) «Вопросы Федеральной миграционной службы»; Постановлении Правительства РФ от 04.11.1993 № 1127 «Об органе, обеспечивающем осуществление международных договоров РФ по вопросам внешней трудовой миграции» др.

[4] Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … к.ю.н. Екатеринбург, 2002. С. 4.

[5] Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3032.

[6] См.: Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12

[7] Конвенция принята 18 декабря 1990 года Резолюцией 45/158 на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Полный текст Конвенции см.: Сов. журнал международного права. 1991. № 3-4. С.135-172.

[8] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 177-193.

[9] См., например, Рекомендацию МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях», принятую 22 июня 1955 г. // в кн.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.

[10] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1330-1337.

[11] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1779-1794.

[12] Андрианова Н.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

[13] См.: Жильцова Ю.В. Указ. соч., С.7.

[14] Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции // Труд за рубежом. 1997. № 3. С.42.

[15] Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // Человек и труд. 1994. № 6. С. 34-38.

[16] Бюллетень международных договоров. 1997. № 2.

[17] Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.

[18] Бюллетень международных договоров. 2005. № 10.

[19] Бюллетень международных договоров. 1995. № 5.

[20] Бюллетень международных договоров. 1999. № 2.

[21] Полный текст всех соглашений - в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс: Международное Право».

[22] Андриянова М.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

[23] См.: Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 410.

[24] Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М., 2006.

[25] Киселев И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М. 2003. С. 7.

[26] Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. ст. 1915.

[27] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 257.

[28] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[29] Собрание законодательства РФ. 2003. N 4. Ст. 324.

[30] Собрание законодательства РФ. 2002. N 41. ст. 3996.

[31] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[32] Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.

[33] Данное правило не касается иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

[34] Порядок подачи ходатайств и их рассмотрения определен Инструкции об организации деятельности органов внут­ренних дел по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учета и хранения бланков приглашений, ут­в. приказом МВД России от 31.01.2003 № 72.

[35] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 247.

[36] См. подробнее об этом: Конюшева Н. Привлечение иностранной рабочей силы // ЭЖ-Юрист. 2005. N 42.

[37] Российская газета. 22 августа 2003 г. N 166.

[38] Бондаренко А.А., Абрамова Э.В. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности // Миграционное право. 2006. N 5. С.40.

[39] Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006. С. 86-87.

[40] Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4911.

[41] Храмкин Д.В. Если на работу принят иностранный гражданин... // Российский налоговый курьер. 2007. N 9.

[42] Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

[43] Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). ст. 257.

[44] Согласно ч.1 ст.56 Кодекса торгового мореплавания в состав экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане. Однако указанные лица не могут занимать должности: капитана судна; старшего помощника капитана судна; старшего механика; радиоспециалиста.

[45] Перечень таких объектов и организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.

[46] Труханович Л.В., Григорьев Э.Р. Труд иностранных граждан в России / Л.В.Труханович, Э.Р.Григорьев. М., 2004. С. 90.

[47] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

[48] См.: Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (постатейный) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

[49] Ст.10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством СРВ от 29.09.1992 г.


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников

1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов нормами международного права

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации

2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы

2.3. Трудовой договор с иностранным работником

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу за рубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения. СССР был отгорожен «железным занавесом» от международного рынка труда и от иностранных инвестиций. Вплоть до начала 80 годов прошлого века для советских граждан существовали жесткие ограничения на выезд за рубеж и въезд иностранных граждан в СССР.

Россия вплотную столкнулась с ними в процессе демократических преобразований 80-90 годов и особенно после распада СССР. Россия становится как «донором» рынка труда, принимая большое количество мигрантов из стран СНГ и Китая, так и его «реципиентом», поскольку российские граждане трудятся в различных странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу. Вместе с тем в России до последнего времени отсутствовало комплексное регулирование правовых отношений с участием трудящихся-мигрантов, не была сформирована понятийная база, не наработана судебная и правоприменительная практика. При этом опыт советского законодательства здесь неприменим, поскольку абсолютно не соответствует новым реалиям.

Миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию является одним из направлений внешней трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывающий влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное положение. Указанная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость проведения специального исследования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации[1].

Таким образом, вопросы, касающиеся порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации, являются весьма актуальными и еще недостаточно изученными в правоприменительной практике.

К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).

Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «трудовой миграции» и «иностранного работника»;

- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;

- выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве;

- рассмотреть особенности трудового договора с трудящимся-мигрантом;

- сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.

В качестве методов исследования применялись сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.