Методические указания к выполнению курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания к выполнению курсовой работы

Финансовое планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии. Финансовый план (или система финансовых планов) - один из основных разделов бизнес-плана, который является планом развития предприятия и разрабатывается как для нового, 'только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план предприятия охватывает достаточно длительный период - 3-5 лет, иногда и больше. В этом случае финансовый план является финансовым разделом бизнес-плана и представляет собой финансовый прогноз на 3-5 лет. Для целей выявления предпринимательского потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый план разбивается на более короткие периоды времени - год, квартал, месяц - и может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом. Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:

1) Анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе ведущих финансовых документов - балансе, отчета о прибылях и убытках, отчете о движении наличности;

2) Долгосрочное финансовое планирование;

3) Оперативное финансовое планирование.

Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные планы (бюджеты). Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие.

Основой краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия. Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов:

1) материальный бюджет - планирует виды и количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;

2), бюджет закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления всех планов;

3) трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности;

4) бюджет управленческих расходов - включает расходы в виде окладов управляющих, расходы на командировки, деловые поездки, гонорары, расходы на служебные помещения и др.;

5) финансовый бюджет, включает в себя: а) бюджет наличности - имеет своей целью обеспечить ликвидность предприятия;

б) бюджет дополнительных вложений капитала - уточняет запланированные денежные расходы на строительство или приобретение оборудования, реконструкцию, расширение производства и пр. Часто в отечественной литературе [3] термин "финансовое бюджетирование" называют "сметным планированием", под которым понимается составление различного рода смет при бизнес-планировании, в том числе и финансовых. При этом предполагается, что финансовый план вбирает в себя результаты других разделов бизнес-плана: планов производства и маркетинга. Это учитывается и в данной курсовой работе, последовательность проведения которой представлена в разделе 2.2.

При расчете показателей используются балансовый и нормативный методы финансового планирования.

Варианты 4,5 (городская телефонная сеть)

Для предприятий связи (АО) используется приложение 10, в котором объем выручки в денежном выражении представлена форме доходов от реализации различных услуг связи по группам потребителей - населению и организациям. Объем выручки увеличивается на сумму НДС (приложение 9).

На основе рассчитанного объема выручки составляется смета затрат на производство и реализацию услуг связи по форме таблицы 1. Основой расчетов является приложение II. Материальные затраты (МЗ) предприятий связи рассчитываются укрупненным нормативным методом, с использованием нормативов и планируемого объема доходов (приложение 10):

 

     Норматив (п.4, прил. 11)  
МЗ = п.2, прил. 11 + ∑ доходов • ---------------- • п.3, прил. 11, тыс. руб.
  (прил.10, п.6)  1000 руб.  

Расходы на оплату труда (РОТ) на планируемый год рассчитываются по данным приложения 11:

РОТ = п. 1,прил.11 х n.10, nрил.11 х 12, тыс. руб. где 12- количество месяцев.

В экономический элемент "Прочие затраты" включены п.п. 5-9 приложения II. Остальные расчеты затрат на производство и реализацию услуг связи производятся в соответствии с пояснениями к таблице 1.

Смета капитальных затрат.

Эта смета является планом технического развития предприятия, в котором представлены перспективы по обновлению его основных фондов. Составляется этот план, как и весь бизнес-план в целом, на 3-5 лет. В курсовой работе смета капитальных затрат составляется на 1 год, как и все другие сметы. Исходные данные к составлению сметы представлены приложением 12. При составлении сметы следует помнить, что источниками финансирования капитальных затрат могут быть чистая прибыль предприятия, амортизационные отчисления, ассигнования из бюджета (под государственные заказы), долгосрочные кредиты и другие. Но главным источником финансирования этих затрат, как и любых других, является выручка от реализации продукции. Это должно быть учтено при составлении сметы движения денежных средств.

План распределения чистой прибыли

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть использована на различные производственные и социальные цели. При этом предприятие может формировать из чистой прибыли целевые денежные фонды (фонды накопления, потребления, социальной сферы, резервный фонд), но может и не формировать, сообразуясь с принятой им учетной политикой.

В курсовой работе принимается условие, что все варианты формируют резервные фонды и фонды накопления, но не образуют из чистой прибыли фондов потребления и фондов социальной сферы.

Но отсутствие формирования этих фондов не означает, что предприятие не делает из чистой прибыли расходов, соответствующих назначению этих фондов. Предприятие может осуществлять жилищное строительство, не формируя фонда социальной сферы; может осуществлять премирование, оказывать материальную помощь, выплачивать дивиденды из чистой прибыли и т.д., не формируя фонда потребления.

Распределение чистой прибыли по вариантам курсовой работы представим в таблице 5.

Таблица 5

Распределение чистой прибыли, тыс. руб.

  Наименование показателей    
1 Чистая прибыль (Пчист.)    
2 Направления использования чистой прибыли    
а на формирование:    
  - фонда накопления (в % от Пчист) 70  
  - резервного фонда (в % от Пчист ) 5 % от Пчист  
б на цели социального развития предприятия:    
  - материальную помощь 200  
  - премирование 140  
  - содержание детских и медицинских учреждений 120  
  - на жилищное строительство 25  
  - приобретение путевок 68  
  - прочие социальные нужды 80  

Приложение

Исходные данные для расчета сметы затрат на предоставление услуг связи.

  Наименование показателей  
1 Ставка НДС, % 20
2 Ставка налога на прибыль, % 29
3 Отчисления в резервный фонд, % от чистой прибыли 5
4 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. (без учета новых основных фондов) на начало планир. года. 10000
5 Средняя норма амортизации, % 5,7
6 Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. руб. 4
7 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. (из табл. 6)*)  
8 Денежные средства на начало года, тыс. руб. 120

*) Среднегодовая стоимость оборотных средств рассчитывается упрощенно:

ОБС на начало года + ОБС на конец года / 2

Приложение

Расчет выручки от реализации услуг связи, тыс. руб.

  Наименование показателей  
1 Доходы от продажи услуг связи:  
  - населению 2500
  - организациям 3450
2 Доходы от установки телефонных аппаратов:  
  - населению 390
  - организациям 450
3 Доходы от оплаты разговоров населения с таксофонов 350
4 Дополнительные доходы, полученные в порядке взаиморасчетов от других предприятий связи 300
5 Прочие суммы доходов 250
6 Выручка от реализации услуг связи, с учетом НДС  

Приложение

Исходные данные для расчета сметы затрат на предоставление услуг связи.

  Наименование показателей  
1 Планируемая среднесписочная численность работников, чел. 300
2 Расходы на потребление материалов, топлива, запчастей, тыс. руб. 40,00
3 Корректирующий коэффициент, учитывающий рост цен на материальные ресурсы и энергоносители, раз. 2,50
4 Норматив расхода производственной электроэнергии (в расчете на 1000 рублей доходов от реализации услуг), руб. 35,00
5 Отчисления в ремонтный фонд, тыс. руб. 70,00
6 Транспортные расходы, тыс. руб. 65,00
7 Расходы на аренду жилых помещений, тыс. руб. 15,00
8 Сумма земельного налога, тыс. руб. 12,00
9 Прочие расходы (30% от фонда оплаты труда)  
10 Планируемый размер заработной платы 1 работника в месяц, руб. 835

Приложение

Исходные данные к составлению сметы, тыс. руб.

     
I Капитальные затраты  
1 Затраты на расширение, техническое перевооружение и реконструкцию, всего, 600
  в том числе:  
  - приобретение нового оборудования 250
  - строительство новых объектов (цехов) 300
  -реконструкция действующих основных фондов 50
2 Затраты на развитие социальной сферы, всего, 270
  в том числе:  
  - строительство нового жилого дома 200
  - строительство детского сада 50
  - другие объекты социальной сферы 20
  Всего капитальных затрат  
II Источники финансирования капитальных затрат  
1 Ассигнования из бюджета 200
2 Амортизационные отчисления  
3 Чистая прибыль  
4 Долгосрочный кредит  
  Всего источников  

Приложение

Исходные данные для расчета прибыли (убытка) предприятия, тыс. руб.

  Наименование показателей  
1 Доходы от ценных бумаг 85
2 Доходы от долевого участия в деятельности других организаций 68
3 Доходы от реализации имущества 55
4 Доходы от сдачи в аренду помещений 127
5 Доходы от сдачи в аренду оборудования 20
6 Выплата дивидендов по ценным бумагам 12
7 Расходы от долевого участия в строительстве жилого дома 25
8 Судебные издержки и арбитражные расходы 95
9 Пени, штрафы, неустойки за нарушение хоз. договоров. 18
10 Потери от стихийных бедствий 87
11 Убытки от хищений 32

Приложение

Исходные данные к расчету прироста оборотных средств

  Наименование показателей  
1 Производственные запасы  
  - норматив на начало года, тыс. руб. 36
  - норма запаса в днях 25
2 Незавершенное производство  
  - норматив на начало года, тыс. руб. --
  - норма запаса в днях --
3 Расходы будущих периодов  
  - норматив на начало года, тыс. руб. 11
  - изменение норматива, тыс. руб. - 1,0
4 Готовая продукция  
  - норматив на начало года, тыс. руб. --
  - норма запаса в днях --

Введение

Целью данной курсовой работы является составление краткосрочного финансового плана (являющегося частью бизнес – плана – документа, призванного высветить курс предприятия, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии. Бизнес – план выполняет 4 основные функции: является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период; он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе; является инструментом добывания средств; является инструментом реализации стратегии предприятия) предприятия, который содержит следующие разделы: операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на труд, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли); финансовый бюджет предприятия бюджеты денежных средств и прогнозного баланс); эффективность использования различных видов ресурсов; управление ценными бумагами, рисками, страхованием; план мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия. Поэтому умение составить финансовый план предприятия является важным условием, цель которого – движение денежных потоков.

Выполнение настоящей курсовой работы по составлению финансового плана предназначено: для практического применения теоретических знаний; получение навыков применения методов оптимального управления финансовыми ресурсами предприятия в перспективе и способности объективной оценки перспектив развития предприятия, а так же закрепление знаний в области бизнес – планирования и, в частности, планирования финансовых показателей.

Основными задачами, которые предстоит решить при составлении финансового плана являются: нахождение базовых показателей выручки, затрат, прибыли; выбор оптимального варианта финансовой деятельности предприятия и составление сметы расходов, себестоимости продукции, баланса денежных поступлений и расходов, смету капитальных затрат, плана прибыли и затрат, анализ, общая оценка и рекомендации к составленному финансовому плану.

Прежде всего планирование представляет собой вид человеческой деятельности, т.е. разработку конкретного плана (таблица с цифрами). Эта деятельность человека может быть успешной или неуспешной. Успех планирования определяется методологией и методикой планирования. Методология планирования означает организацию планирования на базе принципов: научность (расчет плановых показателей должен базироваться на анализе отчетных данных, на определении перспектив развития); комплексность (показатели финансового плана д.б. увязаны между собой. Финансовый план – это единое целое. Поэтому изменение одного финансового показателя влечет за собой изменение других показателей и всей системы в целом) и оптимальность (требует наиболее рационального использования капитала и всех финансовых ресурсов. Этот принцип предполагает выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Методы планирования – это приемы расчета показателей. Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико – экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в в финансовых ресурсах и их источниках; Расчетно – аналитический метод – за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитываются плановая величина его показателя; Балансовый метод – путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них; Метод оптимизации плановых решений – разработка нескольких вариантов планового показателя, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант; Экономико – математическое моделирование – позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя.

Источниками информации для анализа финансового плана в процессе его составления и после, будут являться, полученные расчетным путем, базовые и прогнозируемые показатели выручки, затрат, прибыли и другие данные о финансовом состоянии.

Расчетная часть

Заключение

Составленный финансовый план указывает на успешную и возрастающую хозяйственную деятельность предприятия с учетом прогнозных коэффициентов роста выручки от реализации услуг связи, переменных расходов предприятия и с сохранением прочих базовых показателей деятельности предприятия и внешних факторов.

При сложившейся выручки от реализации услуг, покрытии всех расходов остается достаточная прибыль, часть которой можно направит на приобретение ценных бумаг (акций) других предприятий и на участие в совместной деятельности, т.к. подобные вложения уже принесли неплохой доход (85 т.р. и 68 т.р. соответственно). А также следить за изменениями в этом направлении и при благоприятных стеченьях развивать это направление.

Полученное значение запланированной прибыли сложилось под воздействием увеличения выручки и постоянных расходов, но для его сохранения следует внимательно следить изменениями в постоянных расходов, а так же в переменных расходах. -:

Составление данного финансового плана проводилось с учетом изменений в расходах и доходах, и в направлении – получить максимальную прибыль. Для выбора варианта финансового расчета использовался эффект «производственного рычага» (показывает, что с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону). Расчетная формула этого эффекта включает выручку от реализации из которой вычитают переменные затраты (1) и делят на сумму прибыли от реализации. Из формулы видно, что в делимом значении (1) остаются переменные расходы. Поэтому важно относится к увеличению переменных расходов осторожно, и нельзя полагаться на, при увеличении переменных расходов, увеличение выучки для сохранения уровня прибыли.

Проведенный анализ позволяет лишь в первом приближении признать финансовое положение предприятия вполне нормальным. Как можно убедиться, на предприятии имеются и неликвиды.

В любом случае финансовый анализ позволяет принимать более обоснованные решения. Рассчитывая аналитические коэффициенты, характеризующие работу предприятия, необходимо иметь ввиду, что они носят интегральный характер и для более точного их исчисления целесообразно использовать не только баланс, но и данные, содержащиеся в журналах-ордерах, ведомостях, и другую информацию. Безусловно, при проведении внешнего финансового анализа можно оперировать только теми цифрами, которые содержатся в отчете, но при внутреннем анализе возможность привлечения дополнительной информации нельзя упустить. Например, нужно очень осторожно использовать в расчетах объем производственных запасов. Цифры, которые находят отражение в балансе, могут быть далекими от действительности. Так, к запасам относятся и те материальные ценности на складах, использование которых (во всяком случае, использование по учетной оценке) маловероятно. (Предприятие, имеющее большой запас омертвленных материальных ценностей - неликвидов -, едва ли должно полагать свою ликвидность высокой, хотя баланс может утверждать обратное)

На Западе такого рода явления встречаются гораздо реже, поэтому там отчетность является более достоверной и, следовательно, более пригодной для внешнего пользователя. В наших условиях очищенный от искажений баланс можно получить лишь при внутреннем анализе.

Список литературы

1. Балабанов А. И., Балабанов И. Т., Финансы. – СПб: «Питер», 2000. – 192 с.

2. ПОЛОЖЕНИЕ по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99

3.ПОЛОЖЕНИЕ по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 августа 1992 года N 552 «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»

5. Бухгалтерский учет: Учебник / П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н. П. Кондраков и др.; Под ред. П. С. Безруких. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Бухгалтерский учет, 1996. – 576 с.

6. Романовский М. Н., Финансы предприятий, Учебник – М.: Финансы и статистика, 2000. – с.

 

Методические указания к выполнению курсовой работы

Финансовое планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии. Финансовый план (или система финансовых планов) - один из основных разделов бизнес-плана, который является планом развития предприятия и разрабатывается как для нового, 'только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план предприятия охватывает достаточно длительный период - 3-5 лет, иногда и больше. В этом случае финансовый план является финансовым разделом бизнес-плана и представляет собой финансовый прогноз на 3-5 лет. Для целей выявления предпринимательского потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый план разбивается на более короткие периоды времени - год, квартал, месяц - и может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом. Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:

1) Анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе ведущих финансовых документов - балансе, отчета о прибылях и убытках, отчете о движении наличности;

2) Долгосрочное финансовое планирование;

3) Оперативное финансовое планирование.

Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные планы (бюджеты). Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие.

Основой краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия. Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов:

1) материальный бюджет - планирует виды и количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;

2), бюджет закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления всех планов;

3) трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности;

4) бюджет управленческих расходов - включает расходы в виде окладов управляющих, расходы на командировки, деловые поездки, гонорары, расходы на служебные помещения и др.;

5) финансовый бюджет, включает в себя: а) бюджет наличности - имеет своей целью обеспечить ликвидность предприятия;

б) бюджет дополнительных вложений капитала - уточняет запланированные денежные расходы на строительство или приобретение оборудования, реконструкцию, расширение производства и пр. Часто в отечественной литературе [3] термин "финансовое бюджетирование" называют "сметным планированием", под которым понимается составление различного рода смет при бизнес-планировании, в том числе и финансовых. При этом предполагается, что финансовый план вбирает в себя результаты других разделов бизнес-плана: планов производства и маркетинга. Это учитывается и в данной курсовой работе, последовательность проведения которой представлена в разделе 2.2.

При расчете показателей используются балансовый и нормативный методы финансового планирования.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.